Если потребитель остался глух к услуге, не пытайтесь кричать ему вдогонку. (В.В. Киянский)
В какой мере аналитические системы стратегического управления, представленные ныне на рынке, поддерживают <идеальную> модель стратегического управления, описанную в начале статьи? Ответ очевиден - весьма в незначительной: каждая из них обеспечивает лишь частичное решение общей задачи, и все они вместе взятые, безусловно, не позволяют охватить всех звеньев процесса стратегического управления компанией. Соответствующие решения формировались <стихийно>, по мере созревания соответствующих потребностей рынка, и их <кусочная> функциональность является характерной чертой современных аналитических систем.
Есть две причины, по которым интегрированные системы для решения задач стратегического управления в настоящее время мало востребованы и, следовательно, пока не созданы. Во-первых, это дорого, а во-вторых, - неясно, как ими пользоваться и какой от них прок. Первое обстоятельство связано с низкой платежеспособностью большинства российских компаний. Второе, более важное, является следствием незрелости процессов стратегического управления (отечественным топ-менеджерам не следует излишне страдать от возможного появления чувства собственной неполноценности: они совсем не одиноки - примерно так же обстоят дела и в большом числе зарубежных компаний).
Всегда ли так будет? Нет, и можно с уверенностью утверждать, что уже наступает новый этап развития рынка аналитических систем, характерной особенностью которого будет создание комплексных, а затем и полностью интегрированных систем, обеспечивающих решение задач стратегического управления для крупных и средних компаний. Причина такой уверенности в том, что уже сегодня просматривается ряд тенденций, предвещающих высокий интерес потребителей к такого рода аналитическим системам.
Первая - авторитетные эксперты в области менеджмента указывают, что в условиях глобальной конкуренции и быстрых изменений окружающей среды стратегия становится главным фактором в обеспечении конкурентоспособности предприятия. Образно говоря, выиграет тот, кто будет уметь лучше предвидеть и быстрее просчитывать варианты.
Вторая - распространение лучшей практики менеджмента и внедрение процессного подхода к организации деятельности компаний приведет к тому, что стратегическое управление перестанет быть магией и превратится в технологию.
Третья - стандартизация процессов управления обеспечит условия для создания типовых (тиражируемых) решений, доступных по цене широкому кругу компаний.
Учитывая темпы изменений, происходящих в менеджменте и компьютерных технологиях, можно прогнозировать появление на рынке уже в ближайшее время первых продуктов, относящихся к классу интегрированных систем стратегического управления. А лет через пять спрос на такие системы достигнет пика, и вполне возможно, что лидерами в мировом соревновании на новом перспективном рынкУчитывая темпы изменений, происходящих в менеджменте и компьютерных технологиях, можно прогнозировать появление на рынке уже в ближайшее время первых продуктов, относящихся к классу интегрированных систем стратегического управления. А лет через пять спрос на такие системы достигнет пика, и вполне возможно, что лидерами в мировом соревновании на новом перспективном рынке станут российские софтверные компании - они имеют для этого хороший технологический <задел>, приличный опыт и рынок, восприимчивый к новым технологиям.
Таблица 1. Аналитические системы стратегического управления российских производителей
Фирма-разрабротчик | Программный продукт | Цена*, USD | Задачи, решаемые системой |
<Альт> | <Альт-Финансы> | 430 | Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия по данным финансовой отчетности. |
<Альт> | <Альт-Инвест> | 900 | Разработка финансового обоснования инвестиционного проекта, оценка эффективности инвестиций. |
<Интеллект-Сервис> | <БЭСТ-Анализ> | 200 | Анализ товарооборота, закупок и цен для торговых организаций (дополняет программный комплекс БЭСТ 4.0). |
<Интеллект-Сервис> | <БЭСТ-Маркетинг> | 50 | Анализ положения предприятия на рынке и конкурентов. Планирование маркетинговой деятельности. |
ИНЭК | АФСП | 900 (180) | Анализ финансового состояния предприятия по данным баланса и отчета о прибылях и убытках. |
ИНЭК | <Аналитик> | 1920 (360) | Анализ производственно-финансовой деятельности предприятия. Разработка и анализ бизнес-плана. Оценка бизнеса. |
ИНЭК | <Инвестор> | 2124 (360) | Модификация системы <Аналитик>, дополненная возможностью разработки бизнес-планов для торговых организаций. |
<Касатка> | <Касатка> | 300 | Разработка маркетинговой стратегии и тактики (более похожа на мультимедийный учебник, чем на аналитическую систему). |
<Курс> | Marketing Analytic | 1250 | Анализ маркетинговой деятельности. Оперативное и стратегическое планирование маркетинга. |
<Про-Инвест-ИТ> | Audit Expert | 1110 | Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия по данным финансовой и управленческой отчетности. Большой выбор регламентированных методик анализа. Возможность реализации собственных аналитических методик. Переоценка статей баланса. Сравнительный анализ группы предприятий по финансовым показателям, построение рейтингов. |
<Про-Инвест-ИТ> | Project Expert PIC Holding |
2500 3300 |
Инвестиционный анализ. Разработка бизнес-планов. Анализ сценариев развития предприятия. Оценка бизнеса. Анализ безубыточности. Оценка рисков. Версия PIC Holding предназначена для анализа инвестиционной деятельности холдинга. |
<Про-Инвест-ИТ> | Invest Center | 7480 | Мониторинг финансово-хозяйственной деятельности предприятий региона или холдинга. Многокритериальный отбор инвестиционных проектов. Формирование инвестиционного бюджета региона или холдинга. Управление инвестиционным бюджетом. |
<Про-Инвест-ИТ> | Forecast Expert | 930 | Прогнозирование экономических показателей на основании статистических данных. |
<Про-инвест-ИТ> | Marketing Expert | 1200 | Анализ прибыльности сегментов рынка и каналов сбыта. Анализ сильных и слабых сторон компании. Анализ портфеля продукции. Анализ стратегий. Разработка плана маркетинга. |
РОФЭР | <Бизнес План PL> | 599 | Разработка бизнес-плана. |
* Для всех программных продуктов указана цена локальной версии (на одного пользователя); в скобках указана стоимость годового сопровождения продуктов, для которых эта услуга платная.
Таблица 2. Аналитические системы стратегического управления некоторых зарубежных фирм
Фирма | Продукт | Цена, USD | Описание продуктов |
ABC Technologies Inc., USA | Oros Analytics. Состав модулей: Oros Analyzer (базовый) Oros ABC Management Oros Scorecard Oros Resource Planning Value Chain Analyzer |
7000 7000 3000 6000 15000 |
Две модификации: Enterprise и Analytics. Два подвида каждой модификации:
для крупных и для малых компаний. Общее число инсталляций - около 4,3 тыс. Обработка данных, поступающих из ERP- и CRM-систем, и их консолидация. Принятие тактических и стратегических решений на основе обобщенной модели. Интегрируемое решение (заложена способность интегрироваться в системы разработки фирмы SAP). Стоимость интегрированный OROS Enterprise - 173000 USD. Все цены указаны для лицензии сроком на один год. Минимальная длительность контракта - 2 года. |
Alcar Group Inc., USA | Alcar Strategic Financial Planning System | 50000(минимальная стоимость инсталляции системы) | Программная платформа, настраиваемая под конкретного пользователя (стоимость
адаптации к реальной бизнес-ситуации - в диапазоне 50-500 тыс. USD). Редактируемая финансовая модель для каждого подразделения компании и дочерних компаний. Консолидация финансовой информации (стандартизованные данные). Принятие тактических и стратегических решений на основе обобщенной модели. Число инсталляций не превышает 100. |
Business Resource Software Inc., USA | Business Insight Plan Write for Business Plan Write for Marketing Insight for Sales Strategy |
795 130 230 130 |
Business Insight - экспертная система (<консультант в коробке>) для выбора
стратегии бизнеса. Автоматический анализ предприятия и его положения на рынке на основании ответов пользователя на ряд вопросов. Формирование рекомендаций по выбору стратегии. Plan Write for Business - подготовка бизнес-плана шаг за шагом. Plan Write for Marketing - разработка плана маркетинга. Insight for Sales Strategy - анализ сбытовой деятельности и выбор стратегии сбыта. |
Cash Focus Pty Ltd, Australia | ABC Focus Cash Focus Strategic Focus |
3000 | ABC Focus - реализация концепции Activity-Based Costing (расчет актуальной
себестоимости продуктов и услуг). Cash Focus - прогноз дисконтированного кэш-фло на основании реальной бизнес-модели предприятия. Strategic Focus - реализация концепции EVA (прогноз рыночной стоимости предприятия). <Коробочные продукты>, стоимость каждого модуля - 3000 USD. |
Computer Corporation of America, USA | Marketing Plus | 140 | Поэтапное построение плана маркетинга на основании информации о миссии компании, ее целях и стратегии. Анализ расхождения фактических и плановых показателей продаж и затрат. |
Decimal Technologies Inc, Canada | ABM Tools | 5370 | Перевод данных, поступающих из ERP-систем на язык Activity-Based Costing и анализ издержек по финансовой модели предприятия. |
High Performance Systems, USA | ithink | 1395 | Построение и анализ имитационных бизнес-моделей. Построение потоковой
диаграммы процесса и исследование его <поведения> при различных параметрах. Рассчитана на <обычных> менеджеров. Рекомендуется как средство выявления управленческих проблем и поиска путей их решения. Общее число инсталляций - несколько сотен (используется в том числе крупнейшими корпорациями) |
Decisive Tools, LLC, USA | iDecide 2000 | 149 | Продукт, аналогичный системе ithink. Построение имитационных моделей процессов в виде потоковых диаграмм. Анализ рисков принятия решений с использованием метода Монте-Карло. |
Essential Software, USA | Advanced Financial Statement Analysis & Forecasting Advanced Business Valuation Advanced Lease Vs. Purchase Analysis |
245 395 |
Advanced Financial Statement Analysis & Forecasting - стандартный
анализатор финансовой отчетности с возможностью построения финансовых прогнозов. Advanced Business Valuation - оценка бизнеса несколькими методиками. Advanced Lease Vs. Purchase Analysis - оптимизация выбора между покупкой и лизингом. Стоимость комплекта полного комплекта программ - 495 USD. Общее число инсталляций - около 10 тыс. |
Enterprise Support Systems Inc,USA | Business Planning Advisor | 5000 | Подготовка бизнес-плана шаг за шагом. Настройка под собственные технологии
планирования и систему документации. Часть программного пакета, ориентированного в основном на производственный сектор. Другие модули пакета -Situation Assessment Advisor (анализ рыночной ситуации для продуктов компании), Product Planning Advisor (оценка конкурентного положения и позиционирование продуктов), Technology Investment Advisor (оценка эффективности инвестиций в технологию). Стоимость полного программного пакета - около 20 тыс. USD. |
PlanMagic Corporation, USA | PlanMagic Business | 55 | Подготовка бизнес-плана шаг за шагом. Один из наиболее массовых продуктов для бизнес-планирования, предназначенный для мелкого бизнеса и студентов. |
Powersim, USA | Powersim Studio Enterprise | 4800 | Развитый инструментарий для построения структурной модели бизнес-процессов
и окружающей среды (существует вариант поставки уже готовых моделей). Сценарный анализ и поиск оптимальных решений. Передача результатов моделирования в ERP-систему SAP R/3. Облегченные версии для малого бизнеса и индивидуальных экспертов. |
Stern Stewart & Co., USA | FINANSEER | 9800 | Система стратегического планирования и поддержки принятия решений, опирающаяся
на <метод добавленной стоимости> (EVA). Расчет средней стоимости капитала, используемого компанией. Оценка и прогноз рыночной стоимости компании, исходя из предыстории и производственных прогнозов. Прогноз акций компании 14-ю методами. Число пользователей - около 500 (в основном, крупные компании, работающие на фондовых рынках). |
UNIDO (United Nations Industry Development Organization) | COMFAR | 5000 | Разработка и анализ инвестиционных проектов. Разработана специалистами UNIDO (Организации промышленного развития при ООН) для оценки инвестиционных проектов на развивающихся рынках. На протяжении последних 5 лет практически не развивается. |
[1] Питер Ф. Друкер. Задачи
менеджмента в XXI веке. : Пер. с англ. - М. Издательский дом <Вильямс>,
2000. - 272 с.
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"