Что такое система. Это последовательность функций или видов деятельности, которая работает совместно на цель организации. (Уильям Эдвардс Деминг)

Без меры нет ответственности

Тезисы выступления на семинаре в Казани 14 мая 2008 г. "О роли качества менеджмента на предприятиях России в достижении успеха на рынках России и за рубежом"

Я считаю, что тема данного учебно-методического семинара весьма актуальна. Система управления (менеджмента, как мы теперь говорим) — главное средство, обеспечивающее протекание любых процессов и в производстве, и в обществе. От управления зависит, будет ли движение ускоренным или замедленным, и в нужном ли направлении пойдет развитие. На всех уровнях обсуждаются способы усовершенствования систем управления, а вопрос об интегрированных системах — одна из проблем, решаемых в этом контексте.

Действительно, практика интеграции систем, построенных по международным стандартам ИСО серии 9000, ИСО серии 14000, международным стандартам безопасности на производстве и социальной ответственности, дает выигрыш при организации процессов внедрения и сертификации, упорядочивает систему документации и т.д. Но я сильно сомневаюсь, что в итоге мы получим ожидаемый результат, поскольку обращаем мало внимания на самые основные, корневые вопросы, связанные с построением систем управления, которыми корифеи менеджмента начали заниматься задолго до появления понятия "интегрированные системы". Желание перейти сразу к высшей математике, минуя начала алгебры, никогда ни к чему хорошему не приводили.

Позволю себе напомнить о некоторых обязательных требованиях к системам. Сейчас, когда в экономике России восстановление после кризиса 90-х годов близится к завершению, важно не потерять темп и не перейти к замедленному, застойному течению процессов. Так называемый План Путина и политические установки вновь избранного президента ориентируют нас не только на сохранение, но и на увеличение темпов развития. Однако мы знаем: установки это — одно, а реальная жизнь — другое. Чтобы желаемое стало реальностью, необходима воля руководителей, средства для реализации задуманного, причем, в первую очередь, — хорошо подготовленные кадры и четко установленная ответственность.

Все эти факторы работают, если система управления построена грамотно, если ее основой является хорошо известный нам из стандартов ИСО серии 9000 управленческий цикл Деминга-Шухарта PDCA, обеспечивающий непрерывное совершенствование: "План — Выполнение — Проверка — Действие", и далее — повторение цикла по спирали, которую называют спиралью Джурана.

Это те самые основы алгебры, упоминаемые в любом курсе обучения тех, кто собирается внедрять СМК, к сожалению, редко до конца усвоенные и реально действующие. Это происходит не без вины преподавателей, которые склонны больше внимания уделять правилам оформления документов системы, чем освоению фундаментальных знаний.

Это очень распространенная беда. Известный специалист в области менеджмента качества Тито Конти в книге, которая написана в 2003 — 2005 гг. и вышла на русском языке в 2007 г. (она называется "Качество: упущенная возможность?"), отмечает, что большинство компаний не достигает поставленных целей в области качества и совершенствования бизнеса, поскольку реализует только две первые фазы цикла PDCA — планирование и выполнение — и игнорируют обязательность последующих фаз, т.е. не проводят всесторонней проверки и систематизации результатов. А без этого невозможно осуществлять корректировку и совершенствовать свою деятельность. Причем замечание Конти относится к европейским компаниям, где ситуация более благополучная, чем в России.

У нас даже первая фаза — планирование — выполняется нечетко. За годы экономической неразберихи мы отвыкли от нормального планирования, особенно на высшем уровне. Вместо четких планов в последние годы принято разрабатывать "концепции", "основные направления" и "программы". Эти виды документов тоже нужны, но должны иметь свое развитие в планах с четкой системой показателей и их количественными значениями и установленными конкретными сроками поэтапного исполнения. Если нет конкретики, невозможно проверить исполнение и спросить с кого следует. Нет меры — нет ответственности!

Например, в политических декларациях последних лет очень много говорилось и говорится о повышении качества жизни. На это нацелены национальные проекты. Однако, когда обращаешься к материалам, освещающим перспективы развития страны, удивляет малое количество цифр, характеризующих цели: объем ВВП, уровень инфляции, деньги, отпускаемые на реализацию программ и проектов — и, пожалуй, все. Поэтому и остаются благими пожеланиями многие начинания. А ведь в ООН существует методология оценки благосостояния общества, где используются 33 конкретных измеримых показателя. На основе этой методологии в странах разрабатываются соответствующие планы с использованием тех показателей из "набора", которые в данный момент наиболее важны для страны.

Когда крупная компания (а каждая страна — это своего рода крупная компания) работает над внедрением интегральных систем, вопросы планирования и взаимоувязки показателей, характеризующих достижение целей, необходимо решать очень тщательно, иначе интегральная система рискует превратиться в сборник не очень нужных документов, как это происходит с СМК, разработанными ради сертификата.

Я считаю, что первым шагом при внедрении системы любого уровня, будь это только СМК, или только система экологического менеджмента, или ИСК, — должна быть в первую очередь проведена тщательная самооценка, чтобы сделать ясными цели внедрения системы. А дальше спланировать достижение целей, указав определенные количественные показатели, с помощью которых можно будет на третьем этапе цикла Деминга-Шухарта: четко установить степень достижения и приступать к дальнейшим действиям: что-то скорректировать, где-то добавить ресурсов и т.п.

Кому-то покажется, что я рассказываю о тривиальных вещах, но когда мы постоянно говорим о том, что системы качества не дают должного эффекта, что это только бумаготворчество, отвлекающее от настоящего дела, стоит проверить, хорошо ли мы усвоили азы науки управления и не надо ли господам-лидерам, возглавляющим процесс внедрения систем, проэкзаменовать себя и своих коллег на знание основ управления качеством.

Сейчас ведется довольно оживленная дискуссия о том, какими должны быть эффективные системы качества в будущем. В частности, в журнале "Стандарты и качество" был ряд таких материалов. Это связано как с проблемой неэффективности внедренных и сертифицированных систем, так и с грядущим плановым пересмотром стандартов ИСО серии 9000.

В частности, сообщалось, что ИСО/ТК 176 собирается вносить изменения не в ИСО 9001, т.е. не в тот стандарт, по которому ведется сертификация, а в ИСО 9004, являющийся руководством по освоению методологии TQM, а она, как известно, составляет основу современных стандартов по менеджменту качества. Фактически нас с вами ориентируют на более активное использование учебника, а не на заучивание готовых решений. И это мне кажется сигналом к новому подходу в овладении системами управления.

В связи с обсуждением будущего систем качества хотелось бы обратить внимание на опубликованную в журнале "Стандарты и качество" в ноябре прошлого года статью А.В. Гличева "Предел или плацдарм развития". Там высказано много интересного, в том числе мысль, связанная, как мне думается, с обсуждаемым вопросом об интегральных системах. Автор обращает внимание на то, что эффективность систем качества зависит не только от выбранной модели. Он пишет: "Модель системы качества — лишь "каркас", который становится системой, только наполнившись живой тканью человеческих действий и отношений в разнообразных сферах и средах, распределенным по блокам модели. Весь этот комплекс движется, меняется в пропорциях и составе. Это обусловливает двуединую природу системы качества, выражающейся в слиянии модели и действий людей. Именно такое двуединство является фактором роста эффективности системы. Оно требует гармонии между профессиональными навыками работников, технологическими и эстетическими свойствами орудий и предметов труда; гармонии во взаимоотношениях между людьми-участниками производственного процесса, что связано с нравственностью и этикой; гармоничного сочетания формальной и содержательной сущности системы качества, что автор связывает со стандартизацией".

Думается, что все это в целом очень интересное наблюдение за жизнью систем, которое еще надо осмыслить, чтобы сделать практические выводы. Но первый вывод можно сделать уже сейчас, и он связан с тем, что было сказано в начале: системы не будут работать до тех пор, пока модели высшего уровня не будут осваиваться людьми с высшим образованием в области качества, т.е. необходимо соблюдение гармонии между уровнем системы и подготовленностью персонала. В заключение — маленькое замечание: говоря о высшем образовании, я не имею в виду вузовские дипломы, а говорю о серьезном и глубоком освоении всего того, что накоплено в теории и практике управления качеством и в общем менеджменте.

С позиций качества

Социально-экономические и политические кризисы в нашей истории оказывают самое прямое воздействие на состояние обороноспособности страны. Период наиболее моей активной трудовой деятельности пришел на последнюю четверть XX века и совпал с пиком расцвета оборонного комплекса. И вот очередное заседание Комиссии по ОПК при РСПП. Тема вечная и всегда нужная: "Развитие базовых технологий. Создание конкурентоспособной продукции мирового уровня". Эту тему нужно обсуждать ежеквартально и в течение 10 лет, до тех пор, пока по настоящему не возродим промышленность, армию и флот. Главное у нас нет экономической модели развития. Идет сползание страны в технологическое захолустье. Я приведу некоторые цифры, которые не могут не влиять на наши действия и поступки сейчас и в будущем.

Импорт за 2003-2006 гг. вырос с 22% до 32%. Экспорт замедлился с 12% до 5%. Темпы роста промышленности в целом снизились с 8,9% до 3,9%.

В реальном секторе экономики, в промышленности объем производства не достиг 85% от советского уровня. За 15 лет реформы объем финансирования науки уменьшился в 15 раз. Россия экспортирует высокотехнологичной продукции в три раза меньше чем Филиппины, 4,5 раза меньше чем Тайланд, в 10 раз меньше Мексики, в 13 раз меньше Малайзии и Китая, в 17,5 раз меньше Южной Кореи (здесь поставки вооружения не учитываются).

Вертолетный парк изношен на 80%. В ВВС только 50% исправных самолетов. Ракетоносная авиация уменьшилась в 6 раз. ЗРК ПВО сократилось в 4 раза. 70% РЛС и радиотехнических комплексов выработало ресурс. В промышленности квалифицированных рабочих не более 3%, а в Евросоюзе около 50%.

Я вспоминаю, когда руководил судостроением России в составе флота была 361 ПЛ из них 185 атомных. Сейчас ПЛ в 5 раз меньше (менее 60). Корабельный численный состав в 5 раз меньше.

В последнюю пятилетку Советского союза было создано 400 судов гражданского профиля. В последнюю пятилетку (2001 - 2006) только четыре. Примеров можно приводить много, но они не должны нас расслаблять. Они должны мобилизовать весь творческий потенциал людей на решение тяжелейшей задачи, но реализуемой – создание в кратчайшие сроки конкурентоспособной качественной продукции мирового уровня.

Что касается моего выступления, то я решил остановиться на теме, которая является одной из ключевых. Тема эта – качество. В одном из президентских посланий Федеральному собранию были такие слова: "Сегодня – чтобы в непростых условиях глобальной конкуренции занять ведущие позиции – мы должны расти быстрее, чем остальной мир. Должны опережать другие страны и в темпах роста, и в качестве товаров и услуг, и в уровне образования, науки, культуры. Это вопрос нашего экономического выживания".

Если подсчитать потери от брака на производстве, дополнительные расходы на исправление ошибок и ремонт, потери потребителей, а к этому еще прибавить затраты на избыточную энергоемкость, на восстановление окружающей среды, ущерб составит астрономические цифры.

К сожалению, многие российские менеджеры пока не готовы реализовывать идею Total Quality Managment (TQM). В настоящее время стоит задача внедрения идей качества во все сферы общества как стратегии повышения эффективности экономики в условиях глобализации рынков.

Конкретным подтверждением новых подходов к качеству стала эволюция известных международных стандартов ИСО серии 9000. Один из директоров оборонного предприятия как-то сказал: "ИСО не догма; а способ организации мышления. Это совершенно новая философия, и нам необходимо ее принять". Вот здесь-то и проблема. Каждые 10 минут в мире выходит книга о качестве. Издательство "РИА "Стандарты и качество" издает книги и журналы о качестве, но при встрече с моими друзьями – директорами предприятий я разочаровываюсь. Не читают. Движение за качество в любом масштабе ни начаться, ни развиваться не может без лидера. Лидерство руководителя — один из важных принципов философии менеджмента качества. Именно он должен поверить в необходимость системного подхода к совершенствованию деятельности предприятия и обеспечению качества продукции. Если этого нет, если руководитель оставил это дело на откуп помощникам, то толку не будет.

Невежество и невнимание к культуре качества — это неприятная действительность. Из 150 тысяч предприятий участвуют в различных конкурсах по качеству не более 3%. Это позор. Мы уступаем даже небольшим странам по количеству внедрения систем менеджмента качества (СМК). В доктрину национальной безопасности США вошли вопросы качества и конкурентоспособности. А у нас? Сами понимаете...

Беда – нежелание узнавать новое. Высокое качество продукции – это результат высокого качества управления.

Академик С. Федоров когда-то сказал: "Качество – это смысл жизни" — и он подтверждал это своими делами.

PS. Недавно из выступления Ху Зин Тау узнал, что китайцы поставили задачу выйти на первые позиции в мире по математике, генной инженерии, химии, космосу, компьютерам, новым материалам.

Мой вывод: Мы должны ставить более амбициозные задачи, чем китайцы. Мы – россияне!

Мне посчастливилось присутствовать на деловой встрече Е. Примакова с бывшим госсекретарем США Г. Киссинджером. Нашему гостю был задан вопрос: "Готов ли наш партнер США дружественно относиться к странам СНГ? Сейчас это недружественные отношения".

И еще. Ответ Г. Киссинджера: "США считают, что у них (стран СНГ) есть право на независимость. Любая администрация США будет поддерживать эту независимость. Это не военная проблема. Это политические дела. Я поддерживаю НАТО в существующих границах. Но если будет "холодная война", то конечно НАТО должно расширяться".

Этот ответ еще раз заставляет нас задуматься о создавшейся ситуации в оборонно-промышленном комплексе.

Г.П. Воронин,
доктор наук, профессор




Также на сайте:
Применение Шесть Сигма в странах с переходной экономикой на примере Аргентины
Краткая хронология мирового менеджмента


О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте