Упади семь раз, поднимись восемь. (Древняя китайская пословица)

Об оценивании деятельности и процессов в проекте пересматриваемого стандарта ISO 9004

Обновленный стандарт ИСО 9004, по словам его разработчиков, изменится существенным образом. Изменения начинаются с его названия, которое теперь звучит так: "Управление устойчивостью. Подход к менеджменту на основе качества" (или "...Качествен­ный подход к менеджменту"). Однако внимательное прочтение проекта стандарта позволяет утверждать, что изменения не носят революционного характера. Да, действительно сменились акцен­ты, по-другому формулируются цели существования и деятель­ности компаний (теперь – это устойчивое развитие), появились новые подразделы (или пункты), например по организационному изучению. Но все представленное в проекте отражает сформиро­вавшиеся в мире, в том числе и в России, мнения и подходы к менеджменту, которые в стандарте зафиксированы, систематизи­рованы и лаконично изложены. Таким образом, представляется, что нашим руководителям и специалистам в области качества и менеджмента разобраться с обновленным стандартом и освоить его будет вполне по силам. Публикация новой версии стандарта ожидается в 2009 г.

Что касается оценивания, о нем в проекте стандарта говорится в четырех местах: раздел 4, раздел 9, приложения "А" и "Б".

В разделе 4, который теперь называется "Управление устойчиво­стью", есть очень краткий пункт 4.4 "Оценивание устойчивости". Приведем его текст:

"Чтобы организации определить свое продвижение в достижении устойчивости, она должна проводить оценивание своей стратегии и операций. Результаты такого оценивания будут указывать на возможности усиления устойчивости, роста и совершенствования (улучшения).

Результаты оценивания обычно более сбалансированы и полны, если оценками занимаются бригады.

Примечание. В приложениях "А" и "Б" представлены инструменты оценивания стратегии и операций".

Далее, в разделе 9 "Измерения и анализ" есть пункт 9.7 "Оце­нивание". Вот его текст:

"Оценки – это зарекомендовавшие себя инструменты определения степени устойчивости организации.

С помощью оценок организация проверяет, располагает ли она в целом и на уровне ее процессов способностью достигать запланированных выходных результатов, и оценивает, имеются ли в наличии (доступны ли) достаточные физические, финансовые и человеческие ресурсы, чтобы достигнуть этих выходных результатов.

Подготавливаясь к оцениванию, организация должна принять во внимание:

  • цели и область оценивания;

  • компетентность, необходимую тем, кто будет выполнять оценивание;

  • разработку детализированных планов исполнения, включая графики работы и процедуры.

Организация должна представить результаты оценивания в качестве входных данных для анализа стратегии руководством, чтобы использовать их для постоянного улучшения и обновления систем, менеджмента и лидерства.

Результаты оценивания должны быть сообщены всем тем, кого они касаются в организации, и должны использоваться, чтобы добиться общего понимания относительно окружающей среды и будущего направления движения организации".

Наконец, практические вопросы оценивания рассмотрены в приложениях "А" и "Б" стандарта. Поскольку до окончательного принятия стандарта довольно далеко, и его текст в ходе обсужде­ний и голосований может измениться, опишем эти приложения только в общих чертах.

Приложение "А" называется "Инструмент оценивания зрелости организации" и содержит следующие небольшие разделы:

А1. Введение;

А2. Описание уровней зрелости;

A3. Стратегическое оценивание;

А4. Операционное оценивание;

А5. Использование инструмента оценивания;

А6. Результаты оценивания и планирование улучшений.

Во "Введении" отмечается, что организация должна уметь при­менять такой инструмент оценивания, который позволяет иден­тифицировать конкретные области для улучшений и составить планы действий, необходимых организации для ее дальнейшего развития.

В разделе "А2" приводится таблица уровней зрелости. Воспро­изведем ее здесь.



Описание уровней зрелости



Уровень 1
Начинающая
организация
Уровень 2
Проактивная
организация
Уровень 3
Гибкая
организация
Уровень 4
Инновационная
организация
Уровень 5
Устойчивая
организация
• Руководство
(менеджмент)
нацелено на
производство
и предостав-
ление услуг
• Нет ника-
кого систе-
матического
подхода и
планирования
работ
• Непред-
сказуемые
результаты
• Улучшения
как реакция
на требования
или реклама-
ции
• Менеджмент,
ориентиро-
ванный на
потребителя
• Действу-
ет система
менеджмента
качества
• Некоторые
результаты
предсказуемы
• Системати-
чески пред-
принимаются
корректирую-
щие и преду-
преждающие
действия
• Стратеги-
ческий план
учитывает
потребителей
и заинтере-
сованные
стороны
• Процессный
подход
• Результа-
тивные и
согласован-
ные системы
менеджмента
• Результаты
предсказуемы
• Сбалансиро-
ванный фокус
на заинте-
ресованные
стороны
• Результатив-
ный взаи-
моувязанный
процессный
подход
• Последова-
тельные по-
ложительные
результаты и
тенденции к
устойчивости
• Постоянное
улучшение на
основе изуче-
ния собствен­ной деятельно­сти и культура согласования
• Способ-
ность под-
держивать
и развивать
характери-
стики дея-
тельности в
длительном
периоде

В разделе "A3" разъясняется понятие стратегического оценивания. Это – работа, которая выполняется высшим руководством с целью получить быстрый обзор зрелости организации. При этом используются различные сценарии (описаны в приложении "Б"), позволяющие описать характеристики, относящиеся к зрелости организаций. Отмечается, что такое оценивание требует от одного до двух часов времени.

В разделе "А4" всего два небольших абзаца. Поясняется, что операционное оценивание – это работа, выполняемая собственни­ками процессов и требующая примерно одного полного рабочего дня. Цель такого оценивания – определить существенные возмож­ности (потенциал улучшений) организации.

В разделе "А5" отмечается, что организация должна сравнивать свое текущее положение с последующим уровнем зрелости и на основании этого планировать меры по улучшению, расставляя при этом среди них приоритеты.

В разделе "А6" приводится пример самооценивания организа­ции.

В приложении "Б" представлены две многостраничные таблицы под названием: "Б1". Контрольные листы для стратегического оценивания уровня зрелости" и "Б2". Контрольные листы для операционного оценивания уровня зрелости". Таблицы построены по типу представленной выше, но характеристики уровней зрелости в них излагаются значительно более подробно. В первой таблице рассматриваются характеристики деятельности организации, во второй - характеристики процессов. Эти таблицы предлагается использовать в качестве базы, с которой сравниваются фактиче­ские характеристики деятельности организации и ее процессов. Предложенные таблицы именуются в стандарте инструментами оценивания.

Г. Е. Герасимова




Также на сайте:
Модели образования ХХI века и качество жизни
Задачи внедрения принципов системы менеджмента качества в высшие учебные заведения Узбекистана


О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте