Спрашивать: "Кто должен быть боссом?" - все равно, что спрашивать: "Кто должен быть тенором в этом квартете?" Конечно, тот, кто может петь тенором. (Г. Форд)
К. Ф. Механцева
Анализ мировых социально-экономических процессов приводит к выводу, что сегодня проблемы управления не решаются на основе жестко дифференцированных дисциплинарных подходов. Одним из ярких свидетельств этому служит эволюция концепций качества.
Уходящая в прошлое парадигма управления доминировала несколько сотен лет. Ее основу составляло представление о предприятии как о сложной системе, динамику которой можно изучить через свойства ее частей. Новая парадигма требует понимания особенностей отдельных элементов на основе анализа эволюции системы как целостного единства. В первом случае речь идет о неограниченном росте, выраженном количественно, - максимизации прибыли и выпуска продукции. Новая система мышления оперирует понятиями "равновесие" и "самоорганизация". Менеджер нового поколения будет не контролировать и обеспечивать качество, а исследовать его и управлять им.
Смена приоритетов управления очевидна. В соответствии со старой парадигмой в системе управления приоритетными считались постоянный рост, конкуренция, количество, доминирование, самоутверждение. Новая концепция управления выдвигает такие приоритеты, как сохранение, кооперация, качество, партнерство, интеграция. В центре стратегии предприятия оказывается человеческий ресурс, производящий необходимую и достаточную составляющую качества любого продукта - знание. Именно персонал, потребитель, общественные организации или, иными словами, человек, рассматривается как наивысшая ценность организации. Именно он определяет ее качество и эффективность.
Глобализация рынка, рост требований потребителей, изменения ценностей и способов их создания поставили менеджеров компаний перед необходимостью работать не просто комплексно. Речь идет о превращении менеджера в "универсального солдата".
В современных компаниях от 70 до 80% всего, что делается людьми, делается при помощи их интеллекта [1]. Сегодня около 70% стоимости нового автомобиля приходится на его нематериальную часть [2]. Изменились не только принципы управления, изменился сам объект управления. Теперь он на 80% состоит из знаний. Исследования в области неврологии показывают, что лимбическая система мозга, отвечающая за человеческие чувства, гораздо сильнее, чем неокортекс, контролирующий интеллект [1]. Чтобы знать, надо этого хотеть. Чтобы хотеть, надо об этом знать.
Если бы довелось засвидетельствовать в пассажирских авиаперевозках прогресс, аналогичный тому, что происходит последние 25 лет в информационных технологиях, то полет из Нью-Йорка в Скандинавию стоил бы не 500 долл. и длился бы не восемь часов. К 2029 г. это расстояние можно было бы пролететь менее, чем за одну секунду, а стоимость была бы менее одного цента [1]. Чтобы знать, надо знать все больше. Чтобы знать больше, надо знать быстрее.
Сегодня влияние или эффективность менеджера измеряется не количеством подчиненных, а числом успешных проектов, количеством стратегических решений, на которые он оказывает управляющее воздействие. Требования к менеджерам процессов нарастают и усложняются. В современных условиях им необходимо [3]:
понимать природу управленческих процессов;
знать тенденции развития менеджмента;
четко представлять свою ответственность и распределять ее по процессам, действующим в организации;
владеть способами повышения эффективности управления;
владеть информационными технологиями и средствами коммуникации;
уметь устно и письменно выражать свои мысли;
быть компетентными в управления людьми, отборе и подготовке специалистов, способных к лидерству, оптимизации служебных и межличностных взаимоотношений сотрудников организации;
быть способными планировать и прогнозировать деятельность организации с использование средств вычислительной техники;
уметь оценивать и улучшать собственную деятельность;
иметь развитое представление об особенностях организационного поведения, структуре малых групп, мотивах и механизмах поведения в них.
Обобщая сказанное, можно выделить три психологических аспекта, влияющих на эффективность СМК:
эмоциональная возможность реализации интеллектуального потенциала ("эмоции - интеллект");
коммуникационная возможность изменения интеллектуального потенциала ("коммуникации - интеллект");
возможности сопряжения скорости изменения интеллектуального потенциала с внешними изменениями ("скорость - интеллект").
Литература
Нодстрем К.А., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта // Труды Стокгольмской школыэкономики в Санкт-Петербурге, 200c - 280 с.
Харрингтон Дж. X. Управление качеством в американских корпорациях / Сокр. пер. с англ. - М.: Экономика, 1990. - 272 с.
Морита А. Сделано в Японии / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 2001.
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"