Используй только положительные санкции и не применяй отрицательные. (Из записок менеджеров)
Вы никогда не задумывались о том, как менеджмент качества похож на идеологию здорового образа жизни, а консультанты по качеству - на врачей-диетологов? Такое сравнение может показаться странным, но с его помощью удалось выявить новые подходы к повышению качества.
Предприятия, которые игнорируют культуру качества, не продержатся долго.
Дональд Питерсон, экс-председатель правления и исполнительный директор компании Ford Motor
Сравните человека и компанию.
Неправильное питание делает нас уязвимыми. Лишний вес затрудняет передвижение, становится причиной сердечных приступов и многих хронических заболеваний, в частности диабета. Безусловно, правильное питание не способно полностью разрешить все перечисленные проблемы, но оно позволяет значительно снизить риски.
Компанию уязвимой делает низкое качество. Применение неэффективных методов работы и менеджмента затрудняет и замедляет ее деятельность. Хронический перерасход средств, обусловленный низким качеством материалов и комплектующих, подрывает конкурентоспособность. Проблемы с качеством производимой продукции приводят к отзывам товаров и разорительным судебным процессам. Конечно, только посредством повышения качества нельзя разрешить все эти проблемы, но существенно снизить риски можно.
Если говорить о людях, то их борьба за выживание в современном мире менее ожесточенна, чем в древности. Человек окультурил окружающую среду и устранил многие природные опасности. У него есть семья и друзья, способные поддержать в минуты слабости и помочь в беде. Условия существования корпораций нельзя назвать такими же благополучными.
В хорошие времена у неэффективной компании есть небольшой шанс на выживание, но когда обстановка меняется к худшему, корпорации ведут себя подобно волкам, уничтожающим слабых.
Потенциальные выгоды
Многие не понимают, что главная цель любой диеты - улучшение здоровья, а не просто снижение веса. Это касается и диеты качества. Однако некоторые компании проходят сертификацию на соответствие стандартам ИСО серии 9000 и проявляют иные внешние признаки озабоченности проблемами качества только для того, чтобы производить благоприятное впечатление на потребителей. Они не стремятся к реальным системным улучшениям. Красивая "внешность" может привлекать какое-то время потребителей, но рано или поздно они обнаружат, что за ней не стоит ничего полезного. Таким образом, улучшение качества не сводится лишь к устранению "лишнего жира". Оно должно быть нацелено на повышение реальной жизнеспособности компании, улучшение ее "здоровья".
Часто избыточное внимание к какой-то одной стороне диетического питания приводит к нарушению баланса, например к недостатку витаминов, протеинов или минеральных веществ. При повышении качества также нельзя отдавать предпочтение какому-нибудь одному методу. Чрезмерное сокращение расходов, например, способно обескровить корпорацию, а бесконечная погоня за краткосрочным увеличением прибыли загоняет существующие проблемы вглубь. Часто удается значительно понизить уровень дефектности продукции, но стремление к абсолютному совершенству в этом вопросе оказывается для компании разорительным. Увеличение объемов производства продукции, не сопровождающееся повышением или хотя бы поддержанием прежнего уровня ее качества, отталкивает покупателей и в конечном итоге ведет к сокращению объемов продаж.
Выбор подходов к повышению качества
Существует бесчисленное множество разнообразных способов похудеть. Одни достаточно эффективны, другие почти бесполезны, а третьи могут быть даже опасными для жизни. В идеале человек, желающий похудеть и не навредить своему здоровью, должен разработать план действий совместно с диетологом.
В области качества тоже существует множество разнообразных подходов, в том числе TQM, циклы PDCA и PDSA, методы статистического управления процессами, планирования эксперимента, выборочного приемочного контроля, многомерного регрессионного анализа, ИСО 9001, ИСО/ТУ 16949, методы организации бережливого производства, методология "Шесть сигм", методы инженерной статистики, 14 правил Эдвардса Деминга, "триада качества" Джозефа Джурана, методы бездефектного производства Филиппа Кросби. И это не полный перечень. Выбор правильного метода повышения качества или определенного сочетания нескольких подходов способен повысить эффективность компании. Ошибочный выбор, в свою очередь, может ослабить компанию, отвлекая ее ресурсы на решение неактуальных проблем.
Применение радикальных методов дает гарантированные результаты, но с ними сопряжены определенные риски. Разобраться во всем этом поможет только опытный специалист.
Реализация плана
Диетолог помогает пациенту правильно питаться, хвалит за успехи и предупреждает о возможных неудачах. Но как бы идеально ни была составлена диета, она окажется бесполезной, если пациент не заинтересован в укреплении собственного здоровья.
Это касается и менеджмента качества. Специалист по качеству бессилен без личной заинтересованности руководителя в совершенствовании компании. А очень часто руководители напоказ заявляют о важности качества для их компании, но не подкрепляют свои слова действиями.
Возможные ошибки
В менеджменте качества и диетологии наблюдаются похожие ошибки. Специалисты по качеству добьются хороших результатов, если научатся их распознавать и избегать.
1. Бестактность. Так же, как толстякам не нравится, когда им напоминают об их лишнем весе, руководителям компаний не нравится, когда им говорят о недостаточно качественной работе их предприятий. Поэтому до того, как начать указывать на проблемы в компании, специалист по качеству должен изучить характер своего клиента, его взаимоотношения с окружающими, состояние дел в компании. Мудрый руководитель всегда будет благодарен за правду и поймет необходимость изменений, но тактичность в общении не помешает. Хорошим началом может стать обсуждение проблем, связанных с поставщиками и потребителями. А после того как в компании будут реализованы первые небольшие усовершенствования, руководитель станет более лояльно воспринимать критику.
2. Непонимание системы. В одной из программ похудения используется особая система подсчета потребляемых калорий. Например, одно большое яблоко оценивается двумя очками. Если человек недостаточно внимателен, он легко запутается в подсчетах и вся диета пойдет насмарку. Небольшие недоразумения в процессе повышения качества также способны подорвать самые ценные начинания. При ошибках в расчетах, плохой коммуникации, неверной калибровке измерительных приборов система повышения качества может дать сбой.
3. Курс на краткосрочные результаты. Бывает, что, сев на диету, один человек значительно теряет в весе уже в первую неделю, а другой, строго придерживаясь всех правил, долго не получает нужного результата. Как правило, первый человек быстро расслабляется и начинает нарушать правила диеты. А второй, наоборот, будет эти правила ужесточать и может навредить здоровью. О вероятности возникновения таких ситуаций в менеджменте качества предостерегал Э. Деминг, описывая широко известный эксперимент с красными бусами1. Небольшие вариации и отклонения наблюдаются всегда, но реагировать на каждое из них опасно. Для серьезных усовершенствований следует ориентироваться исключительно на долгосрочные цели.
4. Нестабильное качество. Всем диетологам знакома такая ситуация. Пациент пару месяцев переедает и ведет малоподвижный образ жизни. А когда обнаруживает, что сильно поправился, садится на жесткую диету и интенсивно занимается спортом, чтобы восстановить хотя бы прежнюю форму. Оказывается, что обеспечивать небольшой, но устойчивый прогресс намного проще, чем исправлять проблемы, созданные собственными руками. Об этом неплохо напомнить сотрудникам, которые с первого раза не могут качественно выполнять порученную им работу. Они ошибочно полагают, что на исправление ошибок всегда найдется время.
5. Ложная экономия. Вы отказались от обеда, но наелись шоколада вечером? Таким способом похудеть невозможно. Точно так же, сокращая расходы в одном подразделении, не изменяя или даже увеличивая их в другом, вы не добьетесь улучшений.
6. Временные усилия. Качество не должно быть просто лозунгом. Им не может заниматься один человек или одно подразделение. Оно не должно подчиняться сиюминутным производственным потребностям. Качество - это долгосрочная цель, требующая фундаментальных изменений. Если компания желает добиться устойчивого успеха, культура качества должна распространяться во всех ее подразделениях.
Итак, если вы хотите доступно объяснить специалисту по качеству свои требования, сравните его работу с деятельностью диетологов. Вместе с ним составьте план оздоровления компании. Устраните "вредные привычки", мешающие вам зарабатывать больше. Приветствуйте любые улучшения. Поощряйте сотрудников, предлагающих идеи по совершенствованию компании. Делитесь своим опытом с другими.
1 Из эксперимента Э. Деминга с красными бусами следует, что любые вариации показателей должны быть связаны с системой, а не исполнителями. Подробнее об этом эксперименте читайте в книге: Г. Нив. Пространство доктора Деминга. - М.: РИА "Стандарты и качество", 2003. - 152 с.
Тимоти Дж. Фолкертс - инженер по качеству и надежности, член Американского общества качества.
Опубликовано в "Деловое совершенство"
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"