Если неверно работающий алгоритм разрабатывали несколько человек, то никто не виноват. (Пек-Тротман)
Стандарты ISO 9000 известны во всем мире и одобрены более чем в ста странах как национальный стандарт. В последнее время данные стандарты получили в России достаточную известность, кроме того, почти все внешние и некоторые российские потребители требуют от российских компаний сертификаты на системы качества.
Одним из главных достижений данных стандартов, является процессный подход, направленный на непрерывное улучшение. Отсюда требования стандартов направлены не на конечные продукты организаций, а на ее бизнес-процессы.
Не следует думать, что данные стандарты являются панацеей от всех болезней предприятия. Перед тем, как принимать решение о начале подготовки вашего предприятия к сертификации на соответствие ИСО, необходимо продумать правильный набор и последовательность шагов. Как и любой другой стандарт, это не более чем перечень требований, хотя и достаточно объемный. Поэтому чисто механическая работа по приведению деятельности предприятия в соответствии с ИСО может привести к бесполезным затратам и разочарованию.
Суть проблемы состоит в том, с одной стороны, российским компаниям необходимы серьезные изменения в организационной структуре, корпоративной культуре, стиле и методах менеджмента и многом другом. С другой стороны, стандарты ИСО не могу решить всех этих проблем предприятия. Более того, можно сказать, что использование указанных стандартов для целей обеспечения качества опирается на принцип: "Документируй то, что делаешь, делай то, что задокументировано". Если нарушить данный принцип, то система качества теряет свою приспособленность к аудиту (проверкам), ибо аудиторы могут фактически проверять лишь документы и соответствие реальных процедур документированным.
Руководство по качеству - документ, описывающий политику качества и направления деятельности компании. Обычно он содержит организационную структуру компании, имена руководителей подразделений и их ответственность. |
|
Процедуры - документы, которые описывают производственные процессы в компании и содержат рекомендации по созданию качественных продуктов. Как правило, дают ответы на вопросы: почему, кто, когда, где, что и как? |
|
Инструкции - документы, содержащие детальное описание подпроцессов и отвечают на вопросы: что и как? |
|
Документы и формы - это файлы регистрации событий. |
Если в документацию заложить мечты, руководства о более совершенной системе обеспечения качества, что в практике российских предприятий случается не так уж и редко, то между реальной, существующей на практике системой и документированной образуется брешь, через которую будут проваливаться все усилия руководителей в области улучшения качества.
Если же документировать существующую систему, то документированная и реальная системы совпадут, но мало кого может устраивать их уровень эффективности. Более того, документирование системы качества в том виде, в котором последняя существует, приведет к стагнации уровней качества продукции и процессов на низких уровнях. Самое интересное, что аналогичная ситуация существует у российских предприятий с вопросами автоматизации: когда без необходимой предварительной работы по реструктуризации оно сразу приступает к автоматизации.
Таким образом, чтобы ваши ожидания от внедрения системы качества совпали с результатами, которые вы получите, последовательность шагов должна быть следующей:
Описание себя "как есть" |
![]() |
Разработка и осуществление программы для перехода в состояние "как надо" |
![]() |
ИСО 9000 |
![]() |
Менеджер-консультант |
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"