У некоторых людей есть тысячи причин, почему они не могут сделать то, что хотят, в то время как все, что им нужно, - это одна причина, почему они могут сделать. (Мери Френсис Берри)
В.В. Репин, В.Г. Елиферов
Данный обзор посвящен проблематике повышения эффективности управления отечественными предприятиями с использованием технологий моделирования и реорганизации бизнес-процессов. В настоящее время, в области информационных технологий управления бизнесом представлено множество течений, провозглашающих своей целью совершенствование бизнеса. К ним, например, относятся:
Рисунок 1.
На рисунке 1 показаны 5 основных групп работ, которые должны выполняться в организации в случае применения предлагаемой технологии. На первом этапе (группа функций № 1) проводится планирование эффективности бизнес-процесса по определенным показателям (о них будут сказано чуть ниже).
На втором этапе происходит собственно выполнение бизнес-процесса (возможно, нескольких циклов бизнес-процесса за определенное время).
К функциям группы № 3 относятся контрольные функции и функции оперативного управления. Необходимо обеспечить оперативный контроль показателей эффективности бизнес-процесса, что должно приводить к возможности "наблюдать" процесс и управлять им.
Четвертая группа функций необходима для проведения анализа бизнес-процессов по заданным критерия. Среди должностных лиц, проводящих анализ, два лица отвечают за улучшение показателей процесса - Владелец конкретного процесса и Руководитель компании.
При выполнении группы функций № 5 осуществляется разработка корректирующих мероприятий по трем направлениям: изменения регламентов выполнения бизнес-процессов, изменения по персоналу (обучение, повышение квалификации, аттестация, прием/увольнение и т.д.), изменения в инфраструктуре (новые средства производства, автоматизации, связи и т.п.). Отметим, что корректирующие мероприятия (по терминологии ISO 9000:2000 - корректирующие и предупреждающие действия) предназначены для изменения ресурсов (составляющих частей бизнес-процесса). На Рисунке 1 показана упрощенная схема, состоящая из 3 ресурсов - регламенты, персонал, инфраструктура. По методологии "5М" их может быть 5: технология (Method), персонал (Man), оборудование (Machinery), материалы (Material), производственная среда (un Milieu ouvrier [франц.]).
Таким образом, в представленной схеме реализовано два контура управления. Первый является оперативным, и служит для контроля соблюдения показателей эффективности процесса. Второй контур предназначен для периодического анализа и повышения эффективности бизнес-процессов. В организации должны функционировать оба этих контура. Ситуация, когда присутствуют или отсутствуют некоторые их этих контуров управления, представлена в следующей таблице.
№ ситуации | Присутствующие контуры управления |
Характеристика состояния системы |
1 |
Ни одного |
Система неуправляема. Рост бюрократизма. Рост числа должностей. Снижение эффективности |
2 |
Оперативный контроль и управление бизнес-процессами |
Нет долгосрочных целей по улучшению состояния процессов. Система работает неэффективно и постепенно приходит в упадок. |
3 |
Анализ и корректировка бизнес-процессов |
Невозможно получить достоверную, оперативную информацию по состояния процессов. Меры, принимаемые для улучшения процессов: |
4 |
Оба вида одновременно |
Эффективная работа системы. Требуются периодические инновации в процессах. |
В случае, когда оба контура управления отсутствуют, то управлять эффективность процессов практически невозможно. Те меры, которые принимаются в этом случае, являются скорее внутриполитическим акциями руководителей, чем системным, продуманным подходом к делу.
Для того, чтобы внедрить в организации технологию, представленную на рисунке 1, необходимо:
во-первых, определить и описать существующие бизнес-процессы и порядок их взаимодействия в общей сети процессов организации,
во-вторых, четко распределить ответственность руководителей за каждый сегмент всей сети бизнес-процессов организации,
в-третьих, определить показатели их эффективности и методики их измерения (например, статистические),
в-четвертых разработать и утвердить регламенты, формализующие работу системы.
Рассмотрим теперь, какие показатели качества бизнес-процесса необходимо выбрать для оценки его эффективности. Все такие показатели можно разделить на 3 больших группы:
1) показатели качества продукции и удовлетворенности потребителя;
2) показатели длительности (время выполнения процесса, цикл, производительность и т.д.);
3) показатели стоимости (стоимость отдельных операций и процесса в целом, удельные затраты на единицу продукции, затраты на качество и т. д).
В соответствии с требованиями ISO 9001:2000 разделов 5.2 "Ориентация на заказчика" и 8.2.1 "Удовлетворенность потребителя" для потребителя основной группой показателей является 1-я, но для предприятия важны все группы. Для успешной реорганизации бизнес-процессов необходимо учитывать все группы показателей. При этом сложность задачи по оптимальному выбору системы, способа сбора и обработки данных по показателям с лихвой окупается улучшением системы управления процессами, снижением затрат ресурсов и времени.
В заключение следует отметить, что для разработки и внедрения предложенной технологии необходимы инструменты и методики моделирования бизнес-процессов. Перед началом проекта по внедрению системы непрерывного совершенствования бизнес-процессов, руководителям предприятий целесообразно овладеть основными подходами процессного управления, "изюминками" методик управления качеством, технологиями моделирования и анализа бизнес-процессов.
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"