Теория менеджмента наконец создана. Никогда более и никто не посмеет сказать, что в менеджменте нет ничего нового, ради чего его стоило бы преподавать. (Друкер)
Обновленный стандарт ИСО 9004, по словам его разработчиков, изменится существенным образом. Изменения начинаются с его названия, которое теперь звучит так: "Управление устойчивостью. Подход к менеджменту на основе качества" (или "...Качественный подход к менеджменту"). Однако внимательное прочтение проекта стандарта позволяет утверждать, что изменения не носят революционного характера. Да, действительно сменились акценты, по-другому формулируются цели существования и деятельности компаний (теперь – это устойчивое развитие), появились новые подразделы (или пункты), например по организационному изучению. Но все представленное в проекте отражает сформировавшиеся в мире, в том числе и в России, мнения и подходы к менеджменту, которые в стандарте зафиксированы, систематизированы и лаконично изложены. Таким образом, представляется, что нашим руководителям и специалистам в области качества и менеджмента разобраться с обновленным стандартом и освоить его будет вполне по силам. Публикация новой версии стандарта ожидается в 2009 г.
Что касается оценивания, о нем в проекте стандарта говорится в четырех местах: раздел 4, раздел 9, приложения "А" и "Б".
В разделе 4, который теперь называется "Управление устойчивостью", есть очень краткий пункт 4.4 "Оценивание устойчивости". Приведем его текст:
"Чтобы организации определить свое продвижение в достижении устойчивости, она должна проводить оценивание своей стратегии и операций. Результаты такого оценивания будут указывать на возможности усиления устойчивости, роста и совершенствования (улучшения).
Результаты оценивания обычно более сбалансированы и полны, если оценками занимаются бригады.
Примечание. В приложениях "А" и "Б" представлены инструменты оценивания стратегии и операций".
Далее, в разделе 9 "Измерения и анализ" есть пункт 9.7 "Оценивание". Вот его текст:
"Оценки – это зарекомендовавшие себя инструменты определения степени устойчивости организации.
С помощью оценок организация проверяет, располагает ли она в целом и на уровне ее процессов способностью достигать запланированных выходных результатов, и оценивает, имеются ли в наличии (доступны ли) достаточные физические, финансовые и человеческие ресурсы, чтобы достигнуть этих выходных результатов.
Подготавливаясь к оцениванию, организация должна принять во внимание:
цели и область оценивания;
компетентность, необходимую тем, кто будет выполнять оценивание;
разработку детализированных планов исполнения, включая графики работы и процедуры.
Организация должна представить результаты оценивания в качестве входных данных для анализа стратегии руководством, чтобы использовать их для постоянного улучшения и обновления систем, менеджмента и лидерства.
Результаты оценивания должны быть сообщены всем тем, кого они касаются в организации, и должны использоваться, чтобы добиться общего понимания относительно окружающей среды и будущего направления движения организации".
Наконец, практические вопросы оценивания рассмотрены в приложениях "А" и "Б" стандарта. Поскольку до окончательного принятия стандарта довольно далеко, и его текст в ходе обсуждений и голосований может измениться, опишем эти приложения только в общих чертах.
Приложение "А" называется "Инструмент оценивания зрелости организации" и содержит следующие небольшие разделы:
А1. Введение;
А2. Описание уровней зрелости;
A3. Стратегическое оценивание;
А4. Операционное оценивание;
А5. Использование инструмента оценивания;
А6. Результаты оценивания и планирование улучшений.
Во "Введении" отмечается, что организация должна уметь применять такой инструмент оценивания, который позволяет идентифицировать конкретные области для улучшений и составить планы действий, необходимых организации для ее дальнейшего развития.
В разделе "А2" приводится таблица уровней зрелости. Воспроизведем ее здесь.
Описание уровней зрелости
Уровень 1
Начинающая
организация
|
Уровень 2
Проактивная
организация
|
Уровень 3
Гибкая
организация
|
Уровень 4
Инновационная
организация
|
Уровень 5
Устойчивая
организация |
• Руководство (менеджмент) нацелено на производство и предостав- ление услуг • Нет ника- кого систе- матического подхода и планирования работ • Непред- сказуемые результаты • Улучшения как реакция на требования или реклама- ции |
• Менеджмент, ориентиро- ванный на потребителя • Действу- ет система менеджмента качества • Некоторые результаты предсказуемы • Системати- чески пред- принимаются корректирую- щие и преду- преждающие действия |
• Стратеги- ческий план учитывает потребителей и заинтере- сованные стороны • Процессный подход • Результа- тивные и согласован- ные системы менеджмента • Результаты предсказуемы |
• Сбалансиро- ванный фокус на заинте- ресованные стороны • Результатив- ный взаи- моувязанный процессный подход • Последова- тельные по- ложительные результаты и тенденции к устойчивости • Постоянное улучшение на основе изуче- ния собственной деятельности и культура согласования |
• Способ- ность под- держивать и развивать характери- стики дея- тельности в длительном периоде |
В разделе "A3" разъясняется понятие стратегического оценивания. Это – работа, которая выполняется высшим руководством с целью получить быстрый обзор зрелости организации. При этом используются различные сценарии (описаны в приложении "Б"), позволяющие описать характеристики, относящиеся к зрелости организаций. Отмечается, что такое оценивание требует от одного до двух часов времени.
В разделе "А4" всего два небольших абзаца. Поясняется, что операционное оценивание – это работа, выполняемая собственниками процессов и требующая примерно одного полного рабочего дня. Цель такого оценивания – определить существенные возможности (потенциал улучшений) организации.
В разделе "А5" отмечается, что организация должна сравнивать свое текущее положение с последующим уровнем зрелости и на основании этого планировать меры по улучшению, расставляя при этом среди них приоритеты.
В разделе "А6" приводится пример самооценивания организации.
В приложении "Б" представлены две многостраничные таблицы под названием: "Б1". Контрольные листы для стратегического оценивания уровня зрелости" и "Б2". Контрольные листы для операционного оценивания уровня зрелости". Таблицы построены по типу представленной выше, но характеристики уровней зрелости в них излагаются значительно более подробно. В первой таблице рассматриваются характеристики деятельности организации, во второй - характеристики процессов. Эти таблицы предлагается использовать в качестве базы, с которой сравниваются фактические характеристики деятельности организации и ее процессов. Предложенные таблицы именуются в стандарте инструментами оценивания.
Г. Е. Герасимова
Также на сайте:
Модели образования ХХI века и качество жизни
Задачи внедрения принципов системы менеджмента качества в высшие учебные заведения Узбекистана
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"