Если мы хотим что-либо сделать, мы ищем решение, если нет - причину!
Гличев А.В.
Россия
Переход России на использование рыночных механизмов в экономике поставил не мало проблем перед наукой и практикой управления и обеспечения качества товаров и их конкурентоспособности.
Прежде всего необходимо было понять природу современных рыночных механизмов, масштаб и силу их влияния на качество в, так называемых, развитых в экономическом отношении странах.
Необходимо было также определить в какой мере можно использовать в новых условиях опыт и багаж накопленный в период государственного планирования и управления общественным производством в нашей стране.
Проделанная аналитическая работа представляет лишь первый шаг в сложной и длительной работе, особенно если учитывать глубину происходящих перемен, масштаб и значимость Российской экономики.
Следует особо подчеркнуть, что опыт других крупных стран в проведении подобных реформ отсутствует. Это еще больше усложняет поиск новых путей эффективного улучшения качества в условиях происходящих перемен.
Россия опять, в который раз, находится в состоянии социально-экономического эксперимента, имеющего глобальный характер.
Анализ, проведенный в указанных направлениях, позволяет сделать несколько важных выводов в практических целях:
Организационно-технический инструментарий управления и обеспечения качества в новых экономических условиях сохраняется. Более того, его роль сильно возрастает. Сюда включается - компьютерное проектирование новой продукции, формы ускоренной подготовки ее производства, метрологическое обеспечение, технические измерения, контроль и испытания продукции и т.п.
Рыночные отношения и конкурентная среда объективно приводят к весьма значительному углублению характера потребностей и их дифференциации. Это обстоятельство требует теперь интенсификации всей деятельности в области качества по сравнению с системой планового государственного управления производством.
Необходимость укрепления имиджа товаропроизводителя на рынках и создание эффективных систем качества резко повышает роль стандартов организаций и требует укрепления служб стандартизаций. С определенными изменениями и корректировками можно использовать принципиальные положения систем стандартов по подготовке производства, безопасности труда и некоторых других.
Темпы роста качественного содержания производимой продукции теперь опережают темпы роста объемов ее производства и продаж.
Методология системного, комплексного подхода к организации управления и обеспечения качества оправдана и эффективна как в условиях плановой, так и рыночной экономики.
Максимальная прибыль товаропроизводителей, характерная для рыночной экономики, также как и выполнение государственных заданий теперь не являются достаточным для оценки деятельности по улучшению качества продукции и повышению ее конкурентоспособности.
В новых экономических условиях критерии производственной деятельности имеет многосторонний характер, включающий по крайней мере:
оптимальный размер прибыли, необходимый для обеспечения роста качества при расширенном воспроизводстве;
максимально возможное удовлетворение растущих потребностей и запросов покупателей товаров;
устойчивость товаропроизводителя в условиях конкуренции.
Познавая особенности переходного периода, ученые и практики нашей страны осуществляли поиск новых приемлемых форм и методов улучшения качества и повышения конкурентоспособности отечественных продукции и услуг.
В переходный период активно разрабатывались законодательные меры, активно разрабатывались системные меры неправительственного, общественного, характера. Создавались неправительственные организации, работающие над проблемами качества. В их числе следует назвать МОСовАСК, Академия проблем качества, Росиспытания, Всероссийское общество качества.
Активизировалась консалтинговая деятельность по применению стандартов ИСО серии 9000 и их адаптации к российским условиям.
Развернулась деятельность по сертификации продукции и систем качества.
Во многих высших учебных заведениях организована подготовка менеджеров по качеству.
Вся эта деятельность сопровождалась стремлением объединить предпринимателей и общественность в интересах улучшения качества продукции и повышения ее конкурентоспособности.
Одной из таких форм объединения усилий стала разработка и широкое внедрение в практику Программы, получившей наименование "100 лучших товаров России".
Разработка Программы, ее методология и структурные построения осуществлялись с учетом выше сформулированных выводов и происходящих изменений в экономике.
Основными целями Программы являются:
создание высокой репутации российских товаров и товаропроизводителей;
поддержка местных инициатив по объединению усилий коммерческих, государственных и общественных организаций, направленных на повышение качества и конкурентоспособности отечественных товаров и услуг;
содействие росту качественного содержания внутреннего валового продукта (ВВП);
усиление мотивации предприятий к участию в Конкурсе на Премию Правительства Российской Федерации в области качества;
содействие широкому внедрению современных методов управления и обеспечения качества товаров на основе отечественных и международных стандартов.
Исходные принципы реализации Программы заключаются в следующем:
добровольность участия в Программе;
вовлечение широкого круга компетентных специалистов и представителей общественности в решение практических задач улучшения качества отечественных товаров и повышения их конкурентоспособности;
активизация общественной деятельности, направленная на улучшение качества товаров и повышение их конкурентоспособности на состязательных, конкурсных началах;
системность организации деятельности в рамках Программы;
в конкурсном проекте участие Программы осуществляется только на некоммерческой основе.
Фундаментальным звеном Программы являются предприятия и организации, активно работающие над улучшением качества продукции и услуг, повышением их конкурентоспособности.
В субъектах Российской Федерации работу в рамках Программы осуществляют 84 специально сформированные общественные региональные комиссии по качеству.
В состав региональных комиссий по качеству входят работники лучших предприятий, торгово-промышленных палат, обществ потребителей, средств массовой информации и другие. Комиссии, как правило, возглавляются работниками избранных органов местной власти.
Руководство Программой осуществляет коллегиальный общественный орган - Совет организаторов Программы (до 2003 года - Координационный Совет).
Cтруктурно-организационная схема управления Программой представлена на рис.1.
Исполнительным органом Совета организаторов Программой в течение всех лет ее функционирования является Дирекция, в которой работают высококвалифицированные научные работники и менеджеры.
Дирекция осуществляет организаторские, методические функции и проводит аналитическую работу по оценке качества товаров, экономических, социальных и экологических возможностей предприятий - участников Программы. Дирекция оснащена необходимыми техническими средствами.
В рамках Программы реализуются отдельные проекты, имеющие своей целью поддержку позитивных процессов в производстве и на потребительском рынке.
Cистемообразующим проектом является проводимый с годичной цикличностью Конкурс "100 лучших товаров России".
Из года в год расширяются границы конкурса, растет число участников и количество видов продукции. В 2003 году конкурс проводился по пяти номинациям:
продовольственные товары;
продукция производственно-технического назначения;
промышленные товары для населения;
услуги;
изделия народных и художественных промыслов.
Правила действий и оценки качества обеспечиваются специальными комплектами документов, связанными единым замыслом и общей методологией.
Разрабатывается ряд других проектов.
Программа "100 лучших товаров России" функционирует восьмой год. В таблицах 1 и 2 приведены количественные характеристики конкурсной деятельности Программы.
Количество предприятий-участников Конкурса
Таблица 1
Год | Региональный Этап |
Федеральный Этап |
1998 | 537 | 319 |
1999 | 1001 | 559 |
2000 | 1551 | 852 |
2001 | 2364 | 1319 |
2002 | 2518 | 1378 |
2003 | 3036 | 1492 |
Итого | 11007 | 5919 |
Рост | в 5,6 раза | в 4,7 раза |
Таблица 2
Год | Региональный этап | Федеральный этап (лауреаты и дипломанты) |
1998 | 802 | 345 |
1999 | 2110 | 766 |
2000 | 3159 | 1180 |
2001 | 4634 | 1787 |
2002 | 4540 | 1860 |
2003 | 5668 | 2038 |
Итого | 20913 | 7976 |
Рост | в 7,1 раза | в 5,9 раз |
Представленные в таблицах 1 и 2 данные свидетельствуют о двух важных тенденциях, сохраняющихся на протяжении шести лет:
а) устойчиво растет количество товаров и предприятий-участников Конкурса;
б) последовательно повышается требовательность и объективность оценки региональными комиссиями по качеству при отборе товаров для участия на федеральном этапе.
Многие руководители предприятий считают теперь для себя престижным и эффективным регулярно участвовать в Конкурсе. Сохраняется активный устойчивый интерес к конкурсному проекту Программы.
В рамках Программы осуществляется мониторинг качества в разрезах предприятий различных форм собственности, предприятий малого бизнеса, сравнительного уровня качества используемых методов управления и обеспечения качества экологическим и другим.
Результаты работы в рамках Программы ежегодно отражаются в каталогах "Российское качество", демонстрируются на региональных и центральных выставках и торговых ярмарках.
Отличившиеся руководители, специалисты в области качества, инженерно-технические работники, рабочие и сотрудники предприятий и организаций-участников по представлению региональных комиссий по качеству награждаются Почетными знаками Программы "За достижения в области качества" и "Отличник качества".
Деятельность Программы позитивно оценивается средствами массовой информации в печати, на радио и телевидении.
Усилия региональных комиссий по качеству и предприятий-участников, Совета организаторов и Дирекции обеспечили устойчивое функционирование Программы "100 лучших товаров России". В результате этого Программа практически стала представлять собой общероссийскую, устойчивую организационно-экономическую систему общественного движения за улучшение качества и повышение конкурентоспособности продукции и услуг в условиях формирующихся новых, рыночных отношениях в России.
Белоруссия и Украина начали использовать опыт России, изложенный в настоящем докладе.
Полученные результаты деятельности в рамках Программы "100 лучших товаров России" позволяют предположить, что сложившаяся форма негосударственного управления качеством будет полезна странам с переходной экономикой и прежде всего странам Содружества Независимых Государств (СНГ).
Опубликовано в QUALITY - менеджмент качества и ISO 9000
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"