Если мы хотим что-либо сделать, мы ищем решение, если нет - причину!

Программа "100 лучших товаров России"


Гличев А.В.

Россия



Переход России на использование рыночных механизмов в экономике поставил не мало проблем перед наукой и практикой управления и обеспечения качества товаров и их конкурентоспособности.

Прежде всего необходимо было понять природу современных рыночных механизмов, масштаб и силу их влияния на качество в, так называемых, развитых в экономическом отношении странах.

Необходимо было также определить в какой мере можно использовать в новых условиях опыт и багаж накопленный в период государственного планирования и управления общественным производством в нашей стране.

Проделанная аналитическая работа представляет лишь первый шаг в сложной и длительной работе, особенно если учитывать глубину происходящих перемен, масштаб и значимость Российской экономики.

Следует особо подчеркнуть, что опыт других крупных стран в проведении подобных реформ отсутствует. Это еще больше усложняет поиск новых путей эффективного улучшения качества в условиях происходящих перемен.

Россия опять, в который раз, находится в состоянии социально-экономического эксперимента, имеющего глобальный характер.

Анализ, проведенный в указанных направлениях, позволяет сделать несколько важных выводов в практических целях:

  1. Организационно-технический инструментарий управления и обеспечения качества в новых экономических условиях сохраняется. Более того, его роль сильно возрастает. Сюда включается - компьютерное проектирование новой продукции, формы ускоренной подготовки ее производства, метрологическое обеспечение, технические измерения, контроль и испытания продукции и т.п.

  2. Рыночные отношения и конкурентная среда объективно приводят к весьма значительному углублению характера потребностей и их дифференциации. Это обстоятельство требует теперь интенсификации всей деятельности в области качества по сравнению с системой планового государственного управления производством.

  3. Необходимость укрепления имиджа товаропроизводителя на рынках и создание эффективных систем качества резко повышает роль стандартов организаций и требует укрепления служб стандартизаций. С определенными изменениями и корректировками можно использовать принципиальные положения систем стандартов по подготовке производства, безопасности труда и некоторых других.

  4. Темпы роста качественного содержания производимой продукции теперь опережают темпы роста объемов ее производства и продаж.

  5. Методология системного, комплексного подхода к организации управления и обеспечения качества оправдана и эффективна как в условиях плановой, так и рыночной экономики.

  6. Максимальная прибыль товаропроизводителей, характерная для рыночной  экономики, также как и выполнение  государственных заданий теперь не являются достаточным для оценки деятельности по улучшению качества продукции и повышению ее конкурентоспособности.

  7. В новых экономических условиях критерии производственной деятельности имеет многосторонний характер, включающий по крайней мере:

  • оптимальный размер прибыли, необходимый для обеспечения роста качества при расширенном воспроизводстве;

  • максимально возможное удовлетворение растущих потребностей и запросов покупателей товаров;

  • устойчивость товаропроизводителя в условиях конкуренции.

Познавая особенности переходного периода, ученые и практики нашей страны осуществляли поиск новых приемлемых форм и методов улучшения качества и повышения конкурентоспособности отечественных продукции и услуг.

В переходный период активно разрабатывались законодательные меры, активно разрабатывались системные меры неправительственного, общественного, характера. Создавались неправительственные организации, работающие над проблемами качества. В их числе следует назвать МОСовАСК, Академия проблем качества, Росиспытания, Всероссийское общество качества.

Активизировалась консалтинговая деятельность по применению стандартов ИСО серии 9000 и их адаптации к российским условиям.

Развернулась деятельность по сертификации продукции и систем качества.

Во многих высших учебных заведениях организована подготовка менеджеров по качеству.

Вся эта деятельность сопровождалась стремлением объединить предпринимателей и общественность в интересах улучшения качества продукции и повышения ее конкурентоспособности.

Одной из таких форм объединения усилий стала разработка и широкое внедрение в практику Программы, получившей наименование  "100 лучших товаров России".

Разработка Программы, ее методология и структурные построения осуществлялись с учетом выше сформулированных выводов и происходящих изменений в экономике.

Основными целями Программы являются:

  • создание высокой репутации российских товаров и товаропроизводителей;

  • поддержка местных инициатив по объединению усилий коммерческих, государственных и общественных организаций, направленных на повышение качества и конкурентоспособности отечественных товаров и услуг;

  • содействие росту качественного содержания внутреннего валового продукта (ВВП);

  • усиление мотивации предприятий к участию в Конкурсе на Премию Правительства Российской Федерации в области качества;

  • содействие широкому внедрению современных методов управления и обеспечения качества товаров на основе отечественных и международных стандартов.

Исходные принципы реализации Программы заключаются в следующем:

  • добровольность участия в Программе;

  • вовлечение широкого круга компетентных специалистов и представителей общественности в решение практических задач улучшения качества отечественных товаров и повышения их конкурентоспособности;

  • активизация общественной деятельности, направленная на улучшение качества товаров и повышение их конкурентоспособности на состязательных, конкурсных началах;

  • системность организации деятельности в рамках Программы;

  • в конкурсном проекте участие Программы осуществляется только на некоммерческой основе.

Фундаментальным звеном Программы являются предприятия и организации, активно работающие над улучшением качества продукции и услуг, повышением их конкурентоспособности.

В субъектах Российской Федерации работу в рамках Программы осуществляют 84 специально сформированные общественные региональные комиссии по качеству.

В состав региональных комиссий по качеству входят работники лучших предприятий, торгово-промышленных палат, обществ потребителей, средств массовой информации и другие. Комиссии, как правило, возглавляются работниками избранных органов местной власти.

Руководство Программой осуществляет коллегиальный общественный орган - Совет организаторов Программы (до 2003 года - Координационный Совет).

Cтруктурно-организационная схема управления Программой представлена на рис.1.

Исполнительным органом Совета организаторов Программой в течение всех лет ее функционирования является Дирекция, в которой работают высококвалифицированные научные работники и менеджеры.

Дирекция осуществляет организаторские, методические функции и проводит аналитическую работу по оценке качества товаров, экономических, социальных и экологических возможностей предприятий - участников Программы. Дирекция оснащена необходимыми техническими средствами.

В рамках Программы реализуются отдельные проекты, имеющие своей целью поддержку позитивных процессов в производстве и на потребительском рынке.

Cистемообразующим проектом является проводимый с годичной цикличностью Конкурс "100 лучших товаров России".

Из года в год расширяются границы конкурса, растет число участников и количество видов продукции. В 2003 году конкурс проводился по пяти номинациям:

  • продовольственные товары;

  • продукция производственно-технического назначения;

  • промышленные товары для населения;

  • услуги;

  • изделия народных и художественных промыслов.

Правила действий и оценки качества обеспечиваются специальными комплектами документов, связанными единым замыслом и общей методологией.

Разрабатывается ряд других проектов.

Программа "100 лучших товаров России" функционирует восьмой год. В таблицах 1 и 2 приведены количественные характеристики конкурсной деятельности Программы.




Количество предприятий-участников Конкурса

Таблица 1

Год Региональный
Этап
Федеральный
Этап
1998 537 319
1999 1001 559
2000 1551 852
2001 2364 1319
2002 2518 1378
2003 3036 1492
Итого 11007 5919
Рост в 5,6 раза в 4,7 раза




img1



Таблица 2

Год Региональный этап

Федеральный этап

(лауреаты и дипломанты)
1998 802 345
1999 2110 766
2000 3159 1180
2001 4634 1787
2002 4540 1860
2003 5668 2038
Итого 20913 7976
Рост в 7,1 раза в 5,9 раз


Представленные в таблицах 1 и 2 данные свидетельствуют о двух важных тенденциях, сохраняющихся на протяжении шести лет:

а) устойчиво растет количество товаров и предприятий-участников Конкурса;

б) последовательно повышается требовательность и объективность оценки региональными комиссиями по качеству при отборе товаров для участия на федеральном этапе.

Многие руководители предприятий считают теперь для себя престижным и эффективным регулярно участвовать в Конкурсе. Сохраняется активный устойчивый интерес к конкурсному проекту Программы.

В рамках Программы осуществляется мониторинг качества в разрезах предприятий различных форм собственности, предприятий малого бизнеса, сравнительного уровня качества используемых методов управления и обеспечения качества экологическим и другим.

Результаты работы в рамках Программы ежегодно отражаются в каталогах "Российское качество", демонстрируются на региональных и центральных выставках и торговых ярмарках.

Отличившиеся руководители, специалисты в области качества, инженерно-технические работники, рабочие и сотрудники предприятий и организаций-участников по представлению региональных комиссий по качеству награждаются Почетными знаками Программы "За достижения в области качества" и "Отличник качества".

Деятельность Программы позитивно оценивается средствами массовой информации в печати, на радио и телевидении.

Усилия региональных комиссий по качеству и предприятий-участников, Совета организаторов и Дирекции обеспечили устойчивое функционирование Программы "100 лучших товаров России". В результате этого Программа практически стала представлять собой общероссийскую, устойчивую организационно-экономическую систему общественного движения за улучшение качества и повышение конкурентоспособности продукции и услуг в условиях формирующихся новых, рыночных отношениях в России.

Белоруссия и Украина начали использовать опыт России, изложенный в настоящем докладе.

Полученные результаты деятельности в рамках Программы "100 лучших товаров России" позволяют предположить, что сложившаяся форма негосударственного управления качеством будет полезна странам с переходной экономикой и прежде всего странам Содружества Независимых Государств (СНГ).


Опубликовано в QUALITY - менеджмент качества и ISO 9000





Также на сайте:
Применение Шесть Сигма в странах с переходной экономикой на примере Аргентины
Возможности стратегического улучшения в современных компаниях

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте