Вместе сделаем, вместе выиграем.
О.В. Малышев |
Форма оживает содержанием и не
забывается Согласно определению, данному в стандарте ISO 9000:2000 (п. 3.4.1), под процессом понимается "совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих активностей, преобразующих входы в выходы", и его можно рассматривать как предельно общую мета-модель процесса. Но ограничивается ли мета-модель процесса в контексте стандартов ISO серии 9000:2000 (далее - Стандарты) данным определением? На самом деле, конечно же, нет. В данной работе представлен результат реконструкции мета-модели процесса по Стандартам, достигнутый в два этапа: 1) "коллекционирование" требований и положений Стандартов, касающихся процессов и процессного подхода; 2) систематизация материала, полученного в результате "коллекционирования". Предпринятая систематизация основана на рассмотрении процесса с различных точек зрения, а именно: 1. процесс как самостоятельная сущность; 2. процесс как структура; 3. процесс как элемент системы процессов; 4. процесс как объект управления (при этом упоминаемые в Стандартах функции мониторинга, измерений, анализа, контроля и улучшения процесса рассматриваются как подфункции управления процессом); 5. продукция как объект управления. Результат проделанной работы оформлен в виде "Шаблона описания процесса", представленного далее. Позиции Шаблона, основанные на требованиях или положениях Стандартов, содержат соответствующие ссылки на его пункты. По отдельным позициям даны некоторые пояснения, заключенные в квадратные скобки. В процессе заполнения Шаблона они должны быть заменены "ответами" на поставленные "вопросы". 1.1. Краткое название процесса [Краткое название процесса должно, с одной стороны, как можно более точно его идентифицировать, а с другой - быть удобным для ссылок]. 1.2. Код (идентификатор) процесса [Код присваивается процессу в некоторой системе кодирования и используется, в основном, для ссылок]. 1.3. Назначение процесса [Данная позиция используется для исчерпывающей идентификации процесса и его специфики]. 1.4 Тип процесса [Указывается тип процесса. Исходя из положений Стандартов, различаются следующие типы процессов: Примечание. Возможны следующие ситуации: 1.5. Ответственный за процесс [Указывается должность или ролевая функция лица, ответственного за процесс]. 1.6. Характеристики процесса и их метрики [Процесс может характеризоваться как качественно, так и количественно с применением метрик. Примеры количественных характеристик процесса: производственная мощность, ресурсоемкость, результативность и эффективность (плановые и фактические). Такая характеристика, как технологичность процесса, может быть представлена как качественно, так и количественно]. 1.7. Требования к процессу [К процессу в целом могут предъявляться требования, например, относительно его (плановой) результативности и эффективности]. 1.8. Критерии, необходимые для обеспечения результативности при осуществлении процесса (п. 4.1в) [Приводятся формулировки соответствующих критериев]. 1.9. Методы, необходимые для обеспечения результативности при осуществлении процесса (п. 4.1в) [Приводятся перечень применяемых методов с их описанием (или ссылками на описания), а также перечень документов, необходимых организации для обеспечения эффективного осуществления процесса (п. 4.2.1г)]. 1.10. Создание процессом добавленной ценности (введение п. (б)) [Описывается, какие добавленные ценности создает процесс, и как происходит добавление ценности]. 2.1. Компоненты (элементы) процесса [Приводится описание компонентов (элементов), из которых состоит процесс и их взаимосвязей. Типовыми компонентами процесса являются: Кроме того, процесс включает ресурсы и информацию, необходимые для поддержки процесса (п. 4.1г), например: Могут быть установленные нормы использования ресурсов. При описании компонентов процесса следует также учитывать наличие инфраструктуры (п. 6.3) и рабочей среды (п. 6.4), необходимых для осуществления процесса. Описать структуру процесса можно используя графические методы]. 2.2. Требования к составным частям процесса [К составным частям процесса могут (должны) быть определены требования, например: [Процесс в системе процессов предприятия может быть вспомогательным для других процессов (более высокого уровня). Приводится перечень таких процессов. Допускается, что описания этих процессов определяют взаимодействие данного вспомогательного процесса с другими вспомогательными процессами того же уровня, а также его участие в последовательностях процессов одного уровня]. 3.2. Поставщики входов и компонентов процесса, а также получатели выходов процесса [Примечание 1 к п. 3.4.1 стандарта ISO 9000:2000 фиксирует один из возможных вариантов взаимосвязи процессов, когда "входами одного процесса : являются выходы других процессов". Это положение может быть расширено, например: Следует описать подобные связи]. 3.3. Другие взаимосвязи и взаимодействия данного процесса с другими процессами [Описываются взаимосвязи и взаимодействия данного процесса с другими процессами, отличные от "стыковок" процессов по входам, выходам и компонентам, например, сообщения, которыми обменивается данный процесс с другими процессами]. 3.4. Описание способа осуществления процесса [Способ осуществления процесса может быть описан по-разному, например: 3.5. Типовые процессы, которые имеют особенности описания [Нужно учитывать, что для некоторых типов процессов положения Стандарта оговаривают особенности их описания. К таким процессам относятся: [К объектам планирования можно отнести, например, объемы потребляемых процессом ресурсов, результативность и эффективность процесса. 4.1.1. Наличие документов, необходимых для обеспечения эффективного планирования процесса (п. 4.2.1г). Приводится перечень соответствующих документов. 4.1.2. Методы планирования Описываются методы планирования или приводятся ссылки на соответствующие описания]. 4.2. Мониторинг процесса (п. 8.2.3) [Описываются методы мониторинга, демонстрирующие способность процесса достигать запланированных результатов. При этом определяются ресурсы и информация, необходимые для мониторинга процесса (п. 4.1г), например: 4.3. Измерение процесса (п. 8.2.3) [Если применимо, осуществляется измерение процесса для демонстрации способности процесса достигать запланированных результатов. При этом определяются ресурсы и информация, необходимые для измерения процесса, например: В частности, описываются методы, средства, регламенты, используемые для объективного измерения характеристик процесса и создания основы для его постоянного улучшения (введение п. (г))]. 4.4. Контроль процесса (п. 4.1) [Определяются, что и как контролируется в процессе, а также действия, которые необходимо предпринять в случае обнаружения отклонений. Если требования к процессу определены, а также налажен контроль выполнения этих требований, результатом этого контроля должны быть соответствующие записи (протоколы), например, записи, необходимые для обеспечения свидетельства того, что процесс жизненного цикла продукции соответствует требованиям (п. 7.1г)]. 4.5. Анализ процесса [Описываются цели и методы анализа процесса, а также приводится перечень используемых данных о процессе, в частности, данные о его характеристиках и тенденциях, включая возможности проведения предупреждающих действий (п. 8.4в)]. 4.6. Улучшение процесса [Приводятся данные, являющиеся доказательствами постоянного улучшения процесса]. 4.7. Критерии, необходимые для обеспечения результативности при управлении процессом (п. 4.1в) [Формулируются соответствующие критерии применительно к различным функциям управления]. 4.8. Методы, необходимые для обеспечения результативности при управлении процессом (п. 4.1в) [Применительно к различным функциям управления описываются соответствующие методы или даются ссылки на их описания]. 5.1. Мониторинг продукции (результатов, выходов процесса) на соответствующих стадиях ее жизненного цикла (п. 8.2.4) [Описывается, как осуществляется мониторинг продукции с целью проверки соблюдения требований к ней на различных этапах выпуска]. 5.2. Измерение характеристик продукции (результатов функционирования, выходов процесса) на соответствующих стадиях жизненного цикла (введение 8.2.4) [Описывается, как осуществляется измерение характеристик продукции с целью проверки соблюдения требований к ней на различных этапах выпуска]. 5.3. Записи, необходимые для обеспечения свидетельства того, что произведенная продукция соответствует требованиям (п. 7.1г) [Если требования к продукции определены, а также налажен контроль их выполнения, то его результатом должны быть соответствующие записи (протоколы). Приводится перечень соответствующих записей]. 5.4. Управление несоответствующей продукцией (п. 8.3) [Представляется целесообразным связать данную позицию Шаблона с обязательной документированной процедурой "Управление несоответствующей продукцией"]. 5.5. Данные о характеристиках и тенденциях продукции, включая возможности проведения предупреждающих действий (п. 8.4.1) [Приводится перечень соответствующих данных]. Несмотря на добросовестность, с которой я попытался провести выборку нужного материала из контекста Стандарта, представленный выше Шаблон не претендует на полноту учета всех требований и положений Стандарта - вполне возможно, что он может быть каким-либо образом дополнен. Но, на мой взгляд, уже в этом виде он имеет определенную практическую ценность, обусловленную своей структурой. Можно не сомневаться, что если для идентифицированного в системе процесса моделер должным образом ответит на все поставленные в Шаблоне вопросы, это будет хорошо выполненная полезная работа. Неуспех, на мой взгляд, возможен лишь в единственном случае - если процесс идентифицирован неудачно. Тогда моделера подстерегают различные трудности при поисках ответов на вопросы Шаблона. На практике попытка описать неудачно идентифицированный процесс, как правило, приводит к наивно-неуклюжим решениям, особенно, если моделер полон решимости идти "до конца". Однако, рассмотрение вопросов, касающихся искусства идентификации процессов, выходит за рамки данной статьи. Остается один вопрос: почему разработчики Стандартов не позаботились о компактном представлении мета-модели процесса и ее приходится "реконструировать" из кусочков, рассыпанных по тексту Стандарта? Думается, что если бы разработчики СМК получили компактную мета-модель процесса в свое распоряжение в 2000 г., внедрение процессного подхода оказалось бы более продуктивным. Как-то Л.Н. Толстого спросили, дескать, что он хотел выразить своим романом "Анна Каренина"? Классик заметил, что для ответа на этот вопрос ему пришлось бы заново пересказать весь роман, слово в слово. А для того чтобы раскрыть достойно тему процессного подхода, полагаю, "роман" (стандарты ISO серии 9000) следует существенно переработать. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. OMG Unified Modeling Language Specification. Version 1.4. September 2001. - 566 p. 2. Малышев О.В. Чтобы процесс пошел: // Стандарты и качество. - 2003. - № 9. - С. 54-61. |
1 Попытка применить "кальку" с английского термина. "Modeler" - моделер - лицо, профессионально занимающееся моделированием (деятельности, информации и т. д.). Опубликовано в Стандарты и Качество |
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"