Всегда существует множество путей и способов изменения системы. (Закон Берталанфи)
Процессы управления человеческим ресурсами является важной частью современного менеджмента качества, при этом центральную роль, обеспечивающую эффективность и результативность предприятий, организаций, корпораций и т.п., может играть мотивация сотрудников, базирующаяся на удовлетворенности персонала своей работой. В настоящей работе проведены анализ и сопоставление предпочтений студентов КубГТУ 3 и 4 курсов специальности 200503 – «Стандартизация и сертификация» в сравнении с аналогичными анкетными данными по германским и российским предприятиям [1,2] (таблица):
Факторы мотивации | Германские предприятия | Российские предприятия | Студенты КубГТУ | |
3 курс* | 4 курс** | |||
Человеческое признание | 1 | 5 | 9 | 6 |
Владение более полной информацией | 2 | 9 | 7 | 9 |
Помощь в личных делах | 3 | 6 | 10 | 10 |
Надежность рабочего места | 4 | 2 | 5 | 5 |
Хорошая зарплата | 5 | 1 | 1 | 2 |
Интересная работа | 6 | 4 | 2 | 1 |
Возможность служебного роста | 7 | 7 | 3 | 3 |
Заступничество руководителя за сотрудников перед вышестоящим начальством | 8 | 8 | 6 | 7 |
Хорошие условия труда | 9 | 3 | 4 | 4 |
Справедливая критика | 10 | 10 | 8 | 8 |
* Выборка 15 человек.
** Выборка 35 человек.
Обработка первичных данных по числу предпочтений проводилась на основе матрицы «факторы мотивации – оценка» (максимальная оценка – первое место, минимальная – десятое место).
Из представленной таблицы следует, что есть определенная корреляция между выбором студентов и сотрудников российских предприятий. Вместе с тем для студентов характерно, казалось бы, противоречивое сочетание практицизма и естественной юношеской романтики (на первых местах «Хорошая зарплата» и «Интересная работа»). Студенты более терпимы к такому фактору, как «Справедливая критика», и оказывают определенное предпочтение фактору «Возможность служебного роста». К сожалению, в отличие от персонала зарубежных предприятий в глазах студентов не имеет ценности собственно человеческие факторы – «Человеческое признание» и «Помощь в личных делах». Вузовским социологам и психологам, по-видимому, следует обратить внимание на указанное обстоятельство – это может служить сигналом о критическом уровне душевного одиночества и неустроенности или, наоборот, излишнем скептицизме и даже известном цинизме молодых людей. Как ни странно, последнее, характерно для студентов более младшего курса. По сравнению с германскими предприятиями низкую оценку и у студентов, и работников российских предприятий получил фактор «Владения более полной информацией», что, несомненно, может отрицательно отразиться на конечных результатах трудовой деятельности – понизить конкурентоспособность отечественных производителей. Можно отметить, что в целом предпочтения студентов 3 и 4 курсов практически совпадают.
В развитие предыдущей работы [1], в которой был проведен анализ мотивации трудовой деятельности студентов специальности 200503 (072000) – «Стандартизация и сертификация», представляет интерес оценить и некоторые аспекты тех деловых и личностных характеристик студентов, представляющих интерес для будущих работодателей. В журнале «Секрет фирмы» в 2006 году прошла серия статей, посвященных вопросам управления человеческими ресурсами в целом и, в частности, - найму новых работников. Одна из нестандартных новых методик, применяется при первой беседе с претендентом, основана на его предпочтении определенного «цвета». Так, «красный» означает стремление быть лидером и руководителем, «желтый» – творческие наклонности (креативность), «синий» – спокойствие и уравновешенность, «зеленый» – коммуникабельность. Тестирование группы студентов третьего курса (15 человек)специальности 200503 показало следующие результаты по личностным предпочтениям (представленные в нижеприведенной таблице):
Показатель (цвет) |
Место по приоритету |
|||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Красный | 20,0 | 20,0 | 40,0 | 20,0 |
желтый | 13,3 | 20,0 | 13,3 | 53,4 |
Синий | 20,0 | 46,7 | 13,3 | 20,0 |
Зеленый | 46,7 | 26,6 | 20,0 | 6,7 |
Как видно из таблицы, по первому месту наибольшее число предпочтений отдано зеленому цвету, по второму месту лидирует синий цвет. Но желтый цвет, означающий склонность к творческой работе, большинство студентов поставило на последнее место. Следует отметить, что те два студента, поставившие красный цвет на первое место, характеризуются наилучшими показателями в учебе. Вместе с тем в деятельности инженеров по стандартизации и инженеров по качеству такие личностные характеристики, как уравновешенность («синий») и коммуникабельность («зеленый»), а, следовательно, умение работать в команде, могут оказаться наиболее значимыми для будущих работодателей.
Литература
О.Е. Рувинский, Е.И. Баранова, Т.С. Пожалова
Кубанский государственный технологический университет
Также на сайте:
Рецепты применения стандарта ISO 22000
Управление рисками в системе менеджмента организации
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"