Бороться за качество методами контроля - идея совершенно непродуктивная. Ее результатом всегда будут низкое качество и высокие издержки. (Уильям Эдвардс Деминг)
Аскаров Е.С. доцент КазНТУ им. К.Сатпаева
Рабочие инструкции представляют собой третий (нижний) уровень документов системы качества. Данные инструкции описывают шаг за шагом, как может быть выполнена конкретная простая операция производства, сборка, установка оборудования, поддержание его в рабочем состоянии и т.д.
Также рабочие инструкции устанавливают, как может быть проконтролировано качество продукции, какие средства могут быть использованы, какое измерительное оборудование может быть применено и т.п.
В качестве рабочих инструкций в основном выступают стандарты организаций (фирменные стандарты). Здесь необходимо отметить, что согласно закону "О техническом регулировании", вступившему в силу в Казахстане в 2005 г. выполнение стандартов становится добровольным, государство будет осуществлять контроль за безопасностью продукции для здоровья потребителей через технические регламенты. Предприятия получают возможность сами регулировать свою хозяйственную деятельность, руководствуясь интересами своего бизнеса, для этого необходимо уметь составлять собственные нормативные документы, свои стандарты, количество которых значительно возрастет. При оформлении стандартов необходимо руководствоваться требованиями стандарта СТ РК 1.5 - 2004. "Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов".
Основные стандарты организаций:
1. Производство проектной продукции
Организация должна устанавливать, планировать и обеспечивать процессы жизненного цикла проектной продукции:
- маркетинг,
- анализ контрактов,
- разработка проекта производства проектной продукции,
- закупки, связанные с производством проектной продукции,
- производство проектной продукции,
- реализация продукции.
2. Производство инжиниринговых услуг ( монтажных, проектных работ)
3. Стандарты по регламентации выполнения вспомогательных процессов СМК
3.1. Менеджмент ресурсов
Применяется в процессе управления ресурсами, необходимыми в основном производстве. Ресурсы это:
- люди (персонал),
- инфраструктура (здания, рабочее пространство, коммуникации),
- поставщики и партнеры,
- природные ресурсы, сырье,
- оборудование, инструмент, средства производства и т.д.
3.2. Метрики оценивания процессов и продукции
Применяется для оценивания продукции, процессов ее производства и вспомогательных процессов в СМК. Метрики - это документы с информацией о состоянии объекта в настоящем и прогнозом на будущее.
Виды метрик:
А) Маркетинговые метрики,
Б) Проектные метрики: связанные с политикой организации, финансовые метрики, метрики трудозатрат и временных характеристик, метрики по дефектам продукции в процессе производства,
В) Метрики конечной продукции: проектная продукция, инжиниринговые услуги, программные продукты,
Г) Метрики процессов управления качеством: общие метрики процессов управления качеством, метрики удовлетворенности потребителей.
Показатели в метриках оцениваются на основе бальной, абсолютной либо относительной системы:
- баллы
- абсолютные единицы (например, часы, тенге, кВт и т.д.)
- относительных единицах - например в процентах и т.д.
Выбор инструмента для визуального отображения характеристик продукции и процессов зависит от творческого подхода в организации, лучше всего это должны быть компьютеризированные документы в формате EXCEL.
Простейшая метрика - это сводка показателей по каким либо критериям, определяющих эффективность работы за определенный срок - год, квартал, месяц.
Пример. Предприятие производит обои, для определения эффективности работы составляется метрика показателей качества продукции, взято три вида продукции - обои " Парус", " Шугла" и " Арман". Данные берутся за год по кварталам.
В таблице 1 приводим данные по продажам за год (тыс. тенге), в таблице 2 приведены данные в процентах. На рисунке показан график годовых показателей, хорошо видно, что лучшая динамика у продукции "Шугла", уровень продаж постоянно растет и занимает большую часть годового баланса.
4. Стандарты организации, детализирующие выполнение процессов жизненного цикла
Организация вправе самостоятельно определять глубину и детализацию описания процессов. При необходимости более детального описания какого либо процесса ЖЦ может быть разработан отдельный стандарт для данного процесса
Стандарты:
Анализ контракта,
Управление закупками,
Расчет надежности проектируемых объектов,
Управление технологическими процессами и т.д.
5. Положения о подразделениях и должностные инструкции
Положения о подразделениях должны иметь следующую структуру:
Общие положения
- назначение подразделения
- какими документами руководствуется
- кем утверждается организационная структура
- кто назначает на должность сотрудников
- кому подчиняются сотрудники
2. Основные задачи подразделения
3. Функции подразделения
4. Структура подразделения и организация работы
5. Права и общие обязанности сотрудников
6. Ответственность сотрудников
7. Взаимодействие с другими подразделениями и внешними организациями.
Должностные инструкции имеют следующую примерную структуру:
Общие положения
- какова категория сотрудника
- кем назначается и освобождается от занимаемой должности
- кто назначается ( уровень образования, опыт, квалификация)
- кому подчиняется
- кто находится под руководством
- кто замещает при отсутствии
- что должен знать
- какими документами руководствоваться
2. Целевое назначение должности
3. Должностные обязанности
4. Права и полномочия
5. Показатели результативности и эффективности.
Пример.
начальника отдела информационного обеспечения и технической политики.
Общие положения
1.1.Начальник отдела информационного обеспечения и технической политики непосредственно подчиняется Техническому директору открытого акционерного общества "Казжелдортехника" (в дальнейшем - Общество).
Руководствуется в своей деятельности действующим законодательством Республики Казахстан, Уставом Общества, Положением об отделе информационного обеспечения и технической политики, другими локальным и актами Общества и настоящей должностной инструкции.
На должность начальника отдела информационного обеспечения и технической политики назначается лицо, имеющее высшее техническое образование и стаж работы в сфере, связанной с деятельностью отдела не менее 3-х лет.
Начальник отдела информационного обеспечения и технической политики должен знать положения Устава предприятия, Законов Республики Казахстан "О техническом регулировании", "Об обеспечении единства измерений", "Об охране труда", "О труде", других законодательных актов Республики Казахстан, Временного устава железных дорог Республики Казахстан, других инструктивных указаний в сфере железнодорожного транспорта и настоящей должностной инструкции.
Обязанности
2.1 Разработка квартальных и годовых планов, обобщение мероприятий по комплексному развитию Общества и контроль за их осуществлением.
2.2. Обеспечение развития и реконструкции действующих производств.
2.3. Осуществление контроля за своевременным монтажом и вводом в эксплуатацию новой техники.
2.4. Контроль за соблюдением Закона Республики Казахстан "Об охране труда", Правил и инструкций по охране труда и техники безопасности работников железнодорожного транспорта.
2.5. Контроль по вопросам внедрения новой техники, прогрессивной технологии, подготовки хозяйства к работе в зимних условиях.
2.6. Соблюдение режима секретности и осуществление необходимых мероприятий по защите секретных служебных сведений от разглашения.
2.7. Методологическое, нормативно-правовое и информационное обеспечение филиалов Общества.
2.8. Обеспечение и организация работы по внедрению системы автоматизации контейнерных перевозок и учета контейнерного парка по номерам.
2.9. Подготовка предложений по корректировке действующих учетно-отчетных форм.
2.10. Приведение эксплуатационных расходов в соответствии с реальными объемами работ.
2.11. Разработка и контроль единых форм отчетности по всем показателям.
2.12. Участие в разработке проектов договоров по вопросам, относящимся к сфере деятельности отдела, разработка проектов приказов, распоряжений и иных актов Общества.
2.13. Рассмотрение обращений государственных органов, писем, заявлений от юридических лиц.
2.14. Организация контроля за состоянием трудовой и исполнительской дисциплины сотрудниками Отдела.
2.15. Внесение предложений по оптимизация организационной структуры Общества.
2.16. Обеспечивает внедрение и выполнение в отделе требований системы менеджмента качества.
3. Права
3.1. Начальник Отдела имеет право давать указания филиалам Общества по вопросам входящим в круг ведения отдела.
3.2. Требовать с причастных работников филиалов справочной информации и предоставления отчетности по вопросам входящим в круг ведения отдела.
3.3. Подписывать внутренние документы с согласия руководства Общества.
4. Ответственность
4.1. Начальник Отдела несет ответственность за:
- ненадлежащее выполнение своих обязанностей;
- качество выполнения работ в соответствии с должностными обязанностями;
- правильность и полноту использования представленных прав;
- обеспечение выполнения плановых заданий, закрепленных за ним и его подчиненными;
- не соблюдение обязательств в области качества и требований системы качества;
- низкую исполнительскую дисциплину;
- не соблюдение правил внутреннего распорядка;
- выполнение задач, предусмотренных настоящим положением, действующего законодательства, приказов, указаний;
- соблюдение конфиденциальности сведений, не подлежащих разглашению.
за ущерб, причиненный Обществу в случае порчи материальных ценностей в соответствии с Законом Республики Казахстан "О труде в Республике Казахстан".
- несет ответственность за качество выполнения работ в соответствии с Положением об отделе, должностной инструкцией, соблюдением обязательств в области качества и требований СМК.
5. Порядок назначения, освобождения и замещения
5.1. Начальник Отдела назначается (освобождается) на должность приказом Президента Общества.
5.2. В случае временного отсутствия (командировка, отпуск, по болезни) замещается главным специалистом.
С инструкций ознакомлен и получил 1 экз.
Опубликовано в деловом еженедельнике "Бизнес Путеводитель"
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"