Следует непрестанно производить опыты применения новых идей. Если идея оказывается действительно хорошей или хотя бы открывает новые возможности, следует всячески ее испытать. Но от этих испытаний еще бесконечно далеко до изменений. (Г. Форд)

Пять ступеней к системе управления качеством

Сложность и некачественные переводы стандартов Международной организации по стандартизации (ISO) предопределили настороженное отношение российских руководителей к системам менеджмента качества (СМК). Для неподготовленного читателя попытка понять из описания, что такое СМК, сродни попытке запомнить телефонный справочник.

Тем не менее обострение конкуренции, условия западных партнеров, грядущий тендер и т. п. заставляют руководителей думать о внедрении системы менеджмента качества и ее сертификации в соответствии со стандартом ISO.

Приняв решение о создании СМК, руководители часто пытаются пройти этот путь самостоятельно, в первую очередь из соображений финансовых: консультанты стоят дорого. На этой непростой стезе различные компании повторяют одни и те же ошибки. Их было бы намного меньше, если бы все руководители изначально понимали, как правильно организовать процесс создания СМК, какие этапы нельзя исключить из процесса.
Этап 1 - "обучение". По классической схеме подготовка к сертификации начинается с аудита действующей системы качества. Но если создание системы предполагается осуществить собственными силами, а знаний в этой области не хватает, целесообразно начать процесс именно с обучения. Руководство должно само обучиться основам менеджмента качества и подготовить несколько сотрудников к проведению внутренних аудитов СМК (это все равно придется когда-либо делать). Главный результат обучения - понимание того, что система качества - это не набор непонятных элементов и документов, а система установленных и формализованных способов осуществления деятельности.

Принимая решение об обучении, руководитель выбирает один из трех вариантов: можно подготовить собственных внутренних аудиторов с их последующей сертификацией, можно обучить значительную часть персонала непосредственно на предприятии и можно обучаться у консультантов непосредственно в процессе совместного создания системы.

Совет N 1: свяжите выбор способа обучения со способами выполнения последующих этапов создания СМК, определите, кто будет ее разрабатывать. Имеет смысл обучать будущих разработчиков системы и определенных исполнителей этапов.

Этап 2 - "анализ (аудит) существующей системы качества". После того как многое в теории менеджмента качества станет понятным, нужно определить, что нуждается в преобразовании в существующей системе производства продукции или оказания услуг. Здесь без участия специалистов не обойтись: нужны люди, которые знают стандарты, способы создания СМК и обладают соответствующим опытом.

Результатом этого этапа станет план создания системы, в котором обязательно должны быть определены сферы ответственности каждого участника процесса и разработчики каждого элемента системы.

Совет N 2: не доверяйте этот этап любителям. Плохой план - плохой фундамент, один кирпичик окажется с изъяном, а рухнет целое здание.

Этап 3 - "разработка (проектирование) СМК". Этот этап представляет собой самый трудоемкий процесс создания системы. Он предполагает определение способов деятельности, гарантирующих качество, а также разработку большого количества документов системы качества (в основном процедур) , описывающих эти способы. К ним относятся процедуры, связанные с анализом контрактов, выбором поставщиков и потребителей продукции и услуг и взаимоотношений с ними, управлением процессами, документами и данными, подготовкой и обучением персонала и др.

Руководство компании формулирует цели и задачи в области качества в документе "Политика качества".

Совет N 3: разработку СМК целесообразно выполнять с привлечением специалистов в области менеджмента качества, иначе может оказаться, что оптимизированные процессы деятельности, полученные в результате проектирования, не соответствуют стандартам ISO.

Этап 4 - "внедрение СМК". После определения и формализации способов деятельности их нужно реализовать на практике. В процессе внедрения корректируются как процессы, так и документы СМК.

Факт внедрения обязателен для сертификации. Многие органы сертификации не принимают положительного решения о статусе СМК, если она не функционирует в течение 9 - 12 месяцев.

Совет N 4: во-первых, оцените, достаточно ли у вашего предприятия собственных сил для внедрения СМК; во-вторых, решите вопрос о целесообразности привлечения внешних консультантов с учетом планируемых сроков внедрения: участие консультантов обычно значительно сокращает сроки внедрения.

Этап 5 - "подготовка к сертификации". Непосредственно перед сертификацией необходимо провести серию внутренних аудитов. Их цель - определить, насколько формализованные процедуры соответствуют реальной деятельности. Заключительным этапом подготовки может стать тестовый аудит с участием консультантов.

Совет N 5: задолго до осуществления этого этапа выберите орган сертификации, который будет определять соответствие СМК компании требованиям ISO. Каждый из них характеризуется своим особым стилем отношения к проверке документации и организации аудитов. При выборе органа сертификации исходите из потребностей целевого рынка предприятия. Универсальный способ - сертифицироваться в авторитетных организациях, признанных во всем мире.

Существует три основных подхода к созданию СМК:

создание системы собственными силами (предприятие обладает людскими и временными ресурсами и не нуждается в привлечении внешних консультантов для разработки системы) ;

создание системы с помощью внешних консультантов (предприятие не обладает возможностью отвлекать персонал от основной деятельности, но обладает финансовыми ресурсами для привлечения внешних консультантов для разработки и внедрения системы) ;

создание системы объединенными усилиями с использованием собственных ресурсов и привлечением внешних консультантов на определенные этапы создания СМК.

Заключительный и самый важный совет: заранее (на этапе планирования) определите подход к созданию системы, реально оценивая возможности вашей компании.

Автор - начальник отдела консалтинга отделения системного анализа и проектирования компании IBS, доктор технических наук

Тимофей Шаклеин





Также на сайте:
Литература
Источник:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте



Как сюда попасть?