Удовлетворение потребителя - ничто, лояльность - все. (Дж. Гитомер)
Для людей самое сложное не признать новые идеи, а позабыть старые
Мейнард Кейнс
15 сентября прошлого года был опубликован новый стандарт ИСО/МЭК 17021:2006 Оценка соответствия Требования для органов, выполняющих аудит и сертификацию систем менеджмента (Conformity assessment -Requirements for bodies providing audit and certification of management systems). В декабре, накануне 2007 года, Международный форум по аккредитации (IAF) и Международная организация по стандартизации (ISO) выпустили совместное коммюнике [1], согласно которому установлен глобальный двухлетний переходный период по выполнению его требований до 15 сентября 2008 года.
В статье [2] в самых общих чертах было представлено содержание Нового стандарта ИСО/МЭК 17021:2006 и его значение для обеспечения доверия к сертификации самых разных систем менеджмента (качества, экологического менеджмента, менеджмента информационной безопасности, менеджмента безопасности пищевых продуктов). Ниже дано более развернутое изложение его норм, которые, напомним, заменили собой Руководство ИСО/МЭК 62:1996 (в России - ГОСТ Р ИСО/ МЭК 62-2000) и Руководство ИСО/МЭК 66:1999 (далее по тексту Руководства 62 и 66).
С изменением статуса (вместо руководства стандарт) и интеграцией норм в рамки одного документа последний приобрел достаточно простую и понятную внутреннюю структуру, фундаментом которой являются 6 принципов сертификации (рис.1).
ПРИНЦИПЫ ДЛЯ ОРГАНОВ ПО СЕРТИФИКАЦИИ
В Руководствах 62 и 66 такого раздела не существовало вовсе, принципы излагались в рамках предъявляемых требований, будучи разбросаны по другим разделам. В Новом стандарте обращено внимание на то, чтопринципы не есть требования, они базис для выполнения требований, предусмотренных в настоящем стандарте (табл.1). Учитывая, что он не содержит исчерпывающих требований для всех ситуаций, которые могут произойти, принципы должны применяться как руководство к принятию решений, в том числе и в непредвиденных случаях.
Стандарт формулирует главную цель сертификации системы менеджмента обеспечение всем сторонам уверенности в том, что система менеджмента выполняет заданные требования (п.4.1.2).
Беспристрастность (Impartiality) | Чтобы заслужить и поддерживать доверие, важно, чтобы решения органа по сертификации базировались на объективно полученном свидетельстве соответствия (или несоответствия) и на их принятие не влияли другие интересы или другие стороны (п.4.2.2). |
---|---|
Компетентность (Competence) | Чтобы обеспечить доверие, необходимо иметь свидетельство компетентности персонала, поддерживаемое системой менеджмента органа по сертификации. Компетентность - это демонстрируемая способность эффективно применять соответствующие знания и навыки (п.4.3). |
Ответственность (Responsibility) | Ответственность за соответствие требованиям для сертификации несет организация клиента. Орган по сертификации несет ответственность за выполнение объективной оценки достаточности свидетельства о соответствии. Базируясь на заключениях аудита, он принимает решение выдать сертификат, если есть достаточное свидетельство о соответствии, или не выдать, если нет достаточного свидетельства о соответствии (п.4.4). Любой аудит базируется на осуществлении выборки лишь в рамках системы менеджмента организации и потому не является гарантией 100%-го соответствия требованиям. |
Открытость (Openness) | Открытость - это доступ или раскрытие соответствующей информации. Орган по сертификации должен обеспечить публичный доступ или раскрытие соответствующей актуализированной информации о процессах аудита и сертификации и о статусе сертификации для любой организации (т.е. о предоставлении, отмене, приостановлении, возобновлении, расширении или сужении области), чтобы иметь доверие к надежности и точности состоявшейся сертификации (п.4.5). Чтобы заслужить и поддерживать доверие, орган по сертификации должен обеспечить определенным заинтересованным сторонам соответствующий доступ или раскрытие неконфиденциальной информации о заключениях отдельных аудитов (например, аудиты в ответ на жалобы). |
Конфиденциальность (Confidentiality) | Чтобы получить доступ к информации, которая необходима органу по сертификации для оценки соответствия заданным требованиям, существенно, чтобы орган по сертификации сохранял конфиденциальной любую частную информацию о клиенте (п.4.6). |
Внимание к жалобам (Responsiveness to complaints) | Заинтересованные стороны должны быть уверены, что с жалобами будут соответственно обращаться и определенные усилия будут приложены для разрешения жалобы. Эффективный живой отклик на жалобы - важное средство защиты органов по сертификации, его клиентов и других пользователей от ошибок, упущений и т.п. (п.4.7). |
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Включенные в этот раздел нормы, касающиеся юридических и договорных вопросов, остались практически без изменений. Так, орган по сертификации должен:
Стандарт лишь уточняет, что там, где существуют многочисленные офисы органов по сертификации или у сертифицируемого клиента имеется множество участков (площадок), орган по сертификации должен гарантировать, что такое соглашение существует также между органами, принимающими решение о сертификации и выдающими сертификат, и весь участок охвачен областью сертификации (п.5.1.2).
В целях реализации принципа беспристрастности в Новый стандарт включен весьма объемный пункт 5.2 Менеджмент беспристрастности . Руководства 62 и 66 в этой части содержали лишь общие и часто расплывчатые формулировки.
Беспристрастность(impartiality) это фактическое и субъективно воспринятое наличие объективности. Объективность означает, что конфликта интересов нет или он решен1, что исключает негативное влияние на последующие действия органа по сертификации. Другие термины, которые могут быть полезны в передаче элемента беспристрастности, объективность, независимость, свобода от конфликта интересов, нейтралитет, справедливость, непредубежденность.
Теперь орган по сертификации должен прежде всего иметь обязательство высшего руководства о беспристрастности его действий по сертификации системы менеджмента, но главное же он долженидентифицировать, анализировать и документировать возможности для конфликта интересов, являющиеся результатом его действий, включая любые конфликты как результат его взаимоотношений.
Очевидно, что само по себе наличие этих отношений не всегда свидетельствует о наличии конфликта интересов. Однако если отношения создают угрозу беспристрастности, орган по сертификации должен их документировать и быть способен продемонстрировать, как он устраняет или минимизирует такую угрозу (эта информация должна быть доступной Комитету по обеспечению беспристрастности). Об угрозах беспристрастности, необходимости наличия публично доступного заявления о понимании важности беспристрастности, целях деятельности этого Комитета, его статусе, составе и полномочиях рассказано в статье [2].
Уточним, что демонстрация должна охватывать все потенциальные источники конфликта интересов, независимо от того, возникают ли они внутри самого органа по сертификации или в результате действий иных лиц, органов или организаций (п.5.2.2). В схематичном виде механизм противодействия угрозам беспристрастности показан на рис.2.
Среди других важных новых норм: орган по сертификации должен принять меры, чтобы ответить на любые угрозы его беспристрастности, являющиеся результатом действий иных лиц, органов или организаций. Весь персонал органа по сертификации, внутренний и внешний, не должен позволять коммерческому, финансовому или иному давлению ставить под угрозу беспристрастность. Органы по сертификации должны требовать от персонала, внутреннего и внешнего,сообщить о любой известной им ситуации, которая может создать конфликт интересов.
Как известно, Руководства 62 и 66 содержали запрет органу по сертификации предлагать или предоставлять консалтинговые (консультационные) услуги, направленные на получение и поддержку сертификации, а также услуги по разработке, внедрению или поддержанию в рабочем состоянии систем качества (Руководство 62), систем экологического менеджмента и связанных с ними систем (Руководство 66). Сохранив эти требования в целях обеспечения беспристрастности, Новый стандарт уточнил их и дополнил ограничениями, в частности:
В этом плане стандарт поясняет, что консультирование по системе менеджмента это участие в разработке проекта, внедрении и поддержании системы менеджмента в рабочем состоянии (например, подготовка или создание руководств, процедур, предоставление совета, инструкций или решений по разработке и выполнению системы менеджмента) (п.3.3).
Интересно, что организация обучения и участие в нем в качестве тренера не является консультированием при условии, если курс относительно систем менеджмента или аудита ограничен рамками общей информации, которая свободно доступна, т.е. тренер не должен обеспечивать определенные компанией решения.
В части, касающейсяфинансовых вопросов, требования, изложенные в Новом стандарте, существенно детализированы по сравнению с Руководствами 62 и 66 (табл.2).
Руководства 62 и 66 | ИСО/МЭК 17021:2006 (п.5.3) |
Орган по сертификации должен:
|
|
|
|
СТРУКТУРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
По сравнению с нормами, включенными в Руководства 62 и 66, эти требования остались практически без изменений. Так, согласно Новому стандарту, орган по сертификации должен:
Когда орган по сертификации выступает как часть юридического лица, структура должна включать взаимоотношения с другими частями в рамках этого юридического лица. Он также должен идентифицировать высшее руководство (правление, группа лиц или одно лицо), имеющее властные полномочия и несущее ответственность за каждое из следующих действий:
РЕСУРСНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Требования, касающиеся компетентности менеджмента и персонала, и раньше занимали особое место в Руководствах 62 и 66. В Новом стандарте они собраны в отдельный раздел, сгруппированы и конкретизированы применительно к категории персонала и тем действиям, которые он выполняет. Так, орган по сертификации в отношении всего персонала должен (п.7.1):
Очевидно, что именно лица, вовлеченные в действия по сертификации, обеспечивают успех
их проведения. Эти лица ключ для функционирования органа по сертификации и удовлетворения запросов клиентов. Имея это в виду, стандарт обращает внимание на то, чтобы орган по сертификации (п.7.2):
Наряду с этим он должен:
ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНЕШНИХ АУДИТОРОВ И ТЕХНИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТОВ
В отличие от Руководств 62 и 66 в Новом стандарте прописаны условия их привлечения, направленные на реализацию принципов беспристрастности и конфиденциальности. Так, орган по сертификации должен иметь письменное соглашение с внешними аудиторами и техническими экспертами, по которому они дают согласие на выполнение политики и процедур, определенных органом по сертификации.
Соглашение должно обращаться к аспектам, касающимся конфиденциальности и независимости от коммерческих и иных интересов, и требовать от внешних аудиторов и технических экспертов уведомления органа по сертификации о любой существующей или предшествующей связи с любой организацией, которую им может быть поручено аудировать (п.7.3). При этом привлечение индивидуальных аудиторов и технических экспертов согласно таким соглашениям не является аутсорсингом.
Аутсорсинг (outsourcing) это заключение субподрядного договора с другой организацией (аут-сорсером), чтобы обеспечить часть действий по сертификации от имени органа по сертификации. Очевидно, что на практике его применение ведет к угрозам компетентности, беспристрастности и конфиденциальности. Поэтому большинство требований, касающихся субподряда (subcontracting), с небольшими изменениями, обусловленными использованием нового термина аутсорсинг , заимствовано из Руководств 62 и 66 и включено в Новый стандарт (п.7.5). Так, как и ранее, орган по сертификации должен:
Однако включено два новых требования. Так, орган по сертификации должен:
ЗАПИСИ О ПЕРСОНАЛЕ
Данное требование, закрепленное в Руководствах 62 и 66, изменилось в сторону расширения предмета записей в целях опять же обеспечения реализации принципа беспристрастности. Так, орган по сертификации должен поддерживать в актуализированном состоянии записи о персонале, касающиеся не только его квалификации, обучения, опыта, профессионального статуса, компетентности, но ифакта аффинирования3и любого уместного консультирования, которое, возможно, было выполнено(п.7.4). Причем это требование относится не только к лицам, производящим действия по сертификации, но и к административному персоналу и менеджменту.
Окончание следует
Использованная литература
Опубликовано в "Методы оценки соответствия"
Также на сайте:
Еще один взгляд на интеграцию систем менеджмента промышленных предприятий
От сертифицированной системы менеджмента качества к бережливому производству
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"