Если предприятие не растет, оно падает, а падающее предприятие непрестанно требует нового капитала. (Г. Форд)
Н. В. Козицына, К. М. Рахлин
Сразу же оговоримся, что в этой статье термин "управление качеством" относится к системам качества, имевшим распространение в СССР, поскольку термин "менеджмент качества" тогда не использовался. Он вошел в нашу жизнь позднее. В данной публикации анализируется опыт применения именно советских систем управления качеством в современной России.
За последние годы рынок товаров и услуг в нашей стране практически перестал быть "рынком продавца", став "рынком покупателя". Производители начали понимать, что удержать свои позиции в конкурентной борьбе они могут, только удовлетворяя требования потребителей. Покупатели стали рассматривать качество как главный фактор при выборе покупки по сравнению с ее ценой и другими характеристиками. Это связано с обострением конкурентной борьбы на российском рынке: с одной стороны, увеличился поток новейших товаров зарубежных производителей, а с другой стороны, усилилась конкуренция среди отечественных производителей. Таким образом, пришло осознание того, что главное не количество, а качество продукции, удовлетворение требований потребителя. На первое место выдвигается принцип "лучше меньше, да лучше".
В результате все большее число российских предприятий принимают решение о создании системы менеджмента качества (СМК) по стандартам ИСО серии 9000:2000.
Во многих публикациях сегодня провозглашается, что создание таких СМК - "весьма эффективный инструмент", с помощью которого "можно выстроить систему непрерывного совершенствования деятельности предприятия" [1]. С этим никто не спорит! Но часто мы хвалим западные концепции и теории, забывая о собственном опыте, о нашем вкладе, а иногда и приоритете в определенных сферах научного знания в области качества. Мало кто знает, например, что принципы статистического контроля были сформулированы в XIX в. (раньше У. Шухарта!) выдающимися русскими математиками М. В. Остроградским и П. Л. Чебышевым, которые известны своими работами в области теории чисел, теории вероятностей. Одна из работ М. В. Остроградского положила начало "статистическому методу браковки" [2], введенного им для проверки товаров, поставляемых армии.
Этот пример стал побудительным мотивом для исследования отечественного опыта управления качеством, хранящего в себе огромный потенциал, который может быть использован в целях совершенствования современных СМК.
Кто-то может сказать, что этот вопрос поднимался неоднократно, что об этом не раз писалось и что эти вещи давным-давно на слуху. Однако существуют определенные причины, по которым мы затрагиваем его снова.
Во-первых, практическая и теоретическая необходимость в исследовании этапов развития управления качеством существовала всегда. Чтобы не ошибиться в определении будущих путей развития какого-то явления, необходимо рассмотреть, как оно возникло и какие этапы прошло в своем развитии. Анализ преимуществ и недостатков прошлого позволяет получить представление о подходах к решению задач в области менеджмента качества на современном этапе.
Во-вторых, отечественный опыт управления качеством незаслуженно забыт. Существуют определенные формы и методы, которые могут быть использованы в современных СМК. Ведь "новое - это хорошо забытое старое".
В-третьих, несмотря на почти 100-летний период своего развития, менеджмент качества не достиг зрелого уровня и постоянно пополняется новыми идеями.
В ходе проведенного нами исследования рассматривалось использование систем управления качеством на промышленных предприятиях бывшего СССР. Исходными данными послужили материалы конкурсов на звание "Лучший менеджер по качеству" за 2000-2004 гг. Отчеты на конкурсы представили 29 российских предприятий и одно белорусское. Все они имеют сертифицированные СМК, разработанные на основе стандарта ИСО 9001:2000.
Исследуемые предприятия относятся к разным отраслям промышленности: черная и цветная металлургия, машиностроение, приборостроение, судостроение, электротехническая, атомная, химическая, целлюлозно-бумажная, текстильная отрасли, информационные технологии и др.
Цель первого этапа исследования - выяснить, какие отечественные системы управления качеством разрабатывались и внедрялись на этих предприятиях. В числе систем были: БИП (бездефектное изготовление продукции и сдача ее с первого предъявления); КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий); НОРМ (научная организация труда по увеличению моторесурса); СБТ (система бездефектного труда); КС УКП (комплексная система управления качеством продукции); КС УКР (комплексная система управления качеством работ); КС УКР и ЭП (комплексная система управления качеством работ и эффективностью производства). Результаты представлены в табл. 1.
Таблица 1. Использование отечественных систем управления
качеством на промышленных предприятиях,
участвовавших в конкурсах
Название системы управления качеством |
Количество предприятий |
Удельный вес предприятий, внедривших систему, в общем числе предприятий, % |
БИП |
6 |
20 |
КАНАРСПИ |
- |
- |
НОРМ |
- |
- |
СБТ |
3 |
10 |
КС УКП |
23 |
76,7 |
КС УКР |
1 |
3,3 |
КС УКР и ЭП |
1 |
3,3 |
Как видно из табл. 1, чаще всего на промышленных предприятиях применялась КС УКП. Она была внедрена на 23-х предприятиях из 30-ти анализируемых (76,7%). На втором месте с большим отставанием находились система БИП (20% предприятий) и ее львовский вариант - СБТ (10%). Такие системы, как КС УКР и КС УКР и ЭП, упоминаются лишь на одном предприятии машиностроения как последовательные варианты развития КС УКП. Системы КАНАРСПИ и НОРМ на рассматриваемых предприятиях не использовались.
Для дальнейшего анализа рассматриваемые предприятия были классифицированы по отраслям промышленности
Таблица 2. Распределение анализируемых предприятий
по отраслям промышленности
Отрасли промышленности |
Количество предприятий |
Количество предприятий, внедривших систему управления качеством | ||||||
БИП |
КАНАРСПИ |
НОРМ |
СБТ |
КС УКП |
КС УКР |
КС УКР иЭП | ||
Металлургия |
5 |
- |
- |
- |
- |
3 |
- |
- |
Машинострое ние |
7 |
4 |
- |
- |
1 |
6 |
1 |
1 |
Химическая |
6 |
- |
- |
- |
- |
3 |
- |
- |
Судостроение |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
1 |
- |
- |
Текстильная |
1 |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
- |
Приборостроение |
2 |
- |
- |
- |
2 |
- |
- | |
Целлюлозно-бумажная |
2 |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
- |
Кабельная |
1 |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
- |
Пивоваренная |
1 |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
- |
Атомная |
1 |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
- |
Электротехническая |
2 |
- |
- |
- |
2 |
- |
- | |
Строительные материалы |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
1 |
- |
- |
Всего |
30 |
6 |
- |
- |
3 |
23 |
1 |
1 |
Поскольку выборка предприятий мала, выводы приходится делать очень осторожно. Тем не менее в представленных данных просматривается, что применение систем управления качеством имеет определенную отраслевую специфику. Так, об использовании систем БИП и СБТ из опрошенных предприятий сообщили лишь предприятия машиностроения и судостроения, т. е. предприятия, связанные с производством сложной продукции, состоящей из многих сотен деталей, работающих в условиях высоких скоростей, давлений, температур и пр. Для них особое значение имеет выпуск продукции отличного качества, высокой надежности и долговечности. В основе названных систем лежала количественная оценка качества труда отдельного исполнителя, бригады, цеха. Внедрение систем обеспечивало повышение ответственности непосредственных исполнителей за качество выполняемой ими работы. Таким образом, обеспечивалось производство качественной продукции в необходимых количествах.
Все анализируемые предприятия, независимо от отрасли промышленности, имеют нечто общее - это разработка и внедрение КС УКП. Данная система органически впитала все лучшие из ранее разработанных систем. Она явилась результатом научного обобщения накопленного к тому времени отечественного и зарубежного опыта в области систем управления качеством. КС УКП охватывала все сферы деятельности предприятия, все подразделения и службы, участвующие в управлении и производстве продукции, представляя собой совокупность мероприятий, методов и средств, устанавливающих, обеспечивающих и поддерживающих необходимый уровень качества продукции при разработке продукции, подготовке производства, изготовлении, обращении и эксплуатации.
Именно поэтому, после проверки КС УКП в широкомасштабном производственном эксперименте на предприятиях Львовской области, специальным решением ЦК КПСС (август 1975 г.) система была одобрена и рекомендована к широкому внедрению. В 1979-1983 гг. освоение методологии комплексного управления качеством приобрело черты устойчивой целенаправленной деятельности. В работу включились тысячи предприятий. Для оказания методической и консультационной помощи предприятиям по заданию Госстандарта СССР были подготовлены Рекомендации по разработке, внедрению и совершенствованию на предприятиях КС УКП. В итоге данная система была внедрена почти повсеместно на территории бывшего СССР.
Однако процесс широкого движения за улучшение качества отечественной продукции к началу 90-х годов практически прекратился. Отечественные разработки и накопленный опыт были, по существу, отвергнуты, хотя благодаря вкладу отечественных специалистов в развитие управления качеством был подготовлен хороший фундамент для освоения стандартов ИСО серии 9000.
Возвращаясь к исследованию, подчеркнем, что в состав анализируемых промышленных предприятий вошли четыре предприятия, созданные в 90-е годы XX в. Ни на одном из них не применялись рассматриваемые отечественные системы управления качеством. Больше того, ни на одном из них не задумались о сильных сторонах и преимуществах прошлого опыта, который мог быть полезным. Винить за это только предприятия, видимо, неправильно. Ответственность здесь лежит и на учебных центрах, которые в состав учебных программ и семинаров не включают (за малым исключением) такую важную тему, как изучение отечественного опыта управления качеством. Но этот опыт не только существует, но и хранит в себе большой неиспользованный потенциал.
Известно, что в системе БИП качество изготавливаемой продукции впервые стало определяться качеством труда, измеряемым конкретным численным показателем. В стандартах ИСО серии 9000 одним из принципов менеджмента провозглашается вовлечение всех работников организации в решение задач качества, т. е. коллективное участие, командная работа. Однако не уделяется внимания тому, что каждый работник должен отвечать за качество выполняемой им работы. Ведь именно <это делает каждого работника суровым критиком собственной работы> [3]. Осознание ответственности за качественные результаты своего труда, понимание важности передачи работником качественной продукции на следующие этапы производственного процесса может обострить в нем чувство принадлежности к команде, повысить производительность его труда, т. е. позитивно повлиять на результаты его деятельности.
Следовательно, в современных СМК можно использовать основной принцип системы БИП, согласно которому качество продукции определяется качеством труда конкретного исполнителя. Цель БИП - создание условий производства, обеспечивающих изготовление рабочими продукции, точно соответствующей требованиям технической документации. В зависимости от числа возвратов продукции на доработку, связанных с обнаружением ОТК дефектов, устанавливался размер материального поощрения. Однако данный подход не обеспечивал предупреждение дефектов в процессе производства продукции. Поэтому в современных СМК следует использовать модифицированный вариант БИП, нацеленный на предупреждение появления дефектов, а не только на их обнаружение и исправление. И такой вариант БИП под названием "Система бриллиант" применяется в СП "Инструм Рэнд".
Как было отмечено, ни на одном из рассматриваемых предприятий не применялись системы КАНАРСПИ и НОРМ, хотя многие из этих предприятий связаны с производством сложных технических устройств, работающих в условиях высоких скоростей, давлений, динамических нагрузок и т. д. Такие изделия должны обладать высокой надежностью. Именно система КАНАРСПИ создает условия для ее повышения за счет высокого уровня конструкторской и технологической подготовки производства, на долю которой приходится 60-85% дефектов, обнаруживаемых в эксплуатации, т. е. благодаря выявлению на этапе проектирования возможных причин ухудшения качества и снижения надежности разрабатываются соответствующие конструкторские и технологические меры, исключающие появление дефектов.
Что касается КС УКП, эта система рассматривалась как элемент отраслевой и государственной систем управления качеством. На государственном уровне разрабатывались программы "Качество", которые включались в народнохозяйственные планы. Однако стандарты ИСО серии 9000 такой идеи не несут. Предпринятая в 1998-2000 гг. попытка разработать основы национальной политики в области качества не увенчалась успехом. Предложенная на обсуждение общественности "Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг", вызвавшая оживленные дискуссии среди специалистов, неоднократно перерабатывалась и до сих пор не представлена в окончательном виде руководству страны.
Между тем примеры Японии и Германии, где в сложных экономических условиях была успешно проведена революция в области качества, свидетельствуют о важности данного направления деятельности. В этих странах программы качества рассматривались как один из компонентов консолидации общества. А это именно то, чего нам сейчас так не хватает.
Поэтому одной из приоритетных задач, стоящих перед правительством нашей страны, является принятие национальной политики в области качества. Это будет важным шагом, дающим начало процессу разработки СМК в масштабах государства.
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что отечественные системы управления качеством - это важные вехи в реализации системного подхода к управлению качеством и развитии научных методов эффективной организации производства. Положительный отечественный опыт необходимо использовать, модифицируя его на основе зарубежных достижений и реалий современного производства.
Литература
Скворцова Т. Новые возможности системы менеджмента качества на основе стандарта ISO 9001:2000 // Top-manager. - 2002. - Март.
https://encycl.yandex.ru/redir?dtype =encyc&url=www.rubricon.com/partner.asp?
Дубовиков Б. А. Основы научной организации управления качеством: опыт применения и теоретические обоснования системы организации бездефектного труда. - М.: Экономика, 1966. - 319 с.
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"