Как много дел считались невозможными, пока они не были осуществлены. (Плиний Старший)
Стародубцев В.И.
Что дает сертификат соответствия системы качества требованиям стандарта ИСО 9001? Сертификат может быть одним из необходимых условий поставки продукции и получения кредитовЗАО НФ "Электропровод" с 1999 г., рекламируя свою продукцию, информирует потребителей о совершенствовании системы качества на основе стандарта ИСО 9001.
Конечно, более существенным является тот факт, что ЗАО НФ "Электропровод" выполняет свои обязательства перед потребителями, в том числе стремится учитывать требования потребителей к качеству продукции. Это находит свое отражение, например, в насчитывающей сотни марок номенклатуре оптических кабелей (ТУ 16.К12-16-97 "Кабели оптические для местных и междугородных линий связи ВСС России"), разрабатываемых и выпускаемых ЗАО НФ "Электропровод".
Рассмотрим стандарт ИСО 9001 с нескольких точек зрения, а именно - управления организацией, моделирования системы и управления качеством продукции. Требование стандарта ИСО 9001:1994 "разработать и поддерживать систему качества" можно свести к следующему:
Фактически, стандарт ИСО 9001 ориентирует пользователя на внутреннюю информацию, описывает процессы внутри организации. Но внутри - только издержки. Единственно возможный канал прибыли - это платежеспособный потребитель. Для принятия рискованных решений относительно стратегии бизнеса, отказа от старого и введения нового, баланса между краткосрочным и долгосрочным, между немедленной прибылью и долей рынка необходима внешняя информация, уравновешивающая внутреннюю [I].
Вышесказанное позволяет утверждать: организация, решившая учитывать требования стандарта ИСО 9001, являющегося общим и не зависящим от конкретной отрасли промышленности, столкнется с неоднозначностью требований.
Приведем наиболее интересные термины определения стандарта ИСО 8402:1994 "Управление качеством и обеспечение качества. Словарь":
1. Система качества - совокупность организационной структуры, процедур, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.
2. Объект - то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено.
3. Процесс - совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, которая преобразует входящие элементы в выходящие.
4. Процедура - установленный способ осуществления деятельности. Во многих случаях процедуры документируются. Такая процедура обычно включает цели и область деятельности: что должно быть сделано и кем; когда, где и как это должно быть сделано; какие материалы, документы и какое оборудование должны быть использованы; каким образом это должно быть проконтролировано и зарегистрировано.
Такой аппарат явно недостаточен для адекватного описания и документирования деятельности организации (невозможно, например, разработать интегрированную информационную систему, моделировать сложные системы). Здесь необходимо упомянуть, что первое издание стандарта ИСО 9001 в 1987 г. было разработано на основе британского стандарта BS 5750:1979 и отдаленно напоминало структурный подход к описанию систем (например, |2]), который разрабатывался в то время. Известно, что разноплановость и сложность задач моделирования систем привели к возникновению целого ряда направлений, одно из которых - объектно-ориентированный подход (например, [3|).
На мой взгляд, по содержанию модель, предлагаемая стандартом ИСО 9001, соответствует модели систем (таблица) - одной из двух наиболее распространенных парадигм в социологии организации. Вторая - модель участвующих сторон.
Различия между моделью систем и моделью участвующих сторон [4]
Основной предмет анализа | Модель систем | Модель участвующих сторон |
![]() |
Организация как сущность с определенными функциональными требованиями | Группы, заинтересованные в собственной выгоде |
Насколько прочной является организация? | Стабильная деятельность, направленная на самосохранение | Нестабильная деятельность, в лучшем случае "сообщество по интересам" |
Что является движущей силой, которой придается особое значение? | Смысл норм и связность | Санкция и вознаграждение |
Каким предполагается имидж человека? | Проявляющим беспокойство об интересах организации | Равнодушный, расчетливый, проявляющий беспокойство о личной выгоде |
Каков анализ в эмоциональном отношении? | Идеалистичный | Циничный, реалистичный |
Так как стандарт ИСО 9001 носит общий характер, то он не сможет, на мой взгляд, добавить что-нибудь существенное к знанию о продукции и навыкам, существующим и развиваемым в организации. Но стандарт ИСО 9001 может подтолкнуть организацию сформировать свою концепцию, если у организации ее нет.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Д р у к е р П. Следующая информационная революция. - Сервер журнала Forbes ASAP 24.08.1998
2. G a n e C. and S a r s о n T. Structured Systems Analysis. - Englewood ClifTs, NJ: Premice-Hall Management 1979
3. В о о с h G. Object-Oriented Analysis and Design with Applications. - Addison-Wesley, 1994
4. L a m m e r s C.J. Organisaties vergelijkenderwijs. - Het Spectrum, Utrecht, 1983.
5. M a s t e n b r о e k W.F.G. Conflict Management 1979 and Organisation Development. - John Wiley & Sons, 1993
Опубликовано в https://subcontract.ru
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"