В производстве не должно быть расточительности - ни человеческой силы, ни материала. Пышные постройки не могут служить символами успехов, они нередко превращаются в надгробные памятники. (Г. Форд)
Рахлин К.М. - зам. генерального директора ООО "Конфлакс", к.э.н. (Санкт-Петербург)
В последнее время существенно повысился интерес предприятий, поставляющих свою продукцию предприятиям автомобильной промышленности к применению ИСО/ТУ 16949. Это обусловлено следующими причинами. В первую очередь, это обязательное требование к поставщикам крупных зарубежных корпораций, которые уже развернули в России производство автомобилей (Форд Мотор Компани, Дженерал Моторс-Лада) или намерены наладить производство (Рено-Ниссан, Тойота). Во-вторых, это требование российских автомобильных заводов, которые не собираются отставать от своих зарубежных конкурентов. В третьих, введение в действие ГОСТ Р 51814.1-2004, российского аналога ИСО/ТУ 16949:2002.
В ответ на этот интерес происходит формирование рынка консультационных услуг по применению ИСО/ТУ 16949, в котором активное участие принимают консультационные отделения, созданные ведущими зарубежными органами по сертификации, имеющими аккредитацию Международной организации по решению задач автомобилестроения (ИАТФ) на право проведения сертификации по этому стандарту (ТЮФ-СЕРТ, Бюро Веритас, DQS и др.). Консультирование по применению ИСО/ТУ 16949 осуществляет также "Конфлакс", в частности, на предприятии, которое является поставщиком завода "Форд Мотор Компании" в г. Всеволожск, Ленинградской области.
Опираясь на имеющийся опыт, представляется интересным рассмотреть особенности применения ИСО/ТУ, которые начнем со статистических сведений. В ИСО/ТУ имеются дополнения более чем к 80% пунктов ИСО 9001. Характерная особенность этих дополнений -жесткий диктат потребителя, с которым в обязательном порядке должны согласовываться большинство возможных изменений, связанных с поставкой комплектующих. В ряде случаев это ставит поставщика в полную зависимость от потребителя и, по нашему мнению, противоречит такому принципу системы менеджмента качества как взаимовыгодные отношения с поставщиком.
Безусловно, если предприятие изготавливает только комплектующие для автомобильных заводов, которые являются единственным потребителем, такая зависимость является оправданной. Но если наряду с комплектующими для автомобилей изготавливаются изделия для других потребителей, эту зависимость нельзя рассматривать как оправданную.
В качестве примера сошлемся на дополнения к п.5.4.1 "Цели в области качества", которые требуют учитывать при формировании целей ожидания потребителей, а также обязательного достижения целей в течение определенного периода времени. Следовательно, при проведении сертификации аудиторы вправе потребовать подтверждение учета ожиданий потребителей, что делает необходимым согласование с ними целей, которые превращаются из внутреннего во внешний документ. Учитывая, что цели в области качества являются внутренним документом организации, по нашему мнению, обязательным условием такого согласования с потребителем является заключение соглашения о конфиденциальности информации.
Остановимся на дополнениях, имеющих принципиальные отличия от требований ИСО 9001, по отдельным пунктам с соответствующим комментарием.
5.1.1 "Ответственность и полномочия" - персонал, ответственный за качество продукции, должен иметь полномочия остановить производство, чтобы устранить проблемы в области качества.
Это дополнение носит принципиальный характер, являясь с нашей точки зрения, практической реализацией такого принципа менеджмента качества, как вовлеченность персонала. Следует сказать, что, осуществляя консультирование по применению ИСО 9001, специалисты "Конфлакса" рекомендуют в документы по мониторингу измерения процессов производства включать требования, наделяющие работника правом останавливать при наличии технической возможности выполнение операции при возникновении любых отклонений от требований конструкторской и технологической документации. Однако эти рекомендации не всегда принимаются во внимание. В ИСО/ТУ это требование является обязательным к применению. Для его выполнения необходимо:
установить критерии остановки;
определить категории персонала и должностных лиц, на которые наделяются полномочия останавливать производство;
документально закрепить в должностных и рабочих инструкциях, а также в документации СМК право остановки.
5.6 "Анализ со стороны руководства" - частью анализа должна быть регулярная отчетность и оценивание потерь из-за плохого качества.
Для выполнения этого требования необходимо реализовать комплекс работ по учету и анализу затрат на качество по всем процессам СМК. Как показывает наш опыт, создать в сжатые сроки систему учета, анализа и оптимизации затрат на качество невозможно.
Поэтому реализация этого требования представит достаточно серьезную трудность для любой организации. Вместе с тем, "Конфлакс", как следует из опубликованных работ, более 10 лет ведет исследование по проблемам экономики качества и имеет практический опыт создания системы учета и анализа затрат на качество.
6.2.2 "Компетентность, осведомленность, подготовка" - персонал, работа которого может влиять на качество, должен быть проинформирован о последствиях для потребителя при несоответствии требований по качеству.
Казалось бы, очевидное требование касается не только и не столько внешнего потребителя, сколько внутреннего. Это требование тесно смыкается с внутренним обменом информацией (5.5.3). В свою очередь реализация этого требования связана также с процессом идентификации и прослеживаемости и созданием действенных мотивационных механизмов, обеспечивающих взаимную ответственность исполнителей.
В этом же пункте появляется требование создания и документального закрепления процесса мотивации персонала, целью которого являются обеспечение достижения целей в области качества, осуществление постоянных улучшений и создание условий для содействия инновациям.
Таким образом, речь идет не только об использовании разнообразных форм стимулирования (материальное, моральное и социальное), но и развитие рационализаторской деятельности и активизации творческого потенциала персонала на основе методологии компании "Форд" - G8D, более известной как японские "кружки качества".
"Конфлаксом" в рамках концепции TQM разработано практическое пособие по организации и обеспечению функционирования инициативных творческих групп.
6.3 "Инфраструктура" - требование рациональности расположения производства и
оптимизации перемещения материалов и синхронизации материальных потоков.
Фактически речь идет о внутрипроизводственной логистике с целью снижения производственных затрат. В этом же пункте содержится требование о документировании планов действий в чрезвычайных ситуациях для предупреждения возможных срывов поставки продукции потребителю.
6.4 "Производственная среда" - по сравнению с ИСО 9001 требования существенно
расширены и включают обеспечение безопасности персонала, а также культуры производства.
Для выполнения этих требований следует документировать процессы определения физических факторов производственной среды, инструктажа персонала по охране труда, обеспечения спецодеждой и СИЗ, аттестации рабочих мест, а также оценивание культуры производства.
Таким образом, для выполнения установленных требований необходимо дополнительно разработать ряд документов.
7.1 "Критерии приемки" - должны быть определены и одобрены потребителем.
Традиционно критерии приемки продукции устанавливаются в стандартах, что для выполнения этого требования недостаточно. Необходимо либо разработать и согласовать с потребителем специальную процедуру, либо включать соответствующий раздел в договор поставки.
В этом же пункте определены также требования к конфиденциальности и управлению изменениями. Если изменения касаются продукции, то согласование с потребителем обязательно.
Встает вопрос: "Если все действия, связанные с изготовлением и поставкой продукции согласовываются с потребителем, то, что должны подтверждать органы, проводящие сертификацию по ИСО/ТУ!"
7.3 "Проектирование и разработка" - здесь основные требования определяют необходимость использования специальных методов (например, FMEA, расчета и анализа надежности и др.) для уменьшения или исключения риска отказа в эксплуатации.
Этот раздел дополнен требованием согласования с потребителем программы опытного образца.
7.4.3 "Верификация закупленной продукции" - содержит требования статистической обработки и оценки результатов входного контроля, а также обязательный мониторинг поставщика, который предусматривает документирование процесса аудита поставщика.
Нельзя не сказать, что, несмотря на солидную теоретическую и методическую базу, практическое применение статистических методов анализа на российских предприятиях оставляет желать лучшего. По нашему мнению, это обусловлено тем, что применение этих методов требует большой подготовительной работы, в первую очередь, тотального обучения персонала, разработки детальных программ внедрения и постоянного контроля со стороны руководства организации.
7.5.1 "План управления" - содержание этого документа фактически дублирует процессы проектирования продукции, управления конструкторской и технологической документацией, заставляя создавать документ, который не нужен производителю, но крайне важен для потребителя с точки зрения выполнения функций контроля. Если к тому же учесть, что план управления игнорирует применение ЕСКД и ЕСТД, то этот документ представляется образчиком махрового бюрократизма.
Вероятно, в отдельных случаях при изготовлении особо сложных или ответственных с точки зрения эксплуатации изделий и материалов подобный документ необходим, но его тотальное применение для всех компонентов современного автомобиля весьма сомнительно.
7.5.1.2 "Рабочие инструкции" - необходимость четкого описания технологических операций и требований к выполнению работы не вызывает возражений. Однако необходимо принять во внимание время, которое нужно затратить на разработку, согласование и утверждение этих документов при отсутствии конкретных требований к их содержанию.
По нашему мнению, по аналогии с должностной рабочая инструкция должна устанавливать взаимоотношения работника и работодателя, определяя обязанности, права и ответственность. Обязанности, установленные в рабочей инструкции, должны дополняться инструкцией по выполнению работы и по охране труда.
Именно в рабочей инструкции определяется право работника остановить работу при появлении несоответствующей продукции, которое детализируется в инструкции по выполнению работы.
7.5.5 "Сохранение соответствия продукции" - этот пункт требует разработки документированной процедуры, обеспечивающей сохранность продукции на складах, регламентирования сроков хранения и обеспечения их соблюдения, что представляется вполне обоснованным.
7.6.3 "Требования к лабораториям" - фактически речь идет о необходимости аккредитации лаборатории для подтверждения ее компетентности в определенной области испытаний. Тот, кто сталкивался с действующей процедурой аккредитации лаборатории, знает насколько это трудоемкое и непростое дело.
8.2.2 "Аудит системы менеджмента качества" - наряду с аудитом процессов СМК, этот пункт требует организации и проведения аудита процессов производства (в основном, технологического процесса) и аудита продукции. Это специальные виды технического аудита, требующие для своего проведения разработки специальных методик и обучения специалистов.
В наиболее простом варианте аудиторы процесса производства и продукции должны уметь практически использовать статистические методы обработки данных, а также так называемые 7 простейших японских методов.
На выполнение требований этого пункта необходим значительный период времени.
8.2.3.1 "Мониторинг и измерение процессов производства" - ставит задачу исследования процессов с целью оценки их возможности обеспечивать стабильность качества изготовления продукции.
Этот пункт предъявляет принципиально иные требования к методам работы специалистов технологической службы, которым необходимо от устранения причин несоответствий перейти к их предупреждению на основе использования статистических методов регулирования.
8.2.4.2 "Внешний вид изделия" - для выполнения установленных требований необходимо разработать документированную процедуру по управлению образцами-эталонами внешнего вида.
8.3.4 "Разрешение потребителя на отклонение" - содержит требования одобрения процесса производства и обязательного согласования с потребителем любых отклонений. Правда, стандарт не оговаривает конкретные требования к процессу одобрения производства потребителем.
При поставке продукции нескольким автомобильным заводам поставщик обязан получить от каждого из них одобрение производства. Это приведет к значительным дополнительным затратам поставщика.
8.5.1.2 "Улучшение процессов производства" - этот пункт фактически определяет необходимость использования концепции 6G для "снижения вариации в характеристиках продукции и параметрах процесса производства". Это в свою очередь требует от организации значительных усилий по обучению персонала и обеспечению управления изменчивостью процесса. При этом достижение определенного уровня G должно включаться в состав целей в области качества.
Обобщая сказанное, представляется возможным сделать следующие выводы:
1. Требования ИСО 9001 распространяется на систему организационного типа.
ИСО/ТУ наряду с организационными требованиями содержат ряд положений технического
характера (например, связанные с вариабельностью процессов изготовления продукции).
Применение ИСО/ТУ требует значительного времени. По нашему мнению, попытка
в течение даже одного года реализовать все положения ИСО/ТУ, обречена на неудачу. По
этому необходимо разрабатывать поэтапную программу, рассчитанную на 2-3 года, согласовывать ее с потребителем и органом по сертификации в части полноты реализации установленных требований.
ИСО/ТУ 16949 существенно расширил объем требований по сравнению с ИСО
9001, детализировав их, исходя из специфики производителей автомобилей.
ИСО/ТУ 16949 подтвердил целесообразность разработки отраслевых модификаций
ИСО 9001.
Особую ценность составляет приложение к ИСО/ТУ 16949 - методики, использование которых должно способствовать повышению качества менеджмента и за пределами автомобильной отрасли.
Применение ИСО/ТУ 16949 является более сложным и длительным по времени по
сравнению с ИСО 9001, т.к. требования обязательного документирования всех процессов и
действий создают дополнительные трудности. При этом, по-нашему мнению, в ряде случаев
имеет место избыточность документированности при подтверждении выполнения требований.
Существенную помощь при применении ИСО/ТУ 16949 может оказать специальное
Руководство, разработанное ИАТФ, которое предназначено для использования в организациях, производящих компоненты и/или запасные части для автомобилей.
"От менеджмента качества к качеству менеджмента и бизнеса"
Санкт-Петербург, 4-6 октября 2005г.
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"