Человек подобен дроби в знаменателе - то, что он о себе думает, в числителе - то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь. (Л. Толстой)
А.В. Марцинковский
Процессный подход является основным элементом менеджмента в организации. При этом одним из ключевых аспектов этого подхода является обеспечение наглядности (<прозрачности>) объекта управления (организации или системы) посредством его точного, достаточного, лаконичного, удобного для восприятия и анализа описания [1].
Одна и та же организация может быть представлена как:
- сеть процессов, из кроторых состоит деятельность организации;
- совокупность и структура информации, которая создается и обрабатывается в процессе функционирования организации;
- организационная структура;
- инфраструктура (территории, здания, сооружения, коммуникации);
Общепризнанно, что ключевой для целей общего руководства является представление объекта в виде сети процессов, определяющих его миссию. Руководство должно четко выделить все системы и входящие в них процессы на предприятии для того, чтобы можно было четко понимать, управлять и улучшать эти системы и процессы [1].
Описание процессов
Адекватное описание сети процессов возможно с помощью процедуры, называемой моделированием. Под термином "моделирование" следует понимать процесс создания точного, достаточного, лаконичного, удобного для восприятия и анализа описания системы, как совокупности взаимодействующих компонентов и взаимосвязей между ними.
Моделирование предполагает наличие в обязательном порядке установленного набора изобразительных (выразительных) средств и правил - языка описания объекта. Среди наиболее распространенных языков описания и соответствующих им моделей можно выделить:
- Вербальная модель - описание на естественном языке.
- Математическая модель - описание с помощью средств и правил математики.
- Графическая модель - описание объекта с помощью средств и правил графического изображения.
Следует отметить, что нет четких границ между приведенными типами языков описания и соответствующими им моделями. Как правило, каждая модель использует средства и правила других моделей. Большинство экспертов в сфере систем менеджмента качества сходятся на том, что наиболее приемлемым способом описания процессов является их графическое представление.
Более совершенные формы организации проектных работ заключаются в процессном подходе.
На начальном этапе (концептуальный проект) определяются укрупненные функции системы, а затем они детализируются по ходу выполнения проекта, а также определяется базовая конфигурация проекта и строится сеть процессов проекта.
Каждый процесс, действие или задача инициируется и выполняется другим процессом по мере необходимости, причем нет заранее определенных последовательностей, однако сохраняется логика связей по исходным сведениям и задачам [1].
Набор работ в рамках процесса приведены в таблице.
Процесс | Работы |
Разработка | Подготовка к реализации процесса Анализ требований к системе Архитектурное проектирование системы Детальное проектирование системы Квалификационные испытания Другие работы |
Управление | Подготовка к реализации процесса Идентификация конфигурации Контроль конфигурации Планирование Выполнение и контроль Анализ и оценка |
Заказ | Подготовка тендера Подготовка и корректировка контракта Текущий контроль поставщика Приемка и завершение работы |
Специфика процессного подхода заключается в следующем:
Итеративность, позволяющая многократно проходить одни и те же процессы, но на новом уровне разработки
Пошаговость изменений - постепенное добавление функциональных возможностей в разрабатываемую систему
Параллельность разработки - выполнение множества процессов, которые могут быть независимыми друг от друга, но направленных на достижение единой цели.
При такой организации работ требуются и другие подходы к организации управления проектами по критериям качества.
Сложность реализации проектов по процессной схеме кроется в синхронизации, разделении и управлении как ресурсами, так и процессами, образующими проект. Поэтому для эффективной реализации проектов необходимо управлять процессами данного проекта, связанного как с управлением проектом, так и с продуктом проекта по критериям качества.
Работа по улучшению качества должна быть организована вокруг процессов. Не качество товаров (оно может измениться в зависимости от спроса или прихоти клиента), а процессы их создания приносят долгосрочный успех предприятию. Поэтому цель управления - совершенствование процессов (с целью преодоления их фрагментарности, улучшения ключевых результатов: затраты, качество, оперативность; автоматизации и т. д.). Правильно выстроенный процесс производства - это главное интеллектуальное достояние предприятия и один из основных источников повышения его эффективности [2].
Организация управления по критериям качества
Управление качеством проекта, и управление жизненным циклом проекта должны строиться на основе управления процессами данного проекта. При таком подходе к организации управления проектом становится возможным сократить сроки работ и повысить степень удовлетворенности Заказчика качеством и функциональностью системы.
Процессы обеспечения качества проектов.
В наиболее общем случае организация управления проектами по критериям качества связана со следующими процессами:
процессы построения иерархии целей как самого проекта, так и проектируемой системы;
процессы взаимосвязи и координации работ; процессы разработки проекта;
процессы управления финансовыми, материальными и временными ресурсами;
процессы управления информационным и коммуникационным обменом между участниками проекта; процессы управления кадрами;
процессы управления рисками.
Пример процессов проекта приведен в таблице.
Процессы проекта | Описание процессов |
Процесс выработки стратегии | Установление направления проекта и управление реализацией других процессов по проекту |
Учреждение проекта и разработка плана проекта | Оценивание требований заказчика и других участников, подготовка плана проекта и инициация других процессов |
Менеджмент взаимодействия | Управление взаимодействием в течение проекта |
Менеджмент изменений | Предвидение изменений и управление ими по всем процессам |
Закрытие проекта | Завершение процессов и получение информации обратной связи |
Разработка концепции | Определение в общих чертах, что будет делать продукт проекта |
Процессная модель управления качеством.
Подход к управлению качеством при процессной организации работ основывается на том, что управление качеством также является процессом, взаимосвязанным со всеми процессами проекта. Все работы в проекте осуществляются посредством выполнения сети процессов. Структура такой сети обычно не является простой и последовательной, поэтому управление качеством в такой структуре должно основываться на группировке процессов по объектам воздействия [1].
Таким образом управление качеством проектных работ достигается через управление процессами проекта по двум направлениям:
1. Через структуру и работу самого процесса, внутри которого имеются потоки продукции или информации;
2. Через структуру продукции или информации протекающих внутри процесса.
В общем случае, взаимосвязь процессов проекта и управления качеством можно представить следующим образом.
Процессная модель управления качеством
Данная модель процессного управления не отражает взаимосвязь процессов на детальном уровне, однако в рамках этой модели могут быть рассмотрены все требования к системе управления качеством.
Руководство проекта устанавливает требования в соответствии с "ответственностью руководства" к выполнению процессов и выделяет необходимые ресурсы. Управление ресурсами основывается на потребности каждого процесса. Результаты выполнения процессов измеряются и анализируются посредством процессов "измерения, анализа и улучшения". Анализ со стороны руководства обеспечивает обратную связь с "ответственностью руководства" для санкционирования изменений и инициирования улучшений.
Исходя и вышесказанного, общие принципы управления качеством проектных работ заключаются в следующем:
Встраивание процессов управления качеством в процессы проекта;
Управление качеством посредством управления структуры процесса и структуры продукта процесса;
Группирование процессов по их сродству друг другу (по срокам, по ресурсам, по рискам);
Координация и совместимость процессов проекта, а также определение их взаимодействия.
Однако, несмотря на понятные принципы управления качеством, методы реализации этих принципов в реальных проектах не разработаны. Поэтому основные задачи, которые возникают при управление качеством проектов заключаются в первую очередь в определении взаимосвязей процессов жизненного цикла проекта и управления качеством процессов проекта, а также определение закономерностей организации управления качеством на основе таких процессов [3].
Литература
1. https://www.devbusiness.ru/development/qm/iso90002000_idef.htm - А.Г. Курьян, П.С. Серенков. Описание процессов в рамках систем менеджмента качества на основе методологии функционального моделирования IDEF0.
2. https://www.iso9000.ru/man_qual/project_quality.html - Организация управления качеством проектов корпоративных систем.
3. https://www.blogic.ru/training/author.asp?id=1 - Методы и средства управление бизнес-процессами.
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"