Если не ясно, как следует поступить, то всегда придерживайтесь правила - лучше дать подчиненным больше, чем положено, чем недодать положенное. (Принцип английской фирмы "Маркс энд Спенсер")
Каменнова М.С., Громов А.И., Крохин В.В.
Развитие рыночных отношений и усиление конкуренции определяют важность приведения системы управления предприятия в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000. Внедрение системы менеджмента качества (СМК) позволяет добиться стабильности и эффективности бизнес-процессов организации, и, как следствие, высокого качества продукции и услуг, которые она поставляет на рынок.
Опыт подготовки предприятий к сертификации систем менеджмента качества (СМК) показывает, что разработка эффективной системы в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001:2000 является сложной задачей. Это характерно не только для предприятий, впервые приступающих к построению системы, но и для тех, которые уже сертифицировал ее по моделям стандартов ИСО серии 9000:1994 и готовится к повторной сертификации.
Версия стандартов 2000 года содержит множество существенных изменений. Основными среди них следует считать необходимость реализации процессного и системного подходов, закрепленных во вновь введенных принципах менеджмента качества.
Процессный подход представляет собой систематическую идентификацию применяемых организацией процессов и управление ими. Это дает возможность организации определять и контролировать свою деятельность. Системный подход требует рассматривать организацию как систему взаимосвязанных и взаимодействующих процессов.
Одной из главных задач, возникающих при построении СМК, является идентификация, описание и управление протекающими процессами. Действительно, согласно стандарту [1] при построении СМК следует решить следующие задачи:
Решение этих задач может быть получено только при наличии адекватного описания процессов СМК. Что следует понимать под <описанием процесса>? В ходе реализации системного и процессного подходов в соответствии с несколько расширенными требованиями британского стандарта BS 6143:1992 [2] для любого процесса должно быть установлены (рис. 1):
Поставщиками, потребителями, участниками и владельцами процесса могут быть как организационные единицы, должности, бизнес-роли, так и физические лица. В роли входных и выходных потоков могут выступать перерабатываемые материалы, полуфабрикаты, комплектующие, услуги и информация.
При описании процессов СМК должны быть учтены многочисленные требования стандартов [1]. Так, например, должны быть описаны знания и полномочия участников и владельца процесса, для функций должны быть определены цели в области качества, на достижение которых они направлены, должны быть описаны все ресурсы, необходимые для выполнения функций. Важным моментов является описание процессов управления данными и документами СМК. Особенностью работ, проводимых при описании процессов СМК, является необходимость определения, разработки и регламентации (например, в виде моделей) таких видов деятельности как регистрация данных о качестве, идентификация и прослеживаемость и т.д. Эти виды деятельности должны быть встроены в процессы СМК.
Рис. 1. Структура процесса. В рисунке использованы
изображения объектов ARIS
На основании этих данных формируется документ - описание процесса. Оно должно удовлетворять следующим требованиям:
В настоящее время известно большое число различных инструментальных систем, используемых для описания процессов, которые реализуют различные методологии. Большее распространение получила методология IDEF0 (Integration definition for function modeling) - методология функционального моделирования, позволяющая описать бизнес-процесс в виде иерархической системы взаимосвязанных функций. Однако, как и большинство других, данная методология не позволяет описывать все составные элементы процессов. В частности инструментальные средства, реализующие IDEF0, позволяют описывать только выполняемые функции.
Требованиям процессного и системного подхода наиболее удовлетворяет инструментальная система ARIS 6.1, реализующая одноименную методологию. Аббревиатура ARIS формируется из английского названия ARchitecture of integrated Information Systems, переводимого как <Архитектура интегрированных информационных систем>. Инструментальная система и одноименная методология является разработкой компании IDS Scheer AG (Саарбрюкен, Германия).
Методология ARIS представляет определенный подход к формализации информации о деятельности организации и представлению ее в виде взаимосвязанных и взаимодополняющих графических моделей, удобных для понимания и анализа. Методология ARIS основывается на концепции интеграции, предлагающей интегрированный взгляд на процессы, и представляет собой множество различных методик, интегрированных в рамках единого системного подхода. Среди них такие известные как диаграммы Чена (ERM), язык UML (Unified Modeling Language), методики OMT (Object Modeling Technique) и BSC (Balanced Scorecard) и т.п. Достоинством такого подхода является то, что появляется возможность описывать процессы и их окружение с различных, взаимодополняющих точек зрения.
Составными частями методологии являются:
Создаваемые в рамках методологии модели отражают существующую ситуацию с той или иной степенью приближенности. Степень детализации описания зависит от целей проекта, в рамках которого проводится моделирование. Построенные по методологии ARIS модели могут быть использованы для анализа и выработки различного рода решений по реорганизации деятельности предприятия, в том числе и по внедрению информационной системы управления, разработке систем менеджмента качества.
Методология ARIS реализует принципы системного и структурного анализа и позволяет отразить в виде моделей основные подсистемы организации, которые задействованы в СМК:
Все эти подсистемы организации в реальности и в моделях должны быть связаны между собой. Методология ARIS дает возможность описывать все эти достаточно разнородные подсистемы в виде взаимоувязанной и взаимосогласованной совокупности различных моделей. Именно взаимосвязанность и взаимосогласованность моделей являются отличительными чертами методологии ARIS. В отличие от прочих, методология ARIS предполагает хранение всей информации в едином репозитории, что обеспечивает:
Инструментальная система ARIS 6.0 дает возможность моделировать процессы и всесторонне описывать сложную социально-техническую систему, каковой является практически каждая современная организация. Это достигается тем, что она содержит:
Модели в соответствии с типами представления [3] делятся на четыре группы: организационные (5 моделей), функциональные (7), модели данных (20) и модели процессов/управления (73).
По своему назначению вся совокупность моделей ARIS может быть разделена на:
Создаваемые модели представляют собой документированную совокупность знаний о деятельности организации, и СМК в частности. Модель организации - совокупность взаимосвязанных моделей ARIS, каждая из которых описывает отдельную подсистему организации или ее часть.
Включая большое количество моделей в инструментальную систему, создатели ARIS преследовали конкретную цель - предоставить пользователям возможность самим выбирать способ описания деятельности организаций. Опыт использования ARIS показывает, что имеющийся набор моделей однозначно перекрывает потребности описания, например, СМК. Более того, в реальных проектах обычно используется не более 10 - 20 типов моделей.
Инструментальная система ARIS 6.1 позволяет осуществлять над моделями целый ряд действий:
Одной из основных моделей ARIS является событийная цепочка процесса, предназначенная для описания последовательности выполняемых функций в процессе. На рис. 2 показан пример этой модели, из которого можно понять принцип ее построения и возможности. В модели на рис. 2 использовано небольшое число объектов модели (всего их 107). Объекты, расположенные справа и слева от функций, сгруппированы произвольно, и, естественно, по мере необходимости могут быть подсоединены к любой из функций. Каждая пара объектов модели имеет разрешенный методологией, фиксированный набор типов связей. Названия использованных связей приведены на рис. 2.
Рис. 2. Пример модели <Событийная цепочка процесса>,
иллюстрирующий ее возможности
Рис.3. Пример модели <Определение потребности в персонале>
.
Модели ARIS могут быть использованы и для формализованного представления требований стандартов менеджмента качества [1]. На рис. 4 показана модель <Диаграмма окружения продукта>, описывающая требования, предъявляемые к менеджменту потребителей. На ней требования стандарта представлены в виде пяти объектов <Продукт/Услуга>. Расшифровка содержания каждого их продуктов сделана в виде последовательности функций, которые необходимо выполнять в СМК. Овальными объектами показаны условные организационные единицы, отвечающие за реализацию требований продуктов.
Рис. 4. Описание требований, предъявляемых к
менеджменту потребителей, посредством модели <Диаграмма окружения
продукта>
Кроме рассмотренных возможностей по описанию процессов в инструментальную систему ARIS 6.1 включен целый ряд специализированных модулей, ориентированных на применение в системах менеджмента качества:
Первый из них помогает реализовать процессы непрерывного улучшения деятельности СМК. Данный модуль является важным инструментом для усовершенствования процессов СМК. Механизм улучшения может быть запущен, если все владельцы процессов будут вводить свои предложения по усовершенствованию непосредственно в базу данных ARIS. Они формулируют предложения по усовершенствованию, а так же возможные варианты их реализации. Инструментальная система ARIS автоматически собирает все эти предложения владельцев процессов и помещает их в служебную папку <Усовершенствования>. Менеджер по усовершенствованиям анализирует полученную информацию, и, при необходимости корректирует ее. При этом задачи, поставленные конкретному владельцу процесса, помещаются в служебную папку <Задачи>. Каждый из них может оперативно просмотреть касающиеся его задачи по улучшению моделей. После этого модели процессов модифицируются владельцами согласно полученным указаниям менеджера по усовершенствованиям. Таким образом, мероприятия по усовершенствованию будут осуществлены непосредственно в том месте, где они фактически выполняются. По окончании работ заданию удаляются из служебных папок.
Как известно вопросам документирования деятельности в рамках СМК уделяется большое внимание. Система должна содержать большое число документов различного уровня. Наиболее многочисленными являются регламенты, методики выполнения работ, должностные инструкции и т.д. Инструментальная система ARIS 6.1 позволяет автоматически генерировать такие документы, используя информацию, содержащуюся в моделях и хранимую в репозитории. Для этого предназначен модуль ARIS Report. Его назначением является составление разнообразных отчетов по созданным моделям. Отчеты создаются на основе стандартных сценариев как файлы различных форматов, которые далее могут тогда быть отредактированы стандартными приложениями типа Word, Excel или редактора HTML. Процесс создания отчетов максимально автоматизирован. Редактор сценариев скриптов (ARIS Script Editor) и встроенный язык ARIS Sax Basic дают возможность написать свои собственные отчеты, адаптированные к требованиям стандартов ИСО серии 9000. При изменении моделей отчеты могут быть созданы вновь - актуализированы. Модуль ARIS Chart предназначен для создания иллюстративной графики.
Для больших предприятий, распределенных в пространстве, полезным будет модуль ARIS Web Publisher, который позволяет преобразовывать модели и объекты ARIS в формат HTML и отображать их на сайте. Экспортируемые файлы формата HTML можно отображать при помощи браузеров Microsoft Internet Explorer и Netscape Communicator, и делать доступными другим пользователям через сети Intranet или Internet. Таким образом, устраняются препятствия для работы с моделями ARIS на разных территориях организаций.
Подводя итог сказанному выше, можно отметить, что основными сферами применения инструментальной системы ARIS в менеджменте качества являются:
Литература
Опубликовано в https://www.blogic.ru/
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"