На словах каждый менеджер ратует за качество, но на деле мало кто из них себе представляет, что это такое. (Филипп Б. Кросби)
1994 год. Моя первая командировка на ежегодный конгресс Европейской организации качества (ЕОК), проходящий в Лиссабоне. Перед поездкой я поставила себе задачу познакомиться с издателем официального журнала ЕОК "Европейское качество" Джоном Келли. После торжественного открытия конгресса мы с ним встретились и начали обсуждать планы сотрудничества. У меня была идея распространять "Европейское качество" в России. Во время наших переговоров в конце коридора на фоне освещенного проема появилась фигура подтянутого невысокого человека, который прихрамывающей походкой двигался в нашу сторону. Джон, увидев его, воскликнул, что сама фортуна благоволит нам: приближался один из величайших гуру качества Арманд Фейгенбаум.
Джон познакомил нас и неожиданно для меня договорился с ним об интервью для российского журнала "Стандарты и качество", который я представляла. На следующий день я взяла свое первое интервью у Арманда Фейгенбаума. Сейчас перед вашими глазами второе интервью с известным ученым - в журнале, который продолжает традиции "Европейского качества".
Наталия Томсон. Господин Фейгенбаум, опишите, пожалуйста, свое детство и юность. Что вам больше всего запомнилось из этой поры? Можете ли вы назвать ее счастливой?
Арманд Фейгенбаум. Я вырос в Питсфильде, крупном промышленном городе США на границе штатов Массачусетс и Нью-Йорк. Именно здесь зародилась мировая электротехническаяпромышленность и была основана крупнейшая корпорация General Electric Company (GE). Мой отец владел собственной компанией, а мать была профессиональной пианисткой. Я с ранних лет интересовался техникой, родители всячески поощряли мое увлечение и хотели, чтобы я получил достойное образование. Мой дед, один из первых руководителей GE, настаивал, чтобы я изучал ремесленные специальности.
После окончания средней школы я поступил в Union College в городе Скенектеди (штат Нью-Йорк), признанном одним из лучших во всем мире центре подготовки высококвалифицированных специалистов по электротехнике.
В докторантуре Массачусетского технологического института в Кембридже я уделял большое внимание математике, инженерным наукам, экономике, системотехнике, а также совершенно новой тогда для меня области - менеджменту качества. Я получил докторские степени по технологии и экономике и в течение нескольких лет совмещал учебу с работой в GE: был инженеромтехнологом промышленного производства и инженером-конструктором авиационных двигателей. Там же я впервые начал широко применять методы системотехники и менеджмента качества как альтернативы традиционным методам проверок и испытаний.
Я достиг заметных успехов в повышении качества авиационных двигателей и производственных процессов, и мне предложили создать и возглавить первое в GE специализированное подразделение менеджмента качества. Оно очень быстро начало развиваться и добилось отличных результатов, после чего меня стали приглашать в роли консультанта и докладчика по новым методам менеджмента качества как в саму GE, так и на другие предприятия. Наконец, McGrawHill Book Company, ставшая затем издателем всех моих работ, выступила с предложением написать книгу, за которое я с удовольствием ухватился. Моя первая монография называлась "Принципы и практические методы менеджмента качества" и вызвала большой интерес у общественности.
Н.Т. Опишите свой профессиональный путь. Что привело вас в мир качества?
А.Ф. Благодаря моим первым успехам в области менеджмента качества меня в достаточно юном возрасте назначили менеджером по качеству на крупнейшем заводе корпорации GE в городе Скенектеди. Там работало около 45 тысяч человек. В мои обязанности входило обеспечение повышения качества товаров и услуг, чтобы удовлетворять постоянно растущие требования потребителей.
GE была крупнейшей корпорацией, задававшей тон во всей отрасли. Поэтому я постоянно совершенствовался и стремился войти в число самых квалифицированных специалистов по качеству как в General Electric, так и на мировом рынке электротехнической продукции. Для этого я наладил обмен опытом с профессионалами по менеджменту качества из других организаций.
В то время происходили фундаментальные перемены в теории и практике менеджмента качества. Появилось много служб контроля и проверки продукции, причем менеджмент качества они рассматривали скорее как набор аналитических и статистических методов, а не как системный, комплексный подход, обеспечивающий поставку потребителям высококачественной и надежной продукции, удовлетворяющей их требованиям, к чему всегда стремилась GE.
В GE я в числе прочего следил за применением новых подходов и методов менеджмента качества и их дальнейшим совершенствованием. Многое пришлось изменить. Мы постепенно пришли к пониманию того, что менеджмент качества должен быть средством повышения потребительской ценности продукции и услуг компании, совершенствования квалификации трудовых ресурсов, снижения затрат, связанных с качеством, и решения других проблем. Такой подход сильно отличается от традиционных проверок и испытаний, поскольку предъявляет высокие требования к исполнителям, и моя задача была правильно его внедрить.
Для обозначения всех усилий, необходимых для достижения успеха в данной области, я предложил новый термин "всеобщее управление качеством". Позднее я написал одноименную книгу, в которой разъяснялись общие принципы и методы внедрения этого комплексного подхода. Она выдержала многочисленные издания на многих языках и до сих пор находит широкое применение в мире.
Методология всеобщего управления качеством доказала свою успешность сначала на заводе Schenectady Works, а позднее и в GE, когда меня назначили там менеджером по производственным операциям и качеству. Я помогал внедрять эту методологию многим ведущим компаниям и организациям Европы, Южной Америки и Азии, а особенный интерес она вызвала в Японии. Со временем моя профессиональная квалификация была признана лучшими специалистами по качеству, два срока подряд меня избирали президентом Американского общества качества, а затем включили в число учредителей Международной академии качества.
Н.Т. Насколько я знаю, вы со своим братом Дональдом Фейгенбаумом основали собственную консалтинговую фирму. Расскажите, пожалуйста, об этом.
А.Ф. Наша компания General Systems Company оказывает консалтинговые услуги по внедрению системы всеобщего менеджмента качества, в эффективности которой мы постоянно убеждаемся. Один из наших клиентов старейшая американская компания Union Pacific Railroad, владеющая крупнейшей в США и одной из крупнейших в мире железной дорогой. Внедрение системы всеобщего менеджмента качества позволило ей стать высокотехнологичным и одним из самых эффективных в Америке транспортным предприятием. Другой пример - одна из ведущих промышленных компаний США Cummins Engine, крупнейший в мире производитель дизелей и других мощных двигателей внутреннего сгорания. Система всеобщего менеджмента качества стала ключом к превращению Cummins Engine в одну из силь нейших и наиболее эффективных промышленных корпораций мире, отвечающих требованиям экономики XXI века.
Принципы всеобщего управления качеством и примеры его успешного внедрения мы с моим братом Дональдом достаточно подробно описали в книге The Power of Management Capital.
Мы всегда обращаем внимание издателей на то, что нужно быть очень внимательными при ее переводе на другие языки. Например, в книге приводится английское идиоматическое выражение "If you cannot stand the heat in the kitchen, you should not go in there to cook"1. Его дословный перевод может запутать читателя. А мы этим высказыванием хотели подчеркнуть важность постоянной работы и системности в применении принципов качества, особенно со стороны руководства компании.
Н.Т. Кого вы считаете своими учителями?
А.Ф. Крупнейшая американская компания American Telephone & Telegraph (AT&T) и ее всемирно известное научно-исследовательское отделение Bell Laboratories прославились за счет своих передовых технологий и изобретений. Многие руководители этих организаций были выпускниками Массачусетского технологического института, в котором я учился. Трое из них были пионерами в области качества: Уолтер Шухарт, отец современных методов статистического контроля качества, Джордж Эдвардс, создатель Американского общества качества и Юджин Фишер, основатель службы качества AT&T. Их труды оказали на меня сильное влияние.
В течение многих лет моими наставниками и советниками были профессора менеджмента Массачусетского технологического института Дуглас В. Браун и Альфред П. Слоан.
Н.Т. Чем вы занимаетесь в свободное время?
А.Ф. Свободное время я провожу со своей семьей и друзьями. Очень люблю спорт. Ни дня не могу повести без чтения: книги сопровождают меня в любой поездке. Я продолжаю совершенствовать свое образование.
Н.Т. Каков ваш девиз?
А.Ф. Все, что способствует повышению качества внутри организации, служит ей на благо.
Н.Т. Что бы вы пожелали нашим читателям?
А.Ф. Я желаю всем больших успехов в совершенствовании своих лидерских качеств и творческого, полноценного использования всех новых возможностей, которые предоставляет нам XXI век. Не теряйте энтузиазма, и ваше стремление к совершенству вознаградится. Удачи вам в работе и во всех остальных сферах вашей жизни!
1 В русском языке этой пословице соответствует присказка "Без труда не вытащить и рыбку из пруда". Буквальный перевод английской фразы звучит так: "Если ты не умеешь поддерживать огонь в очаге, не стоит приступать к приготовлению пищи".
Опубликовано в "Деловое совершенство"
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"