Нет предела совершенству, нас ограничивает незнание методов.
Воробьев Дмитрий Олегович
Введение
Российский бизнес вплотную приступил к освоению новейших западных управленческих подходов и технологий. Одной из современных базовых управленческих наук является логистика. "Идеология" логистики подразумевает интеграцию в единый комплекс производственной технологии компании, механизма финансирования, коммуникаций, миграцию и формирование персонала, а также другие ключевые функции. Предметом логистики является комплексное управление всеми материальными и нематериальными потоками в системах.
Связь логистики и управления качеством
Одной из основных задач логистики является создание интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающей высокое качество продукции. Упоминание качества продукции не случайно, поскольку применение принципов логистики в управлении производством позволяет напрямую реализовать такие принципы менеджмента качества как взаимовыгодные отношения с поставщиками, процессный подход, системный подход и ориентация на заказчика. На рисунке 1 изображена схема, поясняющая данное утверждение.
Рисунок 1 - Комплекс логистических систем на предприятии
Расшифровка сокращений, представленных на рисунке:
JIT (Just-In-Time) - принцип отказа от излишних запасов и сокращения сроков производства;
CRM (Customer Relationship Management) - управление отношениями с заказчиками;
ERP (Enterprise Resource Planning) - планирование ресурсов предприятия;
SCM (Supply Chain Management) - управление цепочкой поставок;
PDM (Product Data Management) - управление данными о продукции - обеспечивает электронный документооборот, идентификацию и прослеживаемость.
Итак, именно логистика реализует системный подход, объединяя в единый механизм поставщика, производство и заказчика. Представляется, что оставшиеся принципы менеджмента качества также реализуются при внедрении логистического управления, однако это происходит косвенным путем. Логистическая концепция организации производства включает в себя следующие основные положения: отказ от избыточных запасов; отказ от завышенного времени на выполнение вспомогательных и транспортно-складских операций; отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказов покупателей; устранение простоев оборудования; обязательное устранение брака; устранение нерациональных внутризаводских перевозок; превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров.
В последнее время наибольшего прогресса в деле интеграции логистики в систему управления качеством на западе добились компания Форд и группа AIAG.
Стандарт компании Форд в области логистики
Компания Форд разработала стандарт, содержащий требования к системе управления материалами на предприятии в рамках QS-9000. Стандарт "Требования к системе управления материалами" (MS-9000) определяет фундаментальные требования, предъявляемые автомобильной компанией к поставщикам производственных и запасных деталей и материалов. Соответствие предприятия стандарту MS-9000 оценивается с помощью "Руководства по оценке системы управления материалами" (MMSA). Форд определяет следующие уровни соответствия стандарту:
Минимальные требования - для новых поставщиков - результат не ниже 80 баллов при проведении самооценки по методу MMSA, и предоставление плана действий, направленных на улучшение и соответствие более высоким требованиям.
Соответствие стандарту (QI Award) - результат MMSA не ниже 100 баллов.
Отличие в области всеобщего качества (TQI Award) - результат не ниже 100 баллов плюс успешное прохождение аудита системы управления качеством, проводимого компанией Форд с акцентом на действия по непрерывному улучшению.
Стандарт группы AIAG в области логистики
Группа AIAG разработала стандарт, содержащий рекомендации по внедрению управления материалами. Стандарт "Руководящие указания для операций менеджмента материалов" (Materials Management Operations Guidelines) предоставляют всесторонний набор бизнес процедур внутри функции менеджмента материалов автомобильной производственной организации. Руководящие указания по операциям менеджмента материалов устанавливают существенные компоненты системы менеджмента материалов для поставщиков товаров и услуг в автомобильной промышленности, а также предоставляют принятые в отрасли инструменты постоянного улучшения для самооценки процесса управления материалами. MMOG спроектирован так, чтобы дополнить QS-9000 детализацией требований к менеджменту материалов; в нем предлагается следующий алгоритм управления материалами:
заключение контрактного соглашения между поставщиком и заказчиком;
электронная передача данных о требуемых поставках непосредственно в производственную систему предприятия-поставщика;
совместный анализ заказа поставщиком и заказчиком на предмет значительных изменений потребности в материалах и корректировка календарных планов;
заказчик утверждает календарный график производства и передает данные о нем поставщику в электронной форме;
отдел календарного планирования поставщика анализирует требования заказчика и корректирует собственный календарный план, а также сообщает субподрядчикам о возможном увеличении потребности в материалах;
происходит приемка входящих партий товара от субподрядчиков с использованием заблаговременного извещения об отгрузке и передача полученных материалов внутренним потребителям;
осуществляется размещение запасов по принципу "первым получено-первым использовано" и визуальный менеджмент запасов;
производственный отдел упаковывает и маркирует детали для отправки заказчику;
детали собираются в комплекты, маркируются специальными этикетками заказчика и отправляются; при этом заказчику в электронной форме передается извещение об отгрузке.
Заключение
По данной теме можно сделать следующие выводы:
Стандарты по управлению материалами, разработанные компанией Форд и группой AIAG, непосредственно связывают управление потоками материалов и информации и систему менеджмента качества, а также дают рекомендации по реализации логистического управления производством.
Для успешного внедрения логистического управления производством необходимо активно применять процессный подход, поскольку системы управления цепочкой поставок строятся на основе процессной модели деятельности предприятия.
Управление цепочкой поставок (SCM) пронизывает весь производственный цикл изделия, поэтому может считаться интегрирующим фактором, с точки зрения менеджмента качества реализующим системный подход к управлению предприятием.
Системы JIT (точно-вовремя) и CRM (управление отношениями с заказчиками), которые также можно отнести к логистическому подходу, реализуют на предприятии принцип взаимовыгодных отношений с клиентами и принцип ориентации на заказчика соответственно.
Таким образом, можно с уверенностью заявить, что использование методов и принципов логистики позволяет поднять управление качеством на более высокий уровень, в первую очередь за счет лучшего взаимодействия с поставщиками и заказчиками, а также за счет эффективного использования резервов по времени.
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"