Основное препятствие на пути прогресса - не невежество, а иллюзия знаний. (Дэниэл Бурстин)
Промышленное производство, превратившее Соединенное Королевство, США, Германию, Японию в самые богатые и влиятельные страны мира, в настоящее время переживает нелегкие времена. Его спад может оказать весьма пагубное влияние на экономику этих стран. Среди основных проблем следует выделить усиление глобальной конкуренции, быстрые изменения рыночных условий, небывалое усиление влияния потребителей на деятельность производителей продукции.
Экономический спад стал причиной безвременной кончины известных торговых марок, представлявших некогда гордость британской индустрии. Кузовной и автосборочный завод Dagenham перешел во владение компании Ford, известные автомобильные фирмы Rolls-Royce и Bentley перешли к VW и BMW соответственно. Тысячи малых и средних предприятий разорились, потеряв заказы. Эти заказы перешли к зарубежным компаниям, расположенным в Восточной Европе, Китае и Южной Африке. Учитывая дополнительные расходы на транспорт и материально-техническое обеспечение, стратегия переноса производства за границу представляется достаточно сомнительной.
В то же время в самом экономическом спаде кроются возможности для будущего возрождения. Повышение качества продукции можно считать наиболее скорым и эффективным способом повышения производительности предприятий и возвращения им утраченных конкурентных преимуществ. Современные принципы создания "экономного" предприятия вобрали в себя многие идеи в области обеспечения качества производственных процессов, предложенные еще в 20-х годах прошлого века Тейлором, Фордом и Шухартом, а впоследствии - с наибольшей полнотой воплощенные в модели устойчивого роста производственных систем, разработанной Toyota.
Изменения, происходящие под влиянием ожесточенной конкурентной борьбы, привели к необходимости обращения сотрудников отвечающих за определенный производственный процесс, к традиционным ролям, предусмотренным деловыми моделями, предложенными еще Тейлором. Это относится к уровню подготовки работников в области управления качеством, убежденности менеджеров в том, что качеству продукции должны быть присвоены высшие приоритеты, к тому, что работник обязан завоевывать право называться владельцем того или иного процесса.
Идея о повышении качества всегда приходит сверху, со стороны руководителей компании. Как утверждал в свое время Джуран, "ни одна известная ему компания не сумела бы добиться качества мирового уровня без участия высшего руководства, взявшего на себя ответственность за решение этой задачи". Соединенному Королевству необходимы лидеры в области обеспечения качества, каким был Джек Уэлш, бывший глава корпорации General Electric. He будучи специалистом в области качества, он, тем не менее, в 1997 г. вложил $ 400 млн в кампанию внедрения методологии "Шесть сигм" и включения задач совершенствования производственных процессов в бизнес-планы своей компании. Дж. Уэлш направлял всю эту работу, требуя от каждого руководителя высшего звена участия в ней и отчетности о достигнутых результатах. Необходимо обращаться к опыту компаний, сумевших совершить переворот в области качества и использовать его как эталон для бенчмаркинга. Предложенная Э. Демингом "теория глубокого знания", заключающаяся в необходимости изучения всех вариаций процесса, оценки существующих систем, применения базовых концепций теории познания и психологии, может служить руководством для управления перестройкой компании
Восстановление ответственности профессионалов в области качества
За прошедшее десятилетие профессионалы в области качества утратили значительную долю своего бывшего влияния, что нанесло существенный ущерб как отдельным компаниям, так и обществу в целом. Специалисты по качеству располагают высокоэффективными методами, способными повысить производительность и показатели работы компаний, но они уделяли слишком много внимания проведению мероприятий, связанных с аудитом, но не создающих добавленной стоимости, вместо того чтобы сконцентрироваться на стратегическом планировании качества, экспертизе применяемых методов, обучении работников, планировании создания новых, высококачественных товаров и услуг.
Настало время, когда профессионалы в области качества должны сосредоточить свои усилия в тех областях, в которых они способны приносить наибольшую пользу своим предприятиям. В производстве такими областями являются планирование качества, контроль производственных процессов и непрерывное повышение качества. Специалисты по качеству должны играть в организации разнообразные роли, в число которых входят:
-продвижение идей делового совершенства;
-лидерство в продвижении идей качества;
-мотивирование персонала к совершенствованию производственных процессов;
-стимулирование действий компаний, нацеленных на обеспечение качества;
-непосредственное участие в совершенствовании производственных систем, которое не сводится к отдаче
приказаний, но включает активную работу по внедрению усовершенствований;
-внедрение современных знаний в области качества, умение преодолеть свои предпочтения;
- наставничество по отношению к коллективам исполнителей проектов и отдельным сотрудникам по вопросам
качества, а также другим смежным дисциплинам, готовность делиться всеми своими знаниями и опытом в этой области.
Растущее применение электронных автоматизированных систем качества позволило многим компаниям воплотить в жизнь давнюю мечту о создании систем, в которых отсутствует оборот бумажных документов. С их помощью автоматизируется управление документацией и практически реализуется системная концепция управления качеством. Кроме того, такие системы дают значительную экономию за счет упрощения операций. Достаточно вспомнить, что копирование страницы бумажного документа стоит порядка 5 пенсов, в то время как его вывод на дисплей компьютера обходится в 0,0021 пенса.
Доктор Рой Кроссфилд (Roy Crossfield) описал основные черты такой системы в журнале Quality World еще 20 лет назад в статье, посвященной разработке системы планирования мероприятий в области качества - QМАР (Quality Mapping Activity Planning). Сейчас эта концепция получила широкое распространение в промышленности и стала общепринятой в области создания электронных систем. Среди ее преимуществ следует отметить быстродействие, коммуникативность и способность выявлять процессы, не создающие добавленной стоимости. В сочетании с системами отслеживания показателей качества в масштабах всей компании QМАР обладают гигантскими возможностями для сбора информации, ее анализа в реальном времени, немедленной выработки необходимых действий и обеспечения обратных связей, исключающих непроизводительные затраты и дублирование работ.
Современные технологии позволяют задумываться об "электронном качестве" (e-quality), под которым подразумевается автоматизация процессов сертификации и оценки качества продукции, электронное планирование качества, создание и ведение банков данных в реальном времени, их анализ, автоматизированное предупреждение о проблемах с качеством, составление и отслеживание итоговых отчетов для руководства. Все это будет способствовать повышению эффективности работы менеджеров по качеству. Основатель компании Walmart Сэм Уолтон (Sam Walton) как-то сказал: "Мне нравятся цифры, и я люблю получать их быстро". Всякий профессионал в области качества, занимающий должность генерального директора компании, нуждается в том, чтобы его регулярно снабжали данными о качестве, переведенными в денежное выражение.
Качество - ненужная вещь или панацея?
Управление качеством в промышленности является одной из важных функций управления, осуществление которой необходимо для создания и устойчивой успешной работы предприятия, действующего в глобальных масштабах. Эта функция требует постоянного, пристального внимания высшего руководства компании, поскольку в большинстве случаев неудачи корпораций, связанные с качеством, являются следствием отсутствия лидирующей роли их руководителей в этой области.
Специалисты, профессионально занимающиеся проблемами качества, должны восстановить и укрепить свое положение в компаниях. Для этого от них требуется изучение языка бизнеса, наиболее эффективное внедрение методов управления качеством, устранение любых бюрократических, не создающих добавленной стоимости процедур. Они должны больше внимания уделять опережающему планированию качества и проведению мероприятий, нацеленных на создание добавленной стоимости продукции в интересах потребителей и предприятия-производителя.
Требуется обучение и повышение квалификации в области качества нового поколения руководителей и инженерно-технических работников предприятий. Должны применяться новые технологии, позволяющие создавать автоматизированные, экономные, работающие в реальном времени системы менеджмента качества, которые обеспечивают руководителей оперативной, достоверной информацией для динамичного принятия решений, основанных на реальных данных, а не на интуиции, слухах, субъективных мнениях или догадках.
Опубликовано в QUALITY - Менеджмент качества и ISO 9000
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"