Доверие является для всех предприятий большим производственным капиталом, без использования которого не может обойтись ни одна сделка. Это является для всех областей условием процветания. (Альберт Швайцер)
Среди наиболее значимых индикаторов управления, таких как стоимость, затраты, производительность и качество, последнее имеет, пожалуй, наиболее человеческий характер.
Качественные улучшения обычно с большим энтузиазмом принимаются подчиненными, нежели резкое сокращение стоимости или увеличение объемов производства. Улучшение качества, если подойти к этому процессу творчески, непременно приведет и к снижению себестоимости товара, а следовательно, и его цены, и к повышению производительности. Это - верный способ добиться удовлетворенности сотрудников своей работой и ключ к секретам мотивации.
Лидерство не должно отделять планирование от выполнения, это побуждает членов группы стремиться к общим целям, проявляя активность, упорство и терпение, в то же время ее достижение ободряет и служит для них дополнительным стимулом.
Введение
Для того, чтобы удовлетворить ожидания потребителей и выдержать конкуренцию на мировом рынке, постоянное улучшение качества жизненно необходимо. Для улучшения качества широко используется подход "problem-solving" (метод решения проблем). Масааки Имай (Misaaki Imai) в книге "KAIZEN" [2], ставшей бестселлером, писал, что собственно KAIZEN (улучшение) начинается с проблем, точнее с осознания того, что проблемы существуют. Где нет проблем, там нет возможностей для улучшений. Проблема в бизнесе - это нечто, причиняющее беспокойство людям, находящимся "вниз по течению" процесса создания продукции, будь то-специалист выполняющий следующую операцию или отзыв конечного потребителя. Проблема также состоит в том, что людям, которые непосредственно ответственны за ее появление, она беспокойства не причиняет.
Само собой разумеется, что качество, стоимость и производительность - не менее значимые индикаторы менеджмента (управления) для компаний. Так же важно улучшать не только качества, но и работать над снижением цены и повышением производительности. Почему же мы прежде всего озабочены улучшением качества? Многие специалисты опасаются, что улучшение качества немедленно повлечет за собой повышение себестоимости и снижение производительности. Насколько этот тернистый путь улучшений желаем и приемлем?
Мы очень хорошо понимаем, что для решения проблем и улучшения качества необходимо, чтобы руководитель был лидером. Однако, вероятно, вызовет затруднения ответ на вопрос, что означает лидерство? Я хочу начать разговор именно с этого.
В 1981 г. доктор Дж. Джуран [4] резюмировал характеристики управления качеством (Quality Control, QC), принятые на предприятиях Японии, которые стали причиной резкого скачка качества японской продукции, знаменитого "японского чуда". Вот они:
Определение проблемы
Истоки проблемы
Приведу один пример. Сотрудники службы качества одной из крупных компаний бурно дискутировали, на тему того, какую стратегическую программу необходимо принять на предприятии в новом году. Кто-то из собравшихся предложил программу "развития стандартизации". Остальные члены группы поддержали эту идею, так как и сами чувствовали, что в области стандартизации их компания продвинута гораздо меньше, чем конкуренты. Предложение было принято. В развитие годовой программы стандартизации решено было ввести 50 новых стандартов, пересмотреть и усовершенствовать 80 уже действующих на предприятии. В конце года с удовлетворением констатировали, что благодаря усилиям всех специалистов, вовлеченных в работу, обе эти цели были достигнуты.
Почему же руководство компании посчитало приоритетной годовой программой "развитие стандартизации"? Не потому ли, что нормативная база компании сильно уступала базе конкурентов и действующих стандартов на предприятии было явно недостаточно? Это не так. Несомненно, такое решение было принято потому, что Было то, потому что его нормы(разряды) дефекта изделия и переделывают нормы(разряды), были выше, никакие сокращения не были замечены в номере(числе) последних поставок, и жалоб клиента, поскольку последствие неполного и неадекватного стандартизации закончилось ситуацией, которая срочно нуждалась, чтобы быть исправленной
Достижение целей стандартизации, упомянутых выше было бы бессмысленно, если эти проблемы не были решены как результат : продолжение
Сопоставление с "другими ценностями" (Comparison with "other values")
Когда наконец определены истоки проблемы, мы должны собрать и проанализировать данные, с помощью которых можно было бы оценить проблему количественно. Очень полезно построить на основе этих данных диаграмму Парето, она покажет нам, как расставить приоритеты, чтобы решить проблему. Сличение (сравнение) диаграмм, построенных до и после решения проблемы позволит нам определить те области. в которых наши усовершенствования дали наилучший результат и определить правильно ли мы расставили приоритеты.
Также важно сравнить полученные данные, характеризующие возникшие проблемы с " другими ценностями ", например, поставленными целями, теоретическими ценностями, результатами, достигнутыми при выполнении сходного процесса или показателями конкурирующих компаний (бенчмаркинг). Любая разница между существующими результатами и, так называемыми, "другими ценностями" обнажит проблему, или наоборот покажет успех, которого удалось достичь. Этот промежуток может быть как позитивным, так и негативным. Мы склонны обращать внимание только на позитивные изменения, как и в случае бенчмаркинга, но необходимо понимать, что существует и обратная сторона медали.
"Нет проблем" - это проблема (No problem is problem)
Мы также склонны полагать, что свободны от проблем, если не обнаружили значительного несоответствия между фактическими результатами и "другими ценностями". И если есть ощущение, что "проблем нет", мы должны сами себе задать вопрос: почему мы не видим явных отличий? Насколько эти наши "другие ценности" и цели достойны достижения?
Как говорится, "отсутствие каких-либо проблем - само по себе проблема". Всякий раз, когда мы приходим к выводу, что проблем нет, нужно спросить кого-нибудь со стороны, так ли это на самом деле. Как уже было сказано выше, проблема - это разница (промежуток) между желаемым и действительным. Люди всегда более чувствительны к проблемам (неудобствам), вызванным другими людьми, нежели к тем, виновниками которых оказались они сами. Лучший способ разорвать этот порочный круг перекладывания ответственности с одного участника процесса на другого - не передавать проблему следующему этапу (звену? Производственной цепочки?).
Основы философии качества
После Холодной войны (1989 г.) многие социалистически страны встали на путь перехода от централизованной, плановой экономики к рыночной. Таким образом был дан импульс к развитию все более и более открытых рынков и глобальной конкуренции, и теперь этот процесс неостановим. Нельзя забывать, что единственный ключ к конкурентоспособности на открытом мировом рынке - это качество, и только качество стало фундаментальным путем управления любого рода бизнесом, ведущим к процветанию.
Рассмотрим значение "качества", принимая во внимание высказанные соображения. Качество, по сравнению с другими не менее важными индикаторами управления (стоимостью и производительностью) имеет свои особенности [7]:
Его история (другими словами, взаимоотношение с людьми) гораздо более длинная;
Из трех вышеперечисленных факторов (индикаторов), только качество - объект общего беспокойства и заинтересованности как изготовителя, так и клиента.
Многие подчеркивают важность установления "культуры качества" и следования традициям качества, однако никому не приходило в голову ввести понятие "культура стоимости" или "культура производительности". К тому же качественные улучшения, внедряемые руководством организации, обычно с большим энтузиазмом принимаются подчиненными, нежели резкое сокращение стоимости или увеличение объемов производства. Это тоже проистекает от особенной природы качества, как экономического показателя. Улучшение качества, в отличие от снижения себестоимости или повышения производительности,
Кроме того, мы знаем из собственного опыта, что при улучшении качества творческими способами, может привести и к снижению стоимости и к росту производительности, а вот обратное - совсем не обязательно: Если мы творчески подойдем к снижению стоимости или повышению производительности, неужели качество улучшится? Вряд ли. Хотя я и не отрицаю такое предположение полностью, но это будет совсем уж редкий случай:
"Должное качество" и "привлекательное качество"
Снижая цену, улучшая "должное качество" ("Attractive quality") продукции производитель может укрепить свои позиции на рынке и завоевать новые рыночные сегменты и тем самым повысить прибыль компании и параллельно с этим искать способы достижения "привлекательного качества" ("must-be quality") своего товара (многие товаропроизводители зачастую, не уделяют "привлекательному" качеству должное внимание, в том числе и по вине потребителей, которые, в свою очередь, забывают об этом, потому что клиенты уже отказались от надежды получить желаемое или сами не понимают, чего бы им хотелось). В этом случае также появляется возможность увеличить (продвинуть) рейтинг продаж однородной продукции посредством "синергетического эффекта".
Как уже было сказано, качество - предмет общей заботы и производителя, и потребителя (качество - точка пересечения интересов производителя и потребителя). Однако в большинстве случаев потребитель и производитель смотрят на качество с разных позиций. Такого рода проблема может возникнуть при анализе степени удовлетворенности потребителя тка называемым "привлекательным качеством" товара. Зачастую производители пренебрегают исследованиями потребительских предпочтений и, следовательно, не адекватно оценивают какого именно качества продукции ожидает их потребитель. В этом случае использует догадки, чтобы внести в список качество, которое это воображает, что клиенты находят привлекательным, и тогда измеряет предпочтение клиентов качеству в этом списке.
Такое осуществление(упражнение) может легко заканчиваться как "product-out" (ориентация на выпуск продукта), рынок производителя и модель "market in" (ориентация на удовлетворение потребностей покупателя), рынок покупателя.
Изменения в концепции организации производства модель product out (ориентация на выпуск продукта); модель market in (ориентация на удовлетворение потребностей покупателя).
- обзора удовлетворения, а не как истинного удовлетворения клиента " рынок - в " (market-in) тип.
(Качество - путь к удовлетворенному потребителю) Качество как споcоб удовлетворить заказчика (Quality as a human satisfier)
Если человек беден, или испытывает нужду, то такие понятия как "работа" и "деньги" чрезвычайно тесно взаимосвязаны. Ведь человеку необходимы деньги, чтобы купить самое необходимое для жизни: пищу и кое-какую одежду. Деньги необходимы, если можно так сказать, чтобы понизить степень нашей (социальной) неудовлетворенности. Однако по мере того, как уровень нашего благосостояния повышается, современное общество прогрессирует, ценность "денег" по отношению к "работе" стремительно снижается. И хотя деньги - эффективное средство позволяющее избавиться от "социальной неудовлетворенности" (human dissatisfiers), оно недостаточно эффективно для того, чтобы достичь "социальной удовлетворенности". Если мы твердо уверены в том, что работа необходима только как способ зарабатывания денег:
Хорошо известна притча о трех каменотесах: три каменотеса везут три одинаковые тачки по одинаковому маршруту. Некто им задал вопрос: "что вы делаете?". Первый каменотес ответил: "я таскаю камни", второй сказал - "я работаю и получаю 15 долларов в час, я кормлю семью", а третий дал такой ответ: "я строю прекрасный собор, который простоит многие века и не одно поколение людей будут приходить сюда в поисках духовного отдохновения". Ответ третьего масона касается качества, которое является более свойственным и может далее быть развернуто в детальные пункты(изделия)
Качество - один из элементов социальной удовлетворенности человека. Более глубокое и определенное исследование в этой области приведет, несомненно, к открытию секретов мотивации. И проблема эта будет гораздо крайне актуальной в XXI веке изобилия.
Лидерство руководителя
1. Должна быть принята концепция "Big Q" ("Большое качество")
2. Должна быть создана инфраструктура для улучшений
3. Работы будет много
4. Система Тейлора должна быть заменена
5. Цели в области качества обязательно должны быть внесены в бизнес-план предприятия
Что означит "лидерство"?
Хотя мы твердо уверены, что эффективное лидерство необходимое условие успеха на пути к TQM, скорее всего мы затруднимся с ответом на вопрос, какие средства необходимы лидеру: на вопрос об этом точно средствами лидерства.
Партнерство и лидерство (Participation and leadership)
Общие цели и "мечта" (видение и разделение целей)
Быть лучшими в мире
Соревновательный дух (дух соперничества) (Competitive mind)
Список использованной литературы
S. Hildebrandt, K. Kristensen, G. Kanji and J.J. Dahlgaard, (1991), "Quality Culture and TQM", Total Quality Management, Vol. 2, No. 1, p. 1.
M. Imai, (1986), "KAIZEN", McGraw-Hill, New York, p. 163.
J.M. Juran, (1973), "The Taylor System and Quality Control", Quality Progress, Vol.6, No. 5, p. 42.
J.M. Juran, (1981), "Product Quality - A Prescription for the West", Proceedings of the 25th EOQC Conference, Paris, Vol. 3, p. 221.
J.M. Juran, (1991), "Strategies for the World-Class Quality", Quality Progress, Vol. 24, No. 3, p. 81.
N. Kano, N. Seraki, F. Takahashi and S. Tsuji, (1996), "Attractive Quality and Must-Be Quality", The Best on Quality, Vol. 7, Chapter 10, p.105.
Y. Kondo, (1988), "Quality Through Millennia", Quality Progress, Vol. 21, No. 12, p. 81.
F. Okusa, (1985), "TQC for What Purpose?", Hinshitsu Kanri, Vol. 36, No.1, p. 88.
Ёсио КОНДО,
почетный профессор Киотского университета
Также на сайте:
Истинная причина нелюбви к переменам
Процессы и проблемы их описания на предприятии
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"