Делая все, что в наших силах для успеха клиента, мы повышаем собственные шансы не оказаться однажды на бобах. (Майкл Мей)
Пять ступеней к системе управления качеством
Сложность и некачественные переводы стандартов Международной организации
по стандартизации (ISO) предопределили настороженное отношение российских
руководителей к системам менеджмента качества (СМК). Для неподготовленного
читателя попытка понять из описания, что такое СМК, сродни попытке запомнить
телефонный справочник.
Тем не менее обострение конкуренции, условия западных партнеров,
грядущий тендер и т. п. заставляют руководителей думать о внедрении системы
менеджмента качества и ее сертификации в соответствии со стандартом ISO.
Приняв решение о создании СМК, руководители часто пытаются
пройти этот путь самостоятельно, в первую очередь из соображений финансовых:
консультанты стоят дорого. На этой непростой стезе различные компании повторяют
одни и те же ошибки. Их было бы намного меньше, если бы все руководители
изначально понимали, как правильно организовать процесс создания СМК, какие
этапы нельзя исключить из процесса.
Этап 1 - "обучение". По классической схеме подготовка к сертификации
начинается с аудита действующей системы качества. Но если создание системы
предполагается осуществить собственными силами, а знаний в этой области не
хватает, целесообразно начать процесс именно с обучения. Руководство должно
само обучиться основам менеджмента качества и подготовить несколько сотрудников
к проведению внутренних аудитов СМК (это все равно придется когда-либо делать).
Главный результат обучения - понимание того, что система качества - это не
набор непонятных элементов и документов, а система установленных и формализованных
способов осуществления деятельности.
Принимая решение об обучении, руководитель выбирает один
из трех вариантов: можно подготовить собственных внутренних аудиторов с их
последующей сертификацией, можно обучить значительную часть персонала непосредственно
на предприятии и можно обучаться у консультантов непосредственно в процессе
совместного создания системы.
Совет N 1: свяжите выбор способа обучения со способами
выполнения последующих этапов создания СМК, определите, кто будет ее разрабатывать.
Имеет смысл обучать будущих разработчиков системы и определенных исполнителей
этапов.
Этап 2 - "анализ (аудит) существующей системы качества".
После того как многое в теории менеджмента качества станет понятным, нужно
определить, что нуждается в преобразовании в существующей системе производства
продукции или оказания услуг. Здесь без участия специалистов не обойтись:
нужны люди, которые знают стандарты, способы создания СМК и обладают соответствующим
опытом.
Результатом этого этапа станет план создания системы, в
котором обязательно должны быть определены сферы ответственности каждого
участника процесса и разработчики каждого элемента системы.
Совет N 2: не доверяйте этот этап любителям. Плохой план
- плохой фундамент, один кирпичик окажется с изъяном, а рухнет целое здание.
Этап 3 - "разработка (проектирование) СМК". Этот этап представляет
собой самый трудоемкий процесс создания системы. Он предполагает определение
способов деятельности, гарантирующих качество, а также разработку большого
количества документов системы качества (в основном процедур) , описывающих
эти способы. К ним относятся процедуры, связанные с анализом контрактов,
выбором поставщиков и потребителей продукции и услуг и взаимоотношений с
ними, управлением процессами, документами и данными, подготовкой и обучением
персонала и др.
Руководство компании формулирует цели и задачи в области качества в документе "Политика качества".
Совет N 3: разработку СМК целесообразно выполнять с привлечением
специалистов в области менеджмента качества, иначе может оказаться, что оптимизированные
процессы деятельности, полученные в результате проектирования, не соответствуют
стандартам ISO.
Этап 4 - "внедрение СМК". После определения и формализации
способов деятельности их нужно реализовать на практике. В процессе внедрения
корректируются как процессы, так и документы СМК.
Факт внедрения обязателен для сертификации. Многие органы
сертификации не принимают положительного решения о статусе СМК, если она
не функционирует в течение 9 - 12 месяцев.
Совет N 4: во-первых, оцените, достаточно ли у вашего предприятия
собственных сил для внедрения СМК; во-вторых, решите вопрос о целесообразности
привлечения внешних консультантов с учетом планируемых сроков внедрения:
участие консультантов обычно значительно сокращает сроки внедрения.
Этап 5 - "подготовка к сертификации". Непосредственно перед
сертификацией необходимо провести серию внутренних аудитов. Их цель - определить,
насколько формализованные процедуры соответствуют реальной деятельности.
Заключительным этапом подготовки может стать тестовый аудит с участием консультантов.
Совет N 5: задолго до осуществления этого этапа выберите
орган сертификации, который будет определять соответствие СМК компании требованиям
ISO. Каждый из них характеризуется своим особым стилем отношения к проверке
документации и организации аудитов. При выборе органа сертификации исходите
из потребностей целевого рынка предприятия. Универсальный способ - сертифицироваться
в авторитетных организациях, признанных во всем мире.
Существует три основных подхода к созданию СМК:
создание системы собственными силами (предприятие обладает
людскими и временными ресурсами и не нуждается в привлечении внешних консультантов
для разработки системы) ;
создание системы с помощью внешних консультантов (предприятие
не обладает возможностью отвлекать персонал от основной деятельности, но
обладает финансовыми ресурсами для привлечения внешних консультантов для
разработки и внедрения системы) ;
создание системы объединенными усилиями с использованием
собственных ресурсов и привлечением внешних консультантов на определенные
этапы создания СМК.
Заключительный и самый важный совет: заранее (на этапе
планирования) определите подход к созданию системы, реально оценивая возможности
вашей компании.
Автор - начальник отдела консалтинга отделения системного анализа и проектирования компании IBS, доктор технических наук
Тимофей Шаклеин
Также на сайте:
ЛитератураИсточник: