Развитие бизнеса показывает, что спрос на хороших менеджеров растет быстрее, чем возможности их подготовки. (П. Друкер)

Как написать Руководство по качеству

4.2.2 Руководство по качеству

Организация должна разработать и поддерживать в рабочем состоянии руководство по качеству, содержащее:

a) область применения системы менеджмента качества, включая подробности и обоснование любых исключений (1.2);
b) документированные процедуры, разработанные для системы менеджмента качества, или ссылки на них;
c) описание взаимодействия процессов, включенных в систему менеджмента качества.

Руководство по качеству может служить для достижения следующих целей: 

* Ознакомление персонала с политикой качества компании, процедурами и требованиями 
 
* Описание и создание эффективной системы качества 
 
*  Создание документированной основы для проведения аудита системы качества
 
* Сохранение действенности системы и ее требований в меняющихся условиях
 
*  Удобства обучения персонала для выполнения требований системы качества, особенно в случаях смены персонала
 
*  Подтверждение соответствия стандарту ИСО 9001
 
*  Подтверждение соответствия системы качества требованиям контракта с клиентом,  особенно при подготовке  к сертификации
 
* Хорошо составленное Руководство по качеству может стать полезным дополнением к рекламной литературе. В нем будут изложены не только намерения поставщика удовлетворить ожидания и потребности потребителя, но и представлены  меры, которые ведут к  достижению этого.

Не существует единых правил о том, как составлять Руководство по качеству. В Стандарте ИСО 9000:2000 п. 3.7.4 под Руководством по качеству подразумевается документ, определяющий систему менеджмента качества организации. В примечании сказано, что Руководства по качеству могут различаться по форме и детальности изложения, исходя из соответствия размеру и сложности структуры организации.

В стандарте четко определено, что необходимо включать в Руководство по качеству, а именно:

а) область применения системы менеджмента качества, включая подробности и обоснование любых исключений.

Все требования, содержащиеся в ИСО 9001, являются общими и могут быть применены практически на всех предприятиях независимо от вида, размера и производимой продукции или услуги.
В случае, если какое-либо требование(я) ИСО 9001 не может быть применено ввиду характера предприятия и её продукции, оно может считаться исключением. Однако нужно учитывать, что исключения могут быть только из требований раздела 7 стандарта ИСО 9001.

Например:
Некоторые предприятия при производстве продукции используют готовые технологии и самостоятельно не вносят никакие изменения ни в технологию, ни в процесс производства, ни в техническую документацию. В данном случае у предприятия  отсутствует процесс "проектирования и разработки" указанный в пункте стандарта (7.3), где говорится о создании самой организацией новых видов продукции. В таких ситуациях, предприятие должно четко указать в Руководстве по качеству, что пункт стандарта 7.3 не применяется в Системе Менеджмента Качества и кратко обосновать сделанное исключение.

Следующим требованием пункта 4.2.2 для Руководства по качеству является: 

b) документированные процедуры, разработанные для системы менеджмента качества, или ссылки на них;

В данном случае, предприятие должно включить в Руководство по Качеству  как минимум 6 процедур которые требует стандарт. Метод написания процедур приведен в следующим разделе данного учебного курса.
В этом же пункте стандарта указана возможность не включать в Руководство по качеству сами процедуры, но при этом дать ссылки на них. Это позволяет сократить обьем Руководства по качеству.
 Можно также коротко описать содержание имеющихся процедур и дать ссылку на номера процедур.


В Руководстве по качеству также должно быть:

с) описание взаимодействия процессов, включенных в систему менеджмента качества.


Описание системы качества должно создавать общее впечатление о процессах и их взаимодействии и указывать при необходимости то, что делается для соответствия требованиям стандарта.
Как описывать процессы Системы Менеджмента Качества показано  в разделе "Описание процессов". Исходя из того, как предпритие опишет процессы можно принять решение - что включить в Руководство по качеству.
Если описание процессов сделано в схематичной форме, то схемы процессов можно полностью включить в Руководство по Качеству и при этом необходимо дать краткое описание процесса.
Если процессы описанны в виде процедур (а описательная часть, как правило, очень большая), то для того, чтобы не делать из Руководства по качеству "многотомную" книгу, можно коротко описать суть процессов и при этом сослаться на наличие процедур.
В случае, когда Руководство по качеству используется в рекламных целях, или может быть доступно широкому кругу людей не принадлежащих предприятию, возможно не стоит описывать процессы, которые могут представлять собой коммерческие интересы или секреты предприятия.
Для того, чтобы не усложнять Руководство по качеству, достаточно включить в него только то, что требует стандарт. Нет смысла "раздувать" этот документ, так как все документы качества должны служить предприятию, должны быть понятны и содержать только полезную информацию. Поэтому, при разработке Руководства по качеству желательно включить в него только то, что требует стандарт и если необходимо какую-нибудь другую полезную информацию, которая не описана в других докуметах предприятия.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ !
Следует помнить, что система качества призвана служить организации, а не организация - системе качества. Документация системы качества должна иметь структуру, максимально соответствующую организации.  





Также на сайте:
Продолжая начатую тему
ДВА ПОНИМАНИЯ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЕМ

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте