Люди, компетентные в данном деле, знают все, за исключением того, как его улучшить. Улучшение требует нового типа знаний. (Уильям Эдвардс Деминг)
Что такое ISO 9000?
Ядро стандартов систем качества ISO 9000 состоит из четырех международных стандартов, предоставляющих руководство по разработке и внедрению эффективной системы управления качеством. Независимо от специфики выпускаемой продукции эти стандарты применимы как к сфере производства, так и к сфере услуг.
Основные стандарты ISO 9000
· ISO 9000:2000 устанавливает принципы и основные понятия управления качеством, описывает содержание серии стандартов и даёт перечень терминов и их определений для использования в любой организации,
· ISO 9001:2000 определяет требования к: системам управления качеством, если организации надо продемонстрировать способность удовлетворить требования потребителей и органов власти,
· ISO 9004:2000 описывает руководящие положения для создания системы управления качеством, которая превышает требования ISO 9001 с целью эффективного удовлетворения и превышения ожиданий потребителей.
· ISO 19011 обеспечивает руководство по планированию и проведению аудитов качества.
Почему мы внедряем стандарты ISO 9000
Организации внедряют стандарты ISO 9000 по разным причинам. Решение по внедрению ISO 9000 может основываться на таких факторах:
· удовлетворение запросов потребителей, требующих ISO 9000
· выход на рынки Европейского Союза (ЕС)
· конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках
· совершенствование системы качества
· минимизация повторяющихся аудитов, выполняемых различными потребителями
· улучшение работы поставщиков
Упрощенная последовательность на пути к регистрации такова:
· переработайте содержание ISO 9001
· определите наилучший способ работы
· скажите, что вы делаете
· делайте то, о чем сказали
· подтвердите это
· совершенствуйте это!
Система не должна быть чем-то неподвижным. Она должна развиваться, а главное - продукция и процессы должны совершенствоваться. Эффективным подходом здесь может быть использование цикла: Планируй - Делай- Проверяй - Совершенствуй.
Инструментом такого совершенствования могут стать цели в области качества.
·Установить и документировать цели в области качества для соответствующих функций и уровней
·Цели должны быть измеримыми и следовать Политике в области качества
·Цели могут быть отдельным документом, могут быть в виде бизнес-плана компании или частью протокола совещания по анализу СМК со стороны руководства.
·Цели должны быть сформулированы на всех уровнях предприятия (концерн, завод, отдел)
·Цели могут быть включены в планы цехов, отделов и служб
Распределите на предприятии ответственность и полномочия.
Типовая схема Руководства по качеству - это:
· Политика в области качества
· Организационная структура
· Описание системы управления качеством
· Установление распределения ответственности и полномочий
· Список рассылки учтенных экземпляров
· Система качества, разделы 4-8
· Перечень процедур
· Указатель форм (включенный в текст или в приложение)
Роль консультанта
Многие организации получают регистрацию по ISO 9000 без привлечения внешних консультантов, однако использование внешнего консультанта может быть хорошим решением. Консультанты со знаниями и опытом в вашей сфере промышленности и пониманием стандартов ISO 9000 могут быть ценным ресурсом. Они часто помогают правильно планировать внедрение, проводить обучение, а также содействуют в подготовке к аудиту. Кроме того, они не боятся процесса аудита по ISO 9000, так как это - их повседневная работа.
Работая с консультантом
· Просите помощи в понимании того, как внедрять ISO 9000; не просите консультанта делать вашу работу.
· Задавайте вопросы для выяснения любого непонятного для вас момента в стандартах ISO 9000.
· Просите разъяснений по поводу написания ваших рабочих инструкций или документирования ваших процессов.
· Спрашивайте совета о том, как вести себя во время аудита.
Перед аудитом
· Заранее представьте на рассмотрение Руководство по качеству.
· Учтите любые замечания, сделанные регистратором
· Рассмотрите возможность визита аудитора для предварительной оценки. Это не консультационный визит, а определение того, готовы ли вы к регистрационному аудиту. Кроме того, вы сможете получить предложения по укреплению вашей системы.
· Проведите генеральную репетицию. Просмотрите все элементы регистрационного аудита, для того чтобы удостовериться, что требования ISO 9001 выполняются.
· Подготовьте всех сотрудников организации к тому, как отвечать на вопросы аудиторов.
Надзорные аудиты
Системы, зарегистрированные по ISO 9000, требуют периодического надзора для гарантии того, что они продолжают правильно работать. Основная цель регистратора в ходе надзорных аудитов - проверка соответствия стандарту ISO 9001. Аудиторы ищут подтверждение тому, что целостность системы качества поддерживается, совершенствуется, и по мере необходимости корректируется.
Разработано и опубликовано в ТЮФ Норд Украина
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"