Наиболее важные для управления величины неизвестны и неопределимы количественно.

Краткий обзор современных методов управления качеством.

Существуют различные концепции управления качеством. Основной является концепция всеобщего управления на основе качества "TQM ", идеологию которой разработали американские ученые Уолтер Шухарт и Уильям Эдвард Деминг.

Основная идея концепция У. Шухарта заключается в "улучшении качества за счет уменьшения изменчивости процесса". Причины изменчивости могут быть общие или специальные. Шухарт указал на важность непрерывного и осознанного устранения вариаций из всех процессов производства продукции и услуг. В 1924 году ученый разработал концепцию производственного контроля , связанную с изобретением и , последующим применением, карт статистического контроля: "Контрольных карт Шухарта". Статистические методы контроля позволяют сосредоточить усилия на том , чтобы увеличить количество годных изделий за счет максимального сокращения вариаций. Шухартом впервые была предложена циклическая модель разделяющая управление качеством на 4 стадии : 1. Планирование (Plan) , 2. Реализация (Do) , 3.Проверка (Check) , 4. Корректирующие воздействия (Action) . Наибольшее распространение эта модель получила в Японии.

В свою очередь, Э. Деминг разработал и предложил программу направленную на повышение качества труда , которая базируется на 3 прагматичных аксиомах :

  • Любая деятельность может рассматриваться , как технологический процесс, а значит может быть улучшена.
  • Производство должно рассматриваться, как система , находящаяся в стабильном или нестабильном состоянии , поэтому решение конкретных проблем не является достаточным - все равно вы получите только то, что даст система. Необходимы фундаментальные изменения в процессе.
  • Высшее руководство предприятия должно во всех случаях принимать на себя ответственность за свою деятельность .

Э. Деминг предложил , так называемый " Дом Качества ", или цикл Шухарта-Деминга , который отражает основные компоненты его учения.

Философия Э. Деминга опирается на 2 столпа : человеческий фактор и научный подход. В основе научного подхода лежит учение о вариабельности. Вариабельность,или изменчивость, различных процессов имеет 2 составляющие : внутреннюю, присущую самому процессу , и внешнюю , не принадлежащую самому процессу. Первая составляющая является общей причиной вариации, а вторая - специальной. Специальная причина должна быть выявлена и устранена непосредственно из самого процесса. Общая же требует изменения самого процесса, и должна устраняться менеджером , который отвечает за процесс в целом.
Управление качеством должно осуществляется на основе твердо установленных фактов и их научного анализа. Информация должна быть достоверной и полной.
Решающим фактором в борьбе за качество является человеческий фактор. Деминг призывает к командной работе, при которой возникает синергетический эффект - целое, по своей результативности, значительно превосходит сумму отдельных компонентов. Руководитель предприятия должен быть лидером и руководить коллективом не силой административного верховенства , а силой авторитета. Для повышения качества продукции необходимо постоянное обучение и повышение квалификации персонала.

Руководитель предприятия должен нести ответственность за работу организации в целом , и, исходя из соображений роста удовлетворенности потребителя , можно прийти к всеобщему процветанию .

Основные тенденции современных систем менеджмента качества можно сформулировать следующим образом :

  1. принятие научно обоснованных решений должно быть основано на анализе полной и доброкачественной информации, собранной и обработанной с помощью современных методов, включая статистические методы сбора и анализа данных;
  2. отказ от авторитарного стиля управления и переход к лидерству;
  3. делегирование полномочий на всех уровнях, с наделением ответственностью;
  4. постоянное обучение;
  5. работа организации по принципу " мы все делаем одно дело ";
  6. признание почти 100% ответственности менеджеров за работу системы (Демингом выведено правило: 99 % ответственности руководства на 1 %- работников ).

В 1982 году , под редакцией Э. Деминга была выпущена книга "Качество, продуктивность и конкурентоспособность" , содержащая 14 постулатов , которые позволяют организовать работу производства правильно.

Эти постулаты позволяют сделать вывод о том , что при высокой степени ответственности руководства, постоянно улучшая качество выпускаемой продукции и каждый процесс в отдельности, при недопустимости несоответствий и непрерывном обучении всех работников можно значительно снизить затраты предприятия.
Уменьшение затрат, повышение производительности и успехи команды на рынке - это естественные следствия улучшения качества.

Говоря о современных методах управления качеством нельзя не упомянуть о концепции Джозефа Джурана, который разработал пространственную модель, определяющую стадии непрерывного развития работ по управлению качеством , названную " спиралью Джурана ".

Эта спираль имеет следующий вид :

  1. Исследования рынка.
  2. Разработка проектного задания.
  3. Проектно- конструкторские работы.
  4. Составление технических условий.
  5. Разработка технологий и подготовка производства.
  6. Материально-техническое снабжение.
  7. Изготовление инструментов и контрольно-измерительных средств.
  8. Производство.
  9. Контроль процесса производства.
  10. Контроль готовой продукции.
  11. Испытание рабочих характеристик продукции. 11.1Упаковка и хранение.
  12. Сбыт.
  13. Техническое обслуживание.
  14. Утилизация.
  15. Исследование рынка.

По концепции Джурана - непрерывное улучшение - это движение по лестнице. Эта концепция называется " AQL- ежегодное улучшение качества ". Главная ее идея - получение высоких конкурентоспособных и долгосрочных результатов. Основными принципами являются :

  1. планирование улучшения качества на всех уровнях и во всех сферах деятельности предприятия.
  2. разработка мероприятий направленных на исключение и предупреждение ошибок
  3. переход от административного к планомерному управлению всей деятельностью в области качества.

Еще одним ученым , занимавшимся проблемами управления качеством, был Ф. Кросби , разработавший концепцию ZD (ноль дефектов ) - "бездефектное изготовление продукции".Эта концепция базируется на следующих положениях:

  1. Упор на предупреждение появления дефектов, а не на их исправление.
  2. Направление усилий на сокращение уровня дефектности в производстве.
  3. Оправдание нужд потребителя в бездефектной продукции.
  4. Формирование четких целей в области повышения качества на долгий период.
  5. Понимание того, что качество работы кампании определяется не только качеством производственных процессов, но и качеством деятельности непроизводственных подразделений.
  6. Признание необходимости финансирования анализа деятельности в области качества.

Ключевым принципом программы бездефектного изготовления продукции является недопустимость какого-либо уровня дефектов кроме нулевого.

Ученый Арманд Фейгенбаум разработал теорию комплексного управления качеством. Основная идея которой - всеохватывающее управление качеством , которое затрагивает все стадии создания продукции и все уровни управления предприятием при реализации технических , экономических , организационных и социально-психологических мероприятий.

Автор японского варианта комплексного управления качеством- Каору Исикава , выделил следующие концептуальные положения:

  1. Основной чертой является участие работников в управлении качеством;
  2. Необходимо введение регулярных внутренних проверок функционирования системы качества ;
  3. Непрерывное обучение кадров ;
  4. Широкое внедрение методов статистического контроля .

К. Исикава ввел оригинальный графический метод анализа причинно-следственных связей . Эта схема получила название " Рыбий скелет ".Его метод является одним из наиболее простых способов управления качеством.

Концепция Тагутти является дальнейшим развитием использования методов статистического контроля . Главной идеей в его разработках стало повышение качества с одновременным снижением его стоимости .

Стоимость и качество , по Тагутти ,связаны важной характеристикой, называемой функцией потерь качества ( Lose Function ).

Согласно Тагутти качество изделий, параметры которых попали внутрь поля допуска, напрямую зависит от близости этих параметров к номинальному значению. Когда значение параметра совпадает с номиналом - потери нулевые, как для предприятия, так и для потребителя. При отклонении потери начинают возрастать. Чем выше качество, тем ниже потери общества.

Развитием его концепции стал метод QFD - "развертывание функции качества". Его суть в планировании характеристик продукции на основании исследования рынка с целью максимального удовлетворения требованиям потребителей с наивысшим качеством в кратчайшие возможные сроки и при минимальных затратах изготовителей.

Этот метод- это инструмент с помощью которого получаемые сведения обрабатываются и, в результате, получают то, что в действительности хочет потребитель. В процессе развертывания QFD пожелания потребителей трансформируются в конкретные требования к разработке продукции. В процессе исследования рынка формируются требования потребителей к качеству продукции, которые, зачастую, противоречат друг другу. Для наглядного представления требований потребителей QFD предлагает использовать " Дом качества ", представляющий собой объемную матрицу, содержащую требования потребителей и возможности их удовлетворения. Используя бальную оценку характера зависимости требований потребителей от свойств продукции получают наглядную картинку наилучшего варианта проекта, переводя требования потребителей в конкретные свойства продукции.

Рассмотрев все выше перечисленные методы управления качеством, можно сделать вывод о том , что ключевыми моментами в этой области являются высокая степень ответственности руководства за деятельность организации , и ориентация на потребителя. Путем исследования рынка формируются требования потенциальных потребителей. После обработки результатов получают требования к продукции. Выпуская качественную продукцию, предприятие снижает затраты на производство.

Опубликовано на https://iso-world.ru/





Также на сайте:
Библиография
Аутсорсинг - не средство уменьшения ответственности

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте