Большинство людей тратит время и силы на то, чтобы обсуждать проблемы, вместо того, чтобы их решать. (Генри Форд)
Начальник отдела управления качеством ОАО "Искож" В.А. Самородов
Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2001 требует, чтобы организация применяла подходящие методы мониторинга и, где это целесообразно, измерения процессов СМК [1]. Для выполнения этого требования каждому предприятию необходимо определить свои требования к мониторингу и измерениям и правилам их выполнения, чтобы продемонстрировать способность выделенных процессов СМК достигать запланированных результатов, иначе необходимо разрабатывать и внедрять корректирующие и/или пре-дупреждающие действия для обеспечения соответствия продукции. В организации должна существовать четкая процедура ведения постоянной отчетности о проведении мониторинга и измерений. Более простой подход к отчетности может предусматривать наличие у владельцев процессов СМК промышленного предприятия (ПП) заранее подготовленных форм отчетных листков с разработанными критериями измерения процесса (таблица 1), в которые и заполняют результаты всех измерений.
Автором разработана и апробирована в ОАО "Искож" (г. Котовск, Тамбовская обл.) процедура мониторинга процессов СМК ПП, которая позволяет провести измере-ние СМК предприятия и при необходимости предпринять корректирующие и/или предупреждающие действия по управлению СМК в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001.
1 Этапы процедуры мониторинга процессов СМК ПП
Данная процедура необходима ПП для того, чтобы оно смогло оценить уровень развития системы и её влияние на экономические показатели предприятия. Для того, чтобы сделать выводы о функционировании СМК, необходимо сначала измерить результативность каждого процесса (схема измерения процесса представлена на рисунке 1), а потом, полученные результаты, проанализировать и обобщить (схема измерения результативности СМК предприятия представлена на рисунке 3). Существуют различ-ные методы анализа процессов СМК ПП, которые позволяют измерять процессы. К наиболее распространенным следует отнести следующие методы:
Проверка [2] - систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельства аудита (проверки) и объективного их оценивания с целью уста-новления степени выполнения согласованных критериев аудита (проверки). Проведение аудитов позволяет определить:
По результатам проверки определяются несоответствия и разрабатываются корректирующие действия, направленные на дальнейшее улучшение результативности и эффективности процесса. Анализ запланированных и выполненных мероприятий позволяет владельцу процесса не только осуществлять планирование работ по выполнению данного процесса, но и улучшать его за счет проведения сравнительного анализа запланированных и выполненных мероприятий, а также разработать необходимые предупреждающие и/или корректирующие действий, направленные на достижение запланированных целей. Важно также отметить, что огромное значение в данном анализе необходимо уделять определению периода проведения анализа. Анализ может быть: ежедневный, еженедельный, ежемесячный, ежеквартальный, полугодовой, ежегодный. Период проведения измерения результативности процесса выбирает владелец процесса, исходя из вида процесса, объективных или субъективных причин, но не реже чем один раз в год. Пра-вильно выбранный период анализа функционирования процесса позволяет не только своевременно выявить несоответствия в процессе, но и предупредить их появление. Процедура мониторинга процессов СМК состоит из следующих этапов:
Рассмотрим более подробно каждый этап, которые необходимо осуществить при внедрении процедуры на предприятии.
2 Определение результативности процессов СМК
Прежде чем определять результативности процессов СМК необходимо выделить и идентифицировать процессы СМК предприятия, и составить перечень процессов, которые целесообразно измерять. В ОАО "Искож" было выделено 22 процесса СМК, из которых 21 процесс подлежит измерению. Схема измерения результативности процесса СМК представлена на рисунке 1.
Рис. 1 Схема измерения результативности и эффективности процесса СМК предприятия
Рассмотрим представленную модель, для чего более подробно опишем каждый блок модели.
Блок регистрации фактических и плановых значений критериев. Для каждого процесса СМК владельцем процесса разрабатываются критерии вычисления результативности процесса. После этого каждому критерию устанавливаются плановые значения, по которым в дальнейшем и будет определяться результативность процесса. Рассмотрим на примере процесса "Производство продукции" реализацию процедуры мониторинга процессов системы менеджмента качества промышленного предприятия. Сведем критерии оценки результативности процесса СМК "Производство продукции" за май 2003 года в таблицу 1.
Наименование критерия | KN | KП |
---|---|---|
1 Выполнение требований НД СМК | 0,7 | 1 |
2 Выполнение корректирующих (преду-преждающих) действий по результатам предыдущего измерения | 0,8 | 1 |
3 Выполнение заявок на производство про-дукции в установленные сроки | 1 | 1 |
4 Выполнение плана сортности | 0,8 | 1 |
5 Отсутствие выпуска несоответствующей продукции | 0,4 | 1 |
6 Выполнение мероприятий заложенных в план работ на месяц | 0,9 | 1 |
Формулы вычислений | ![]() |
![]() |
Блок вычисления отношений необходим для определения отношения между фактическим и плановым значением по каждому критерию. Данные значения будут ис-пользоваться при разработке корректирующих и/или предупреждающих действий по управлению процессом. Определим отношения по данным представленных в таблице 1 и сведем их в таблицу 2.
Блок вычисления результативности процесса СМК (Рп ) определяет результативность по формуле:
Блок оценки результативности процесса СМК по шкале значимости. После того, как была определена результативность процесса, проводят ее оценку по шкале значимости процесса, которая представлена на рисунке 2 с учетом следующих условий: =0 - процесс не функционирует и требует разработки; 0< <0,3 - процесс функ-ционирует не результативно и требует вмешательства высшего руководства; 0,3? <0,6 - процесс функционирует не результативно и требует разработки владельцем процесса значительных корректирующих действий; 0,6? <0,9 - процесс функционирует результативно, но требует разработки владельцем процесса незначительных коррек-тирующих действий; 0,9? <1 - процесс функционирует результативно, но требует разработки владельцем процесса предупреждающих действий; =1 - процесс функционирует результативно и не требует разработки каких-либо действий
Рис. 2 Шкала значимости процесса
Обоснование выбора коэффициентов значимости представлено на рисунке 3
Рис. 3 График зависимостей коэффициентов весомости от количества выявленных несоответствий
При построении данной шкалы весомости учитывались следующие условия: в соответствии с требованиями Госстандарта РФ [3], если при проверке системы менеджмента качества выявлено 10 и более малозначительных несоответствий (МН), то предприятию не выдается сертификат соответствия на СМК, поэтому была выбрана сле-дующая градация коэффициентов значимости:
В соответствии с полученной и ее оценки по шкале значимости, значение попадает в интервал 0,6? <0,9, это свидетельствует о том, что процесс функцио-нирует результативно, но требует разработки владельцем процесса незначительных корректирующих действий.
Блок разработки корректирующих (предупреждающих действий). После того, как была проведена оценка результативности процесса по шкале значимости и на основании полученного значения были сделаны выводы, владелец процесса патупает к разработке корректирующих (предупреж-дающих) действий, учитывая при этом отношение между фактическим и плановым значением по каждому критерию (таблица 2), руководствуясь условием:
Корректирующими действиями, по результату анализа с учетом выше изложенных условий, для процесса "Производство продукции" должны стать:
3 Определение результативности СМК ПП
После того, как будет определена результативность по каждому процессу СМК, приступают к определению результативности СМК предприятия. Схема измерения результативности СМК ПП представлена на рисунке 4.
Выборочные данные для вычисления результативности СМК ПП были взяты в ОАО "Искож", которые представляют собой результативности про-цессов за четыре месяца 2003 года (август, сентябрь, октябрь, ноябрь) сведены в таблицу 3.
Блок вычисления начальной результативности процесса приравнивает все результативности процессов, которые были определены владельцами процессов в первый раз к начальной результативности процесса (таблица 3). Рассмотрим более подробно процесс "Производство продукции", для ко-торого
Блок вычисленной результативности по каждому процессу. В течение каждого месяца квартала владельцами процессов определяются результа-тивности по каждому процессу СМК. После этого из трех полученных результативностей выбирается результативность с максимальным значением, которая и приравнивается к вычисленной результативности процесса. Такой отбор проводят по каждому процессу (таблица 3). Для процесса "Производст-во продукции"
Блок сравнения необходим для сравнения вычисленного значения результативности процесса с начальной результативностью процесса. Если то вычисленное значение результативности приравнивают к базовой результативности, в противном случае, к базовой результативности при-равнивают начальную результативность процесса. Такое сравнение проводят по каждому процессу СМК предприятия. Для процесса "Производство продукции"
Блок вычисления начальной результативности СМК предприятия. В первый раз результативность СМК предприятия определяется, как средне-арифметическое значение вычисленных результативностей процессов организации. Принимая, во внимание данные таблицы 3 вычислим начальную результативность СМК предприятия.
Блок вычисления результативности СМК предприятия. По истечению квартала, определяется заново результативность СМК предприятия, как от-ношение суммы фактических результативностей по каждому процессу к сумме базовых значений результативности по этим процессам.
После того, как была определена результативность процесса, проводят ее оценку по шкале значимости СМК предприятия (рисунок 5) с учетом следующих условий: Рсмк =0 - СМК не функционирует и требует разработки; 0<Рсмк<0,3 - СМК функционирует не результативно и требует вмешательства высшего руководства; 0,3<Рсмк<0,6 - СМК функционирует не результативно и требует разработки представителем руководства по качеству значитель-ных корректирующих действий; 0,6<Рсмк<0,9 - СМК функционирует результативно, но требует представителем руководства по качеству незначитель-ных корректирующих действий; 0,9<Рсмк<1 - СМК функционирует результативно, но требует разработки представителем руководства по качеству пре-дупреждающих действий; Рп=1 - СМК функционирует результативно и не требует разработки каких-либо действий.
Оценка показывает, что результативность системы менеджмента качества попадает в интервал 0,9?0,96<1 - это означает, что СМК функционирует результативно, но требует разработки представителем руководства по качеству предупреждающих действий, учитывая при этом значение результативности по каждому процессу, руководствуясь условием: 0 < Рп < Рсмк , необходимо уделить внимание процессу при разработке корректирующих действий; Рсмк>Рп>1 необходимо уделить внимание процессу при разработке предупреждающих действий; Рп=1 нет необходимости уделять внимание данному процессу.
Для процесса "Производство продукции" применимо условие 0 < Рп < Рсмк т.е. 0<0,95<0,96, а это значит, что представителю руководства по качеству при разработке корректирующих действий по СМК необходимо обратить внимание на этот процесс.
Блок присвоения присваивает каждому базовому значению результативности процесса начальную результативность путем приравнивания. Это дей-ствие необходимо для того, чтобы в следующий раз можно было провести операцию сравнения (блок сравнения) вычисленной результативности с на-чальной результативностью по каждому процессу.
Заключение
Предложенная процедура мониторинга процессов системы менеджмента качества промышленного предприятия была апробирована в ОАО "Искож" и показала свою дееспособность при измерении результативности функционировании СМК на предприятии, а также в выявлении направлений по улучшению деятельности системы. Кроме того, она помогла предприятию пройти процедуру сертификации в октябре 2003 года и получить сертификат соответствия на систему менеджмента качества по требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000 в системе Российского морского регистра судоходства (Ассоциация "Русский регистр") и национального стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в системе Госстандарта РФ.
Список литературы:
1 ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Системы менеджмента качества. Требования. - М.: ИПК Издательство стандартов, 2001. - 26 с.
2 ИСО 19011:2002. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента. Перевод Российского Морского Регистра Судоходства. - С.- Петербург, 2003. - 31 с.
3 ГОСТ Р 40.003-2000. Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок проведения сертификации систем качества и сертификации производств. - М.: Издательство стандартов, 2001. - 43 с.
Опубликовано в https://www.iskozh.com/
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"