Наша работа ориентирована не на бумажное оформление системы, а на людей которые будут в ней работать. (принцип Тойота)
Дьяконов Б.П. - исполнительный директор "Банк24.ру" ОАО,
кандидат педагогических наук, доцент У Г ТУ-УПИ,
QMS auditor, Cert.Proj.Mngr. (г. Екатеринбург)
Система менеджмента качества, требования к которой закреплены в стандарте ISO 9001:2000, выходит за пределы "качества" как узкоспециализированного понятия, применимого к продукции, но распространяется на миссию компанию (политику в области качества), ее долгосрочные цели, инструменты их реализации, а также на процессы разработки новых продуктов и услуг. Ниже мы тезисно рассмотрим общие интерфейсные вопросы взаимодействия систем стратегического менеджмента и менеджмента проектов в организации с СМК, предложив практическую модель такой интеграции.
В практических внедрениях требований стандарта ISO 9001 вопросы целей компании и процессов разработки новых услуг, как правило, не тесно связаны между собой. Более того, специалисты по качеству, вышедшие из производственной среды, как правило, недостаточно много внимания уделяют целеполаганию в качестве, больше акцентируясь на вопросах обеспечения качества текущей деятельности. Несомненно, в компаниях формально присутствует и политика в области качества, и цели в области качества, цели бывают даже доведены до коллектива, но механизмы их реализации не определены и нередко слабо интегрированы. Более того, процессный подход, на базе которого построены современные СМК, просто "теряется" без отсутствия процессных же механизмов внесения изменений и управления изменениями в существующих процессах деятельности. Налицо противоречивость между желанием сохранить стабильность процессов и необходимостью их постоянного улучшения, что само по себе является деятельностью уже не процессной, а проектной.
Для разрешения этого противоречия, между необходимостью постоянного улучшения текущих процессов как в локальном контексте (процедуры корректирующих и предупреждающих действий), так и в глобальном (реализация политики в области качества через достижение целей в области качества, а также через создание новых продуктов и услуг) возникает необходимость интеграции менеджмента стратегического с управлением проектами в рамках системы менеджмента качества.
Детальное рассмотрение стандарта ISO 9001 показывает наличие в нем элементов как проектного управления (разделы, связанные с разработкой новых продуктов и услуг), так и наличие элементов системы стратегического менеджмента. Наш опыт подсказывает, что для
создания в организации единой и действенной системы менеджмента, жизненно необходимо объединить его элементы (стратегия, качество, финансы, ресурсы, инновации, бренд) в стройную взаимосвязанную систему. Наиболее очевидно интегрируются именно стратегический менеджмент, менеджмент качества, менеджмент проектов.
Стратегический менеджмент в стандарте находит свое отражение в требованиях к наличию политики в области качества (в нашем опыте этот документ идентичен Миссии компании), в требованиях к наличию целей в области качества (цели могут быть идентичны текущим проектам развития компании) и в требованиях к анализу со стороны высшего руководства. Сами механизмы анализа и формулировки целей могут опираться на такие признанные механизмы стратегического менеджмента, как Balanced Score Card (BSC), методология которого предполагает и декомпозицию по соответствующим уровням внутри организации.
Достижение уникальной цели - это, несомненно, проект (набор мероприятий, ограниченных по срокам). Следовательно, опираясь на элементы ISO 9001 и на недавно опубликованный ОРМ3 (Organizational Project Management Maturity Model - ОРМММ - или как принято ОРМ3), можно управлять целями в области качества, как уникальными проектами. Проекты в компании можно агрегировать в портфели (стратегические, направленные на совершенствование продуктов и услуг, направленные на создание новых продуктов и услуг, имиджевые). Такая агрегация дает возможность для осознанного управления портфелями как проектами, включая управление ресурсами, доходностью, рисками на портфели проектов. Перевод целей в области качества в проекты позволяет осуществлять их достижение с использованием заранее оговоренных правил реализации проектов в компании, а также решает проблемы доведения целей в области качества "до всех уровней организации".
Таким образом, вырисовывается картина безболезненной интеграции стратегического менеджмента с системой менеджмента качества с использованием управления проектами. Проекты используются как связующая нить между стратегическими целями компании, в стратегии важным остается фокус на качестве, организация избегает дублирующих друг друга планов развития.
Реализация изложенных выше принципов позволила достичь в Банке24.ру следующих результатов:
Политика в области качества идентична Миссии, отсутствуют дублирующие документы стратегического уровня
Проекты в банке инициируются только при их согласовании с Миссией (политикой в области качества), тем самым избегаются проекты "ради проектов"
Цели в области качества управляются как проекты, что приводит к отсутствию избыточных документов тактического уровня, решается задача доведения до всех уровней организации, достижение целей управляется по понятной процедуре
Анализ со стороны высшего руководства выполняет требования СМК и расширен методологиями SWOT (СВОТ модель или Strength Weaknesses Opportunities Threads), BSC
Единые органы принятия решений по вопросам тактической реализации стратегических решений, текущего управления проектам и процессами
Следовательно, возможна успешная интеграция систем стратегического менеджмента с системой менеджмента качества и проектного управления в организации.
"От менеджмента качества к качеству менеджмента и бизнеса"
Санкт-Петербург, 4-6 октября 2005г.
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"