Помните, что люди поддерживают перемены, когда они усматривают в них личную и немедленную выгоду для себя и убеждены в достоверности ожиданий. (Майкл Коленсо)
(с) А.Д.Овсянко
ovsianko@mail.ru
1 Введение
Качество услуг или продукции Организации, а соответственно и ее конкурентоспособность в большой степени зависят от качества работы ее поставщиков. Некачественная продукция, закупленная Организации или некачественные услуги, оказанные ей субподрядчиками, в конечном счете ведут либо к неоправданным затратам, либо к неудовлетворенности конечных потребителей. И то и другое - отрицательно сказывается на результатах деятельности Организации, например, на прибыльности.
В связи с этим для Организации принципиально важно иметь надежный инструментарий для оценки качества, которое может быть обеспечено конкретным поставщиком. Речь идет не о входном контроле закупаемой продукции, а об оценке способности поставщика поставлять качественную продукцию/услуги и систематически совершенствовать качество.
Входной контроль качества, по сути - деятельность, направленная на выявление и устранение несоответствий, которая приводит к увеличению себестоимости конкретных единиц продукции, изготовленных при помощи ресурсов, подлежащих контролю. В то же время мероприятия по оценке способности поставщиков обеспечивать и улучшать качество поставляемых ресурсов - позволяют, наоборот, в перспективе уменьшить издержки на единицу конечной продукции и таким образом повысить эффективность операций. Иными словами - ужесточение входного контроля есть экстенсивный путь развития, приводящий к перерасходу ресурсов в рамках совместной деятельности поставщика и потребителя; а оценка поставщиков и сопряженные с ней мероприятия по совершенствованию их систем менеджмента качества - интенсивный путь, позволяющий сэкономить ресурсы.
Для того чтобы деятельность по оценке поставщиков принесла пользу, необходимо иметь в виду следующие моменты:
2 Цели оценки
Оценка качества поставщиков может осуществляться с различными целями. Причем от цели оценки в значительной степени зависят методика и инструментарий оценки. Наиболее распространенные цели:
3 Понятие качества
Под качеством следует понимать способность удовлетворять потребности Организации. Иными словами - мерой качества услуги может быть только удовлетворенность потребителей. Если потребитель удовлетворен, услуга - качественная. Если нет - не качественная.
Качество в таком понимании не может иметь абсолютной оценки. Любые количественные показатели качества являются относительными и существуют в форме рейтинговых оценок, оценок разрывов (несоответствий), оценок степени соответствия стандартам и т.д.
Помимо оценки непосредственно качества услуг и продукции не менее важной является оценка качества поставщика. Словосочетание "качество поставщика" в данном случае обозначает способность поставщика поставлять продукцию/услуги, удовлетворяющие потребностям организации. Эту способность можно выявить на основе информации:
Именно этим аспектам уделяется бОльшая часть внимания в ходе оценки качества поставщиков.
4 Концепция управления качеством (обеспечения качества)
При оценке деятельности поставщиков в области обеспечения и улучшения качества мы будем использоваться концепцию Тотального управления качеством (Total Quality Management - TQM). Ее ключевые принципы изложены в приведенной ниже таблице.
ПРИНЦИП 1: Концентрация на потребителе | Идея концентрации на потребителях совсем не нова. Ее корни в классическом маркетинговом подходе к бизнесу. В данном случае она находит свое отражение в понимании качества, как способности услуги удовлетворять потребности клиентов. |
ПРИНЦИП 2: Непрерывные улучшения | В
основе менеджмента качества лежит принцип непрерывных улучшений.
Качество всегда можно повысить - за счет повышения эффективности
удовлетворения существующих потребностей, за счет удовлетворения ранее
не учитывавшихся потребностей, за счет формирования и удовлетворения
новых потребностей и т.д. Только в этом случае компания имеет шансы выжить и развиваться в условиях современного рынка.Улучшения могут быть связаны с устранением выявленных недостатков или же с предупреждением возможных проблем. Во внедряемой СМК они найдут отражение соответственно в рамках систем корректирующих и предупреждающих действий. |
ПРИНЦИП 3: Решения, основанные на фактах | Для
того чтобы реализовать принцип непрерывных улучшений, необходимо
обладать достоверной информацией о качестве. Принимаемые решения должны
основываться на фактах, а не предположениях. Для этого в рамках СМК
должна функционировать система регистрации данных о качестве. Состав
данных, подлежащих регистрации и анализу для принятия решений
определяется особенностями бизнеса компании и процессов, протекающих в
ней. Для реализации этого принципа в рамках представленного проекта разрабатываются: система параметров качества услуг компании, система записей по качеству и процедуры регистрации данных о качестве. |
ПРИНЦИП 4: Процессный подход | Эффективный мониторинг и совершенствование качества возможны только в рамках бизнеса, "прозрачного" с точки зрения управляющих. Процессная модель значительно облегчает анализ и совершенствование качества. |
ПРИНЦИП 5: Вовлечение всех в обеспечение качества | В рамках системы качества, основанной на процессном подходе, каждый сотрудник компании четко знает свои обязанности и полномочия, а также свою ответственность за качество в рамках процессов, в которых он принимает участие. |
5 Показатели качества
В качестве структурной основы для детального анализа системы обеспечения качества поставщиков в предлагаемой методике используются требования международного стандарта сертификации систем менеджмента качества ISO 9001. Версия этого стандарта от 2000 года (ISO 9001:2000) в основном базируется на концепции TQM. В принципе для подобных исследований может быть выбрана любая концепция, в наибольшей степени отвечающая целям исследователя.
При этом в каждом частном случае возможно введение дополнительных требований или же отступления от отдельных требований стандарта, обоснованные контекстом.
Выполнение требований стандарта ISO 9001:2000 и дополнительных требований, в зависимости от ситуации применяемых к поставщикам, может рассматриваться как показатель качества - или система показателей качества.
6 Критерии оценки качества
Качество не может иметь абсолютной оценки. Поэтому выбор критериев оценки определяет ценность результатов исследования. В зависимости от поставленных целей в основу критериев оценки качества могут быть положены:
В предлагаемой методике используется рейтинговая система. При правильном нормировании рейтинговые оценки удобно применять для решения таких задач как: сопоставление поставщиков, оценка динамики улучшения качества, выявление и анализ проблем качества и т.д.
Под нормированием рейтинговой системы мы подразумеваем ее привязку к реальной ситуации, достижимым на практике абсолютным значениям измеряемых показателей. В ходе нормирования необходимо определить:
7 Методы оценки
Для оценки качества поставщиков можно использовать целый ряд методов и инструментов, а также различные их комбинации.
Основные методы:
8 Порядок выполнения работ
Предлагаемая методика оценки поставщиков не ограничивается только вопросником или рядом вопросников.
Данные, позволяющие сделать существенные выводы и выработать необходимые решения по управлению поставщиками, могут быть получены в результате серии или цикла мероприятий. Эта серия включает в себя целый ряд последовательных этапов:
№ этапа | Содержание этапа | |
1. | Адаптация вопросника для оценки качества поставщика | |
2. | Тестирование вопросника / нормирование шкалы оценок. | Первичное нормирование осуществлено. Дальнейшая выверка шкалы - непрерывный процесс, который должен осуществляться в ходе использования вопросника для разных групп поставщиков |
3. | Оценка системы менеджмента качества поставщика с помощью вопросника. | |
3.1 | Представление вопросника / инструктаж по заполнению | Аудитор (представители организации-потребителя или независимый специалист) представляет цели и содержание исследования представителям поставщика, объясняет, как заполнять вопросник |
3.2 | Заполнение вопросника, подготовка запрашиваемых документов и информации | Поставщик заполняет вопросник и подготавливает запрашиваемую документацию и информацию. Возможный формат работы - серия совещаний ключевых менеджеров поставщика для ответа на вопросы; распределение обязанностей для подготовки необходимых документов. |
3.3 | Подсчет численных результатов самооценки | Калькуляция рейтинговых оценок согласно заполненному вопроснику. |
3.4 | Анализ численных результатов | Ответы на отдельные вопросы, рейтинговые оценки по разделам и общая оценка сами по себе дадут пищу для выводов в отношении: |
3.5 | Анализ представленных поставщиком документов и информации | Специалисты "Ангелины" с помощью консультанта (АО)Предоставленные поставщиком документы и информация позволяют: |
По итогам самооценки с помощью вопросника и в зависимости от поставленных целей определяется необходимость проведения полноценного аудита системы качества поставщика. | ||
4. | Аудит Системы менеджмента качества поставщика | |
4.1 | Подготовка плана аудита / формирование команды | План аудита готовится на основе: |
4.2 | Аудиторское исследование | Утвержденная команда аудиторов.Методы: |
4.3 | Обработка и первичный анализ собранных данных | В ходе исследования аудиторы должны делать записи. Эти записи должны содержать информацию о выявляемых несоответствиях и проблемах. Возможные формы записей: заполненные вопросники, заметки о несоответствиях, рекомендации и т.п. |
4.4 | Подготовка отчета о результатах аудита | Примерное содержание: |
5. | Принятие управленческих решений в отношении взаимодействия с поставщиками |
Подготовлено по материалам https://www.cfin.ru/
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"