Человек подобен дроби в знаменателе - то, что он о себе думает, в числителе - то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь. (Л. Толстой)

Организация управления качеством в рамках процессного подхода


А.В. Марцинковский

 

     Процессный подход является основным элементом менеджмента в организации. При этом одним из ключевых аспектов этого подхода является обеспечение наглядности (<прозрачности>) объекта управления (организации или системы) посредством его точного, достаточного, лаконичного, удобного для восприятия и анализа описания [1].

     Одна и та же организация может быть представлена как:

-  сеть процессов, из кроторых состоит деятельность организации;

-  совокупность и структура информации, которая создается и обрабатывается в процессе функционирования организации;

-  организационная структура;

-  инфраструктура (территории, здания, сооружения, коммуникации);

     Общепризнанно, что ключевой для целей общего руководства является представление объекта в виде сети процессов, определяющих его миссию. Руководство должно четко выделить все системы и входящие в них процессы на предприятии для того, чтобы можно было четко понимать, управлять и улучшать эти системы и процессы [1].

 

Описание процессов

 

     Адекватное описание сети процессов возможно с помощью процедуры, называемой моделированием. Под термином "моделирование" следует понимать процесс создания точного, достаточного, лаконичного, удобного для восприятия и анализа описания системы, как совокупности взаимодействующих компонентов и взаимосвязей между ними.

     Моделирование предполагает наличие в обязательном порядке установленного набора изобразительных (выразительных) средств и правил - языка описания объекта. Среди наиболее распространенных языков описания и соответствующих им моделей можно выделить:

-  Вербальная модель - описание на естественном языке.

-  Математическая модель - описание с помощью средств и правил математики.

-  Графическая модель - описание объекта с помощью средств и правил графического изображения.

Следует отметить, что нет четких границ между приведенными типами языков описания и соответствующими им моделями. Как правило, каждая модель использует средства и правила других моделей. Большинство экспертов в сфере систем менеджмента качества сходятся на том, что наиболее приемлемым способом описания процессов является их графическое представление.

Более совершенные формы организации проектных работ заключаются в процессном подходе.

     На начальном этапе (концептуальный проект) определяются укрупненные функции системы, а затем они детализируются по ходу выполнения проекта, а также определяется базовая конфигурация проекта и строится сеть процессов проекта.

     Каждый процесс, действие или задача инициируется и выполняется другим процессом по мере необходимости, причем нет заранее определенных последовательностей, однако сохраняется логика связей по исходным сведениям и задачам [1].


Набор работ в рамках процесса приведены в таблице.


Процесс Работы
Разработка Подготовка к реализации процесса
Анализ требований к системе
Архитектурное проектирование системы
Детальное проектирование системы
Квалификационные испытания
Другие работы
Управление Подготовка к реализации процесса
Идентификация конфигурации
Контроль конфигурации
Планирование
Выполнение и контроль
Анализ и оценка
Заказ Подготовка тендера
Подготовка и корректировка контракта
Текущий контроль поставщика
Приемка и завершение работы

Специфика процессного подхода заключается в следующем:

  • Итеративность, позволяющая многократно проходить одни и те же процессы, но на новом уровне разработки

  • Пошаговость изменений - постепенное добавление функциональных возможностей в разрабатываемую систему

  • Параллельность разработки - выполнение множества процессов, которые могут быть независимыми друг от друга, но направленных на достижение единой цели.

При такой организации работ требуются и другие подходы к организации управления проектами по критериям качества.

     Сложность реализации проектов по процессной схеме кроется в синхронизации, разделении и управлении как ресурсами, так и процессами, образующими проект. Поэтому для эффективной реализации проектов необходимо управлять процессами данного проекта, связанного как с управлением проектом, так и с продуктом проекта по критериям качества.

     Работа по улучшению качества должна быть организована вокруг процессов. Не качество товаров (оно может измениться в зависимости от спроса или прихоти клиента), а процессы их создания приносят долгосрочный успех предприятию. Поэтому цель управления - совершенствование процессов (с целью преодоления их фрагментарности, улучшения ключевых результатов: затраты, качество, оперативность; автоматизации и т. д.). Правильно выстроенный процесс производства - это главное интеллектуальное достояние предприятия и один из основных источников повышения его эффективности [2].

 

Организация управления по критериям качества

 

     Управление качеством проекта, и управление жизненным циклом проекта должны строиться на основе управления процессами данного проекта. При таком подходе к организации управления проектом становится возможным сократить сроки работ и повысить степень удовлетворенности Заказчика качеством и функциональностью системы.

 

     Процессы обеспечения качества проектов.


     В наиболее общем случае организация управления проектами по критериям качества связана со следующими процессами:

  • процессы построения иерархии целей как самого проекта, так и проектируемой системы;

  • процессы взаимосвязи и координации работ; процессы разработки проекта;

  • процессы управления финансовыми, материальными и временными ресурсами;

  • процессы управления информационным и коммуникационным обменом между участниками проекта; процессы управления кадрами;

  • процессы управления рисками.

                


Пример процессов проекта приведен в таблице.


Процессы проекта Описание процессов
Процесс выработки стратегии Установление направления проекта и управление реализацией других процессов по проекту
Учреждение проекта и разработка плана проекта Оценивание требований заказчика и других участников, подготовка плана проекта и инициация других процессов
Менеджмент взаимодействия Управление взаимодействием в течение проекта
Менеджмент изменений Предвидение изменений и управление ими по всем процессам
Закрытие проекта Завершение процессов и получение информации обратной связи
Разработка концепции Определение в общих чертах, что будет делать продукт проекта

 

Процессная модель управления качеством.

 

     Подход к управлению качеством при процессной организации работ основывается на том, что управление качеством также является процессом, взаимосвязанным со всеми процессами проекта. Все работы в проекте осуществляются посредством выполнения сети процессов. Структура такой сети обычно не является простой и последовательной, поэтому управление качеством в такой структуре должно основываться на группировке процессов по объектам воздействия [1].

     Таким образом управление качеством проектных работ достигается через управление процессами проекта по двум направлениям:

1.                 Через структуру и работу самого процесса, внутри которого имеются потоки продукции или информации;

2.                 Через структуру продукции или информации протекающих внутри процесса.

     В общем случае, взаимосвязь процессов проекта и управления качеством можно представить следующим образом.

 

img1

Процессная модель управления качеством


     Данная модель процессного управления не отражает взаимосвязь процессов на детальном уровне, однако в рамках этой модели могут быть рассмотрены все требования к системе управления качеством.

     Руководство проекта устанавливает требования в соответствии с "ответственностью руководства" к выполнению процессов и выделяет необходимые ресурсы. Управление ресурсами основывается на потребности каждого процесса. Результаты выполнения процессов измеряются и анализируются посредством процессов "измерения, анализа и улучшения". Анализ со стороны руководства обеспечивает обратную связь с "ответственностью руководства" для санкционирования изменений и инициирования улучшений.

     Исходя и вышесказанного, общие принципы управления качеством проектных работ заключаются в следующем:

  • Встраивание процессов управления качеством в процессы проекта;

  • Управление качеством посредством управления структуры процесса и структуры продукта процесса;

  • Группирование процессов по их сродству друг другу (по срокам, по ресурсам, по рискам);

  • Координация и совместимость процессов проекта, а также определение их взаимодействия.

     Однако, несмотря на понятные принципы управления качеством, методы реализации этих принципов в реальных проектах не разработаны. Поэтому основные задачи, которые возникают при управление качеством проектов заключаются в первую очередь в определении взаимосвязей процессов жизненного цикла проекта и управления качеством процессов проекта, а также определение закономерностей организации управления качеством на основе таких процессов [3].

 

Литература

 

1. https://www.devbusiness.ru/development/qm/iso90002000_idef.htm - А.Г. Курьян, П.С. Серенков. Описание процессов в рамках систем менеджмента качества на основе методологии функционального моделирования IDEF0.

2. https://www.iso9000.ru/man_qual/project_quality.html - Организация управления качеством проектов корпоративных систем.

3. https://www.blogic.ru/training/author.asp?id=1 - Методы и средства управление бизнес-процессами.

 






Также на сайте:
Технология анализа процессов
Процессный подход к управлению организацией

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте