Наиболее важные для управления величины неизвестны и неопределимы количественно.
Существуют различные концепции управления качеством. Основной является концепция всеобщего управления на основе качества "TQM ", идеологию которой разработали американские ученые Уолтер Шухарт и Уильям Эдвард Деминг.
Основная идея концепция У. Шухарта заключается в "улучшении качества за счет уменьшения изменчивости процесса". Причины изменчивости могут быть общие или специальные. Шухарт указал на важность непрерывного и осознанного устранения вариаций из всех процессов производства продукции и услуг. В 1924 году ученый разработал концепцию производственного контроля , связанную с изобретением и , последующим применением, карт статистического контроля: "Контрольных карт Шухарта". Статистические методы контроля позволяют сосредоточить усилия на том , чтобы увеличить количество годных изделий за счет максимального сокращения вариаций. Шухартом впервые была предложена циклическая модель разделяющая управление качеством на 4 стадии : 1. Планирование (Plan) , 2. Реализация (Do) , 3.Проверка (Check) , 4. Корректирующие воздействия (Action) . Наибольшее распространение эта модель получила в Японии.
В свою очередь, Э. Деминг разработал и предложил программу направленную на повышение качества труда , которая базируется на 3 прагматичных аксиомах :
Э. Деминг предложил , так называемый " Дом Качества ", или цикл Шухарта-Деминга , который отражает основные компоненты его учения.
Философия Э. Деминга опирается на 2 столпа : человеческий фактор и научный
подход. В основе научного подхода лежит учение о вариабельности. Вариабельность,или
изменчивость, различных процессов имеет 2 составляющие : внутреннюю, присущую
самому процессу , и внешнюю , не принадлежащую самому процессу. Первая составляющая
является общей причиной вариации, а вторая - специальной. Специальная причина
должна быть выявлена и устранена непосредственно из самого процесса. Общая же
требует изменения самого процесса, и должна устраняться менеджером , который
отвечает за процесс в целом.
Управление качеством должно осуществляется на основе твердо установленных фактов
и их научного анализа. Информация должна быть достоверной и полной.
Решающим фактором в борьбе за качество является человеческий фактор. Деминг
призывает к командной работе, при которой возникает синергетический эффект -
целое, по своей результативности, значительно превосходит сумму отдельных компонентов.
Руководитель предприятия должен быть лидером и руководить коллективом не силой
административного верховенства , а силой авторитета. Для повышения качества
продукции необходимо постоянное обучение и повышение квалификации персонала.
Руководитель предприятия должен нести ответственность за работу организации в целом , и, исходя из соображений роста удовлетворенности потребителя , можно прийти к всеобщему процветанию .
Основные тенденции современных систем менеджмента качества можно сформулировать следующим образом :
В 1982 году , под редакцией Э. Деминга была выпущена книга "Качество, продуктивность и конкурентоспособность" , содержащая 14 постулатов , которые позволяют организовать работу производства правильно.
Эти постулаты позволяют сделать вывод о том , что при высокой степени ответственности
руководства, постоянно улучшая качество выпускаемой продукции и каждый процесс
в отдельности, при недопустимости несоответствий и непрерывном обучении всех
работников можно значительно снизить затраты предприятия.
Уменьшение затрат, повышение производительности и успехи команды на рынке -
это естественные следствия улучшения качества.
Говоря о современных методах управления качеством нельзя не упомянуть о концепции Джозефа Джурана, который разработал пространственную модель, определяющую стадии непрерывного развития работ по управлению качеством , названную " спиралью Джурана ".
Эта спираль имеет следующий вид :
По концепции Джурана - непрерывное улучшение - это движение по лестнице. Эта концепция называется " AQL- ежегодное улучшение качества ". Главная ее идея - получение высоких конкурентоспособных и долгосрочных результатов. Основными принципами являются :
Еще одним ученым , занимавшимся проблемами управления качеством, был Ф. Кросби , разработавший концепцию ZD (ноль дефектов ) - "бездефектное изготовление продукции".Эта концепция базируется на следующих положениях:
Ключевым принципом программы бездефектного изготовления продукции является недопустимость какого-либо уровня дефектов кроме нулевого.
Ученый Арманд Фейгенбаум разработал теорию комплексного управления качеством. Основная идея которой - всеохватывающее управление качеством , которое затрагивает все стадии создания продукции и все уровни управления предприятием при реализации технических , экономических , организационных и социально-психологических мероприятий.
Автор японского варианта комплексного управления качеством- Каору Исикава , выделил следующие концептуальные положения:
К. Исикава ввел оригинальный графический метод анализа причинно-следственных связей . Эта схема получила название " Рыбий скелет ".Его метод является одним из наиболее простых способов управления качеством.
Концепция Тагутти является дальнейшим развитием использования методов статистического контроля . Главной идеей в его разработках стало повышение качества с одновременным снижением его стоимости .
Стоимость и качество , по Тагутти ,связаны важной характеристикой, называемой функцией потерь качества ( Lose Function ).
Согласно Тагутти качество изделий, параметры которых попали внутрь поля допуска, напрямую зависит от близости этих параметров к номинальному значению. Когда значение параметра совпадает с номиналом - потери нулевые, как для предприятия, так и для потребителя. При отклонении потери начинают возрастать. Чем выше качество, тем ниже потери общества.
Развитием его концепции стал метод QFD - "развертывание функции качества". Его суть в планировании характеристик продукции на основании исследования рынка с целью максимального удовлетворения требованиям потребителей с наивысшим качеством в кратчайшие возможные сроки и при минимальных затратах изготовителей.
Этот метод- это инструмент с помощью которого получаемые сведения обрабатываются и, в результате, получают то, что в действительности хочет потребитель. В процессе развертывания QFD пожелания потребителей трансформируются в конкретные требования к разработке продукции. В процессе исследования рынка формируются требования потребителей к качеству продукции, которые, зачастую, противоречат друг другу. Для наглядного представления требований потребителей QFD предлагает использовать " Дом качества ", представляющий собой объемную матрицу, содержащую требования потребителей и возможности их удовлетворения. Используя бальную оценку характера зависимости требований потребителей от свойств продукции получают наглядную картинку наилучшего варианта проекта, переводя требования потребителей в конкретные свойства продукции.
Рассмотрев все выше перечисленные методы управления качеством, можно сделать
вывод о том , что ключевыми моментами в этой области являются высокая степень
ответственности руководства за деятельность организации , и ориентация на потребителя.
Путем исследования рынка формируются требования потенциальных потребителей.
После обработки результатов получают требования к продукции. Выпуская качественную
продукцию, предприятие снижает затраты на производство.
Опубликовано на https://iso-world.ru/
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"