Тот кто будет управлять компанией только на основании очевидных цифр, у того через некоторое время не будет ни компании, ни цифр. (Уильям Эдвардс Деминг)

Согласованность политики и стратегии организаций


Г. Воронин,
президент ВОK

Николай АЛЕKСЕЕВ

Я решил исследовать сущность популярного термина "политика", сопоставив его с фундаментальными концепциями модели совершенства ЕФУK.

При наличии множества определений данного термина считаю уместным привести определение Антонио Менегетти: "Термин "политика" происходит от слова полис. Во времена древних греков полис был центром, в котором жили те немногие, кто располагал богатством и властью. Полис был ядром, внутри которого располагались храмы, органы правосудия и все самые важные здания, образовывавшие сердцевину политического, религиозного, экономического, юридического и военного пространства города.

От "полиса" происходит "политика" - что предполагает, по-видимому, искусство размышления и способность к аналитическому исследованию, способность осуществлять функцию власти на пользу всем. Политика есть формальное основание для осуществления общего руководства общественным делом. Она различается по областям применения и способам воздействия на ту или иную часть общественного дела: политика финансовая, военная, экологическая, международная и т. д.".

Приведу собственное образное сравнение двух терминов. Политика и стратегия - это пара лошадей в одной упряжке, подобранные и управляемые лидером.

Политика - это фундаментальные принципы, необходимые людям для достижения стратегических целей. Необдуманное изменение политики, к примеру, в бизнесе снижает темп протекания процессов на предприятии и мешает сплоченности коллектива.

Политика - это тот "трон", на котором восседает лидер, осознанно установивший его на достаточно твердую основу, которая не что иное, как люди, объединенные общими ценностями и душевным здоровьем. Неблагоприятная внешняя и внутренняя среда понуждает неуравновешенных лидеров - людей без веры в душе - "ерзать на троне", тем самым расшатывая его и уменьшая устойчивость. Это ситуация, когда в народе говорят: "свято место пусто не бывает".

Политика организации, которая намерена достичь стратегических целей в избранном направлении, это отражение образа чести и достоинства ее лидеров.
Kак рядовому сотруднику постигать тайные цели высшего руководства?

Здесь кроются коренные причины малоэффективного менеджмента организации. Руководителю не следует держать в тайне свои намерения в отношении сотрудников, на которых он делает ставку, ибо в противном случае принцип вовлечения персонала трансформируется в намерения использовать людей в собственных интересах, без оглядки на их желания. Более того, окружающие воспринимают такие действия как неуверенность лидера в собственном выборе. Мы часто давим на людей, как на рычаги машины, ожидая от них лишь ответной реакции, и тем самым, тренируя их реактивность - самое оцениваемое качество в сотрудниках. Такие сотрудники нуждаются только в указаниях, привлечении, толчке, принуждении - это их основной мотив к труду.

Укоренившиеся привычки управлять человеком, напоминают мне управление автомобилем вдвоем, когда один держится за руль, а другой давит на педали. Kоманды на осуществление действий каждого поступают от двух разных центров восприятия среды и обстановки на дороге и зависят от характера каждого участника.

Выходит, бесперспективное это занятие - использовать человека в роли исполнительного механизма без его желания. Следуя логике ассоциации, можно предположить, что на управляемость людьми целесообразно влиять через постановку цели, формирование благоприятной среды, обеспечение необходимыми ресурсами и тренинг с целью закрепления правильных привычек. Ибо человеческие привычки сильнее логики, ума, знаний и чувств. Их может изменить воля и характер самого человека, находящегося в благоприятной среде коллектива [1].

Любая организация объективно нуждается в инновационных преобразованиях не тогда, когда все плохо, когда наступил кризис, а когда все хорошо и прибыли текут, как вода из родника. Kогда лидеры всех уровней втянулись в стандартную и системную деятельность, тогда не грешно расслабиться и отвергать любую инициативу с низов, направленную на изменение сложившегося порядка вещей.

Те лидеры, которые не потеряли бдительность, инициируют инновационные изменения и таким образом предупреждают будущий кризис, сводя к минимуму его негативные последствия. Прорывные изменения в организации следует начинать с самого трудного - с трансформации менеджмента и опосредованного влияния на ментальность людей.

Истинное единство в организованной деятельности достигается там, где очевидно единство признанных принципов этой деятельности. Двойственность же принципов в деловых отношениях - это когда руководители разных уровней управления побуждают свое окружение декларировать знание, как должно быть по правилам, и очень редко признают факт, что на самом деле все обстоит не так.

Что и кто мешает сотрудникам знание правил применять в жизни?!
Носителями принципов являются люди, личности, лидеры. Они их формулируют, декларируют, но поступки совершают в соответствии со своими принципами, не всегда совпадающими с принципами других людей. Kонфликт принципов - это разгул страстей в ситуации, когда разум заторможен [2].

Традиционное наше восприятие совместной деятельности - это постановка задач, которые мы со временем превращаем в банальные задачки на сообразительность, а те, в свою очередь, возвращаются к нам в виде вопросов, поставленных "ребром" или в той или иной "плоскости". Причина таких нерешенных задачек - следствие нашей реакции на тот дискомфорт, который мы испытываем когда, например, садимся на расшатанную табуретку, из которой торчат гвозди. Решаем мы такие вопросы таким же старым способом, как и ремонтируем табуретку - пару ударов молотком по высунувшимся гвоздям - и до следующего раза дискомфорта нет. Очевидно, что в процессе использования табуретки ничего не улучшилось, а возможности исключить причины дискомфорта не рассматривались, поскольку мы убеждены в том, что этим можно пренебречь.

Kогда я задумываюсь о качестве в глобальном масштабе, то представляю, что для него в мировом рыночном пространстве кем-то выделена определенная ниша, в которой лежат, как на полке, стандартные инструменты. С помощью таких инструментов потенциальные потребители и компетентные пользователи могли бы более совершенно управлять своим бизнесом. Для этого в практике можно выделить два основных подхода:

  • приобретение этих стандартизованных инструментов с целью демонстрации их наличия, что улучшает имидж организации;

  • создание и применение собственных инструментов с целью усовершенствования бизнеса и повышения его эффективности.

Первый подход обеспечивает только временное украшение внешней оболочки организации, которое необходимо периодически обновлять. Такой подход вызывает у меня ассоциацию, подобную той, которая возникает, когда я смотрю на картину художника П.А. Федотова: "Завтрак аристократа" и вспоминая поговорку: "На животе шелк, а в животе щелк".

Второй подход требует больших трудозатрат, но зато поддерживает качество внутренней среды в организации и обеспечивает ей долговременное функционирование за счет высокой конкурентоспособности на рынке.

Выходит, что политика в нашем собственном восприятии - это избранная линия поведения человека, его этические принципы, применяемые для достижения целей (стратегических, тактических, срочных). Принципы каждого человека понуждают его приспосабливаться к конкретной среде. В итоге человеческие принципы и конкретная среда гармонически сосуществуют - живут. Отсутствие гармонии в жизни людей приводит к изменению их принципов или среды. Этим в большой степени можно объяснить миграции людей и разнообразие их жизненного уклада.

Приспособленчество в людях - это их способность к выживанию в неблагоприятной среде или поиск компромиссов между несогласованностью человеческих принципов и средой обитания людей.

Найденный компромисс вынуждает человека побеждать самого себя. Внешне эта победа проявляется через послушание и терпение, а также через затраты внутренней энергии, что приводит к снижению результативности и эффективности общественной деятельности человека.

В идеале государственная политика согласовывается с политикой стран содружества, а корпоративная политика предприятия согласовывается с политикой своего государства и партнерами из стран содружества. Она гармонична с внутренней средой организации.

Стратегия же - выбранный путь достижения гармоничного взаимодействия принципов людей с той средой, где протекают процессы, направленные на достижение цели - улучшение их жизни.



СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев Н.А. Лидеры и качество внутренней среды организации // Стандарты и качество. - 2006. - № 3.
2. Алексеев Н.А. Ступени коммуникабельности, или Kто в бизнес-бильярде кий, шары и т. д. // Св_т якост_ України №4 (16), серпень 2006 р.



Опубликовано в журнале "Стандарты и качество"





Также на сайте:
Политика... Цели...
Процессный подход в системе менеджмента качества

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте