Человеческий ум, однажды расширившись новой идеей, никогда больше не примет прежних размеров. (Оливер Вендер Холмс)
Начальник отдела управления качеством ОАО "Искож" В.А. Самородов
Согласно требованиям п. 4.1 а) ГОСТ Р ИСО 9001-2001 [1] организация должна определить процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение во всей организации. Для выполнения этого требования была разработана и внедрена в ОАО "Искож" (г. Котовск, Тамбовская обл.) процедура определения и идентификации процессов системы менеджмента качества промышленного предприятия (СМК ПП), которая состоит из следующих этапов:
При определении процессов необходимо учитывать, что на предприятии уже существуют и функционируют процессы (процесс закупок, сбыта, управление оборудованием и средствами измерения), которые необходимо объединить и определить между ними взаимосвязь. К тому же необходимо учитывать особенности предприятия, такие как проектирование и разработка продукции, а также возможность выпускать продукцию на давальческом сырье.
В основании всех уровней процессов СМК предприятия находится цель работы предприятия, в виде контекстной диаграммы (А0), с выделением: входных потоков, управляющих воздействий, ресурсов, выходящих потоков. Контекстная диаграмма (рисунок 2) обеспечивает наиболее общее описание СМК предприятия. За этой диаграммой следует серия дочерних диаграмм, дающих более детальное описание процессов СМК предприятия. Наиболее важные свойства процесса обычно выявляются на верхнем уровне иерархии, а по мере декомпозиции процессов верхнего уровня и их разбиения на процессы нижнего уровня, эти свойства уточняются.
Рис. 1 Алгоритм процедуры определения и идентификации процессов СМК ПП
Каждый процесс, в свою очередь, декомпозируется на процессы нижнего уровня, и так происходит до тех пор, пока не будут получены процессы самого нижнего уровня. Критерием окончании декомпозиции процессов, должна быть возможность учета затрат на качество в рамках данного процесса [2, 3]. Процессы последнего уровня описываются в виде документированных процедур с построением карты процесса (матрица распределения ответственно-сти, спецификация процесса, схема процесса).
Рис. 2 Контекстная диаграмма предприятия
Декомпозиция контекстной диаграммы с определением процессов
уровня А (первого уровня)
После построения контекстной
диаграммы проводят ее декомпозицию на процессы уровня А
(процессы первого уровня), которые представлены в таблице 1.
Идентификационный номер контекстной диаграммы | Название процесса первого уровня (уровня А) |
Идентификационный номер процесса первого уровня |
А 0 | Система менеджмента качества | A1 |
Ответственность руководства | A2 | |
Процессы жизненного цикла продукции | A3 | |
Измерение, анализ и улучшение | A4 | |
Менеджмент ресурсов | A5 |
Идентификационный номер процесса первого уровня | Наименование процесса второго уровня (уровня В) |
Идентификационный номер процесса второго уровня |
А 1 | Управление документацией | В1.1 |
Управление записями | В1.2 | |
А 2 | Планирование | В2.1 |
Анализ со стороны руководства | В2.2 | |
А 3 | Процессы связанные с потребителями | В3.1 |
Проектирование и разработка | В3.2 | |
Планирование производства | В3.3 | |
Закупки | В3.4 | |
Производство | В3.5 | |
Управление оборудованием, средствами измерения | В3.6 | |
Собственность потребителей | В3.7 | |
А 4 | Мониторинг и измерения | В4.1 |
Несоответствующая продукция | В4.2 | |
Анализ данных | В4.3 | |
Улучшение | В4.4 | |
А 5 | Управление персоналом | В5.1 |
Управление инфраструктурой, производственной средой | В5.2 | |
Управление финансами | В5.3 |
Идентификационный номер процесса второго уровня | Наименование процесса третьего уровня (уровня С) |
Идентификационный номер процесса третьего уровня |
В3.1 | Маркетинг | С3.1.1 |
Анализ контракта | С3.1.2 | |
В3.5 | Производство продукции | С3.5.1 |
Хранение и поставка | С3.5.2 | |
В4.1 | Удовлетворенность потребителей | С4.1.1 |
Внутренние аудиты | С4.1.2 | |
Контроль и испытания | С4.1.3 | |
В4.4 | Предупреждающие действия | С4.4.1 |
Корректирующие действия | С4.4.2 |
Таким образом, была разработана процедура определения и
идентификации процессов СМК с учетом особенностей этого
предприятия:
- предприятие имеет возможность производить
продукцию на давальческом сырье, данная особенность нашла свое
отражение в определении и идентификации процесса системы
менеджмента качества В 3.7 - Собственность потребителей;
-
предприятие проводит работы по проектированию и разработке
новых видов продукции, данная особенность учтена при
определении и идентификации процесса системы менеджмента
качества В 3.2 - Проектирование и разработка;
- на
предприятии существовала сертифицированная система качества в
соответствии с требованиями международного стандарта ИСО
9001:94 (ГОСТ Р ИСО 9001-96) [5], а это значит на предприятии
уже действовали процессы (закупок, управления
несоответствующей продукцией, управление персоналом,
внутренний аудит и т.д.), которые на-шли свое отражение в
следующих процессах СМК: В 3.4 - Закупки; В 4.2 - Управление
несоответствующей продукцией, В 5.1 - Управление персоналом, С
4.1.2 - Внутренние аудиты.
Предложенная процедура
определения и идентификации процессов системы менеджмента
качества была апробирована в ОАО "Искож" и показала свою
дееспособность, так как результаты по ее выполнению
соответствуют требованиям п. 4.1 а) ГОСТ Р ИСО 9001-2001.
Кроме того, она помогла предприятию пройти процедуру
сертификации в октябре 2003 года и получить сертификат
соответствия на систему менеджмента качества по требованиям
международного стандарта ИСО 9001:2000 в системе Российского
морского регистра судоходства (Ассоциация "Русский регистр") и
национального стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в системе
Госстандарта РФ.
Опубликовано в https://www.iskozh.com/
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"