Вы не сможете добиться долгосрочного роста, если не осилите краткосрочный план. Кто-то может хорошо осуществлять краткосрочное управление, кто-то - долгосрочное. Баланс этих двух вещей и есть менеджмент. (Джек Уэлч)
КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ
Качество изделия - это не только определенный уровень технической
базы, технологии, экономики, организации производства и культуры, но и
соответствующий уровень профессионализма и культуры управленческих
отношений. Недостаточное внимание к методологии и процессу управления
может снизить или свести к нулю эффект от использования самой современной
технологии. Традиционно многие руководители связывают качество продукции
в первую очередь с технологией ее производства и квалификацией персонала,
то есть с некоторой статикой. Однако, достижение необходимого качества
связано с постоянным, динамическим процессом по совершенствованию этого
качества, который получил название "управление качеством".
"Управление качеством" имеет три варианта реализации.
Рис.1. Варианты стратегий управления качеством продукции: А - системный, Б - комплексный, В - локальный.
Первый вариант "А" предполагает системный подход, когда первостепенное значение приобретает общее качество управленческой деятельности, а затем - качество технологии производства. Второй вариант "Б" предусматривает комплексный подход. Он основан на приоритете качества тех элементов производства и управления, которые непосредственно влияют на качество продукции. Третий вариант "В" - локальный подход, в котором основное внимание уделяется технологии производства. Вариант "В" самый распространенный и методически хорошо разработан. Вариант "Б" только внедряется и для него существует набор стандартов как на технологии производства, так и на систему управления качеством продукции например, ISO 9000. А Вариант "А" - это перспектива развития компании.
Качество - это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Качество иногда интерпретируется как "пригодность к действию". Его оценивают по функциональной пригодности, эксплуатационным характеристикам, степени безопасности, надежности и т.д.
Качество продукции может быть оценено тремя способами:
Таким образом, каждый способ оценки качества продукции имеет сферу эффективного применения.
КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Качество управленческой деятельности - это степень ее соответствия
общепринятым требованиям или стандартам. Обычно о качестве управленческой
деятельности судят по качеству управленческих решений.
Управленческая деятельность в компании составляет часть системы
управления, которую стали изучать сравнительно недавно, хотя практика
управления организациями имеет древние корни. Элементы системы управления
имеют различную сложность и степень разработанности. Наиболее
разработанные параметры, входящие в основу любой системы управления, -
цели и задачи деятельности, основные обеспечивающие функции,
функциональные структуры, организационные структуры, информационное
обеспечение. Законы и принципы, средства и методы, технология и практика
управления, коммуникации, схемы организационных отношений требуют
существенных научных и практических доработок. Такие же элементы, как
схемы и свойства процесса, разработка и реализация решений,
профессионализм персонала вообще нуждаются в новом подходе.
СТАНДАРТИЗАЦИЯ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОМПАНИЯХ
Успешная деятельность организации в первую очередь зависит от профессионализма руководителей и специалистов в области управления. Тем не менее конкретных стандартов на управленческую деятельность мало, а система контроля этой деятельности еще полностью не разработана. В таблице приведены данные о текущем состоянии дел со стандартизацией основных видов деятельности в компании.
Таблица 1. Стандартизация основных видов деятельности в организации
Основные виды деятельности в организации и их составляющие | Уровень разработанности стандартов | Уровень использования стандартов | |||
---|---|---|---|---|---|
ISO 900X | ГОСТ РФ Р 1.0-92 |
ISO 900X | ГОСТ РФ Р 1.0-92 |
||
Общая управлен- ческая деятель- ность | Управление управленческой деятельностью. | Имеется в общем виде | Разраба- тывается | Не используется | Не используется |
Управление обслуживающей и производственной деятельностью. | Разработан достаточно хорошо | Имеется в общем виде | Используется небольшим количеством фирм | Практически не используется | |
Обслужи- вающая деятель- ность | Конструкторская, технологическая, экономическая и др. подготовка. | Разработан достаточно хорошо | Разработан достаточно хорошо | Используется небольшим количеством фирм | Широко используется |
Учет (бухгалтерский, складской, финансовый и др.). | Разработан достаточно хорошо | Разработан достаточно хорошо | Используется небольшим количеством фирм | Широко используется | |
Персонал. | Имеется в общем виде | Разраба- тывается | Не используется | Не используется | |
Производ- ство товаров, услуг, информации и знаний | Изготовление. Реализация. Утилизация. |
Разработан достаточно хорошо | Разработан достаточно хорошо | Используется небольшим количеством фирм | Имеет преимущест- венное использо- вание |
Общая управленческая деятельность в организации строится из управления самой управленческой деятельностью и управления обслуживающей и производственной деятельностью. Каждая из этих составляющих включает в себя стратегическое управление, управление персоналом, внешние коммуникации и управленческое консультирование. Моделирование многих управленческих процессов затруднено тем, что большинство параметров этих процессов носит размытый, нечеткий характер, основанный не на количественных оценках, а на субъективных представлениях "лучше - хуже", "выше - ниже", "нравится - не нравится" и т.д.
АУДИТ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Система управления влияет на деятельность организации. Но и сама
организация, меняющаяся под влиянием общемировых процессов, вносит
коррективы в состав системы управления.
Наряду с правомерностью искусства управления можно выделить
процессы, составляющие управленческую деятельность, которые хорошо
изучены и по которым имеется обширная практика. В рамках этой работы
создаются проекты стандартов на управленческую деятельность и механизм
управления; формируются типовые формы отчетов. Работа проводится по
методике формирования международных стандартов бухгалтерского учета и
аудита. Таким образом, идет естественное расширение наборов стандартов
для проведения аудита в управленческой деятельности. Эта работа весьма
перспективна как база формирования программных продуктов для
управленческой деятельности. Аудит предусматривает сравнение стандартов
или регламентов принятых в управленческой деятельности с реальным
процессом этой деятельности. Основные параметры реального процесса
управленческой деятельности фиксируются в типовых формах учета.
Отклонение проверяемых параметров управленческой деятельности от
стандартов или регламентов и составляет предмет оценки ее качества
(рис.2).
Рис.2. Составные части аудита управленческой деятельности
В управленческой деятельности выделяют системный и функциональный аудит. Системный аудит - это перспектива в развитии контрольной деятельности, а функциональный - это реальность нашего времени. Функциональный аудит элементов системы управления - это процесс получения данных учета деятельности объекта контроля или его состояния по одному (ключевому) элементу системы управления и установление уровня соответствия данных учета заданным критериям, нормам и стандартам. Функциональный аудит определяется разделением труда аудиторов по элементам системы управления организации и квалификации. Например, аудит системы управления только по персоналу или по управленческим технологиям, или по стратегическому управлению (рис.3).
Рис.3. Состав базового набора функций управления в компании: а - управленческие функции, б - обслуживающие функции
Обобщенное суждение аудитора о соответствии реального состояния
системы управления компании с требуемым формирует системный аудит.
В основе архитектуры аудита системы управления компании лежат три
группы стандартов. Это стандарты на:
Разработка стандартов на ключевые элементы системы управления организации должна идти вместе с разработкой приемов и методов их проверки (форм учета). Существующая на сегодняшний день разобщенность между стандартизацией и отчетностью элементов систем управления существенно сдерживает их развитие. Лучше обстоит дело со стандартизацией процесса аудита. В общем виде разработаны международные нормативы аудита для бухгалтерского учета, принципы которых приемлемы и для других предметных областей аудита.
Э.А.Смирнов,
Государственный университет управления
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"