Чтобы служить интересам общества, нужно постоянно адаптировать цены к возможностям покупателей. (Йоханесс Стенберг, IKEA.)

Не бойтесь быть медленными, бойтесь оставаться неизменными



Роман Озеранский


Создание системы менеджмента качества - всегда изменение организации. Любое изменение организации  начинается с изменения "первого руководителя". Насколько первый руководитель готов меняться сам, ровно настолько и будут успешными те перемены, которые он затеял провести. Слова "перемены" и "изменения" в последнее время очень глубоко вошли в лексикон современного бизнеса, фактически мы говорим о непрерывных улучшениях, если "перемены" не преследуют этой цели, то они никому не нужны.

Казалось бы, все тут ясно, но перемены в организациях  "не идут", при этом многие руководители, после двух - трех попыток провести изменения впадают в самоуспокоение, или в худшем случае пытаются найти "крайнего", и здесь уже не до перемен, поиск виновника опасная вещь. Она опасна тем, что львиная доля проблем организации - проблемы высшего менеджмента, проблемы системы, и конкретные исполнители их изменить не могут, т.е. мы говорим об общих причинах вариабельности, требующих вмешательства в систему. Главная проблема всех изменений - готовность изменяться самим, и в первую очередь на высших уровнях управления компанией. Для инициаторов перемен - враг внутри.

Известный немецкий экономист и философ Карл Каутский как то сказал: "Движение - все, цель - ничто!", тем самым подтвердив глубинный смысл любого существования. Ведь достижение цели означает конец пути, и понятия "непрерывного совершенствования" теряют всякий смысл. Наши японские коллеги в области менеджмента качества, объясняют это более деликатно - "Движение к цели больше, чем цель", и тогда все встает на свои места, организации в постиндустриальном мире либо изменяются, либо стагнируют, теряют позиции и умирают.

Успех или неудача проведения преобразований напрямую зависит от двух вещей: как вы будете их проводить и с кем. Сотрудники работающие в наших компаниях будут совершенно по разному относиться к тем новациям, какие вы будете предлагать. Будут безусловные сторонники (меньшинство), выжидающие, а фактически - "болото" (большинство), противники. В Американском обществе качества существует правило, называемое правилом "20-60-20", формулируемое примерно так: при проведении перемен вы можете ожидать, что 20% людей будут ее поддерживать, 60% будут нейтральными и 20% будут принципиально против. Цена вопроса заключается в том, как не позволить этим отрицательно настроенным 20% повлиять на нейтральные 60%, или как сделать первые 20% лидерами перемен.

Не следует ожидать ослабление темпов изменений в мировом бизнесе, ожесточенность борьбы за лидерство будет только возрастать. Изменения не будут успешными до тех пор, пока в компании нет ощущения чувства кризиса. Понимание важности изменений и готовность к ним являются предпосылкой к успеху. В ситуации когда перемены за воротами организации будут бурлить, адекватный ответ им сможет дать только командная работа. Даже самые одаренные, харизматичные руководители не будут обладать ни временем, ни знаниями для отслеживания быстроменяющейся информации, о предупреждении речь уже не идет. А ведь надо объяснить смысл изменений сотрудникам, и это как минимум. Сделать их сторонниками, завоевать сердца и умы коллектива - вот цель. А как сделать сторонниками? Делегируйте им необходимые полномочия, для ваших сотрудников это будет один из лучших мотиваторов. Для организаций где реализованы такие взаимоотношения характерны "уплощенные" структуры управления, отсутствие бюрократического аппарата, самоуправление в коллективе, в таких организациях приветствуются решения связанные с риском. Эти организации постоянно меняются и работают в парадигме "нового маркетинга" - "Уже сегодня предоставлять потребителям то, о чем другие завтра будут только мечтать".

Мир изменяется такими темпами, что впору спросить себя: "Возможно ли вообще сегодня выжить"? Организации претерпевают радикальные изменения. Раньше организации понимались, как совокупность организационной структуры и ресурсов (люди тоже считались ресурсами, и последняя версия ISO 9001 не изменила эту ситуацию) с целью создания добавочной стоимости. Сегодня люди - это ваши активы и драгоценности, ничего более ценного у вас нет, только они изменят вашу организацию и приведут ее к процветанию. Изменяйтесь сами, помогайте изменяться им, и успех вам гарантирован. Все течет, все изменяется, только изменения неизменны.


Опубликовано в журнале "Методы менеджмента качества"






Также на сайте:
Развитие и внедрение менеджмента качества в крупных компаниях и на малых и средних предприятиях (SME). Опыт скандинавской страны.
Использование инструментальной системы ARIS при построении систем менеджмента качества

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте