Успех - никудышный учитель, он вводит людей в заблуждение, они начинают думать, что не могут проиграть. Это - ненадежная путевка в будущее. (Билл Гейтс)
Известно, что оперативное управление качеством на предприятии, работающем по моделям ISO 9000, осуществляется с использованием статистических методов, представленных в соответствующих международных и отечественных стандартах. Исходной информацией для работы процедур, приведенных в этих стандартах, являются результаты измерения параметров производства, определяющих качество конечной продукции. Измерения производятся на различных этапах технологического цикла и консолидируются в соответствующих базах данных системы управления предприятием.
Статистические методы обработки информации разработаны достаточно давно и широко представлены в специальной литературе по математической статистике. Эти методы нашли отражение в соответствующих стандартах как в нашей стране, так и за рубежом. Особую значимость они приобрели в оборонной промышленности, где проблеме качества всегда уделялось пристальное внимание.
До недавнего времени широкое применение статистических методов
сдерживалось низким уровнем автоматизации сбора и хранения
информации о производственных процессах, но за последние годы
в информационных технологиях произошел существенный
Ниже речь пойдет о применении некоторых из статистических процедур управления качеством по моделям стандартов ISO 9000, реализованных в рамках TechnologiCS.
Результаты измерений, предназначенные для последующей обработки, формируются в процессе работы модуля управления производством при вводе данных о фактическом изготовлении продукции. Формируемые на этом этапе данные содержат информацию о подразделениях, о видах и причинах брака, количественных значениях параметров, а также множестве других атрибутов, характеризующих принимаемую продукцию. Кроме того, результаты измерений содержатся в БД модуля складского учета, где находится информация о параметрах материалов и комплектующих, поступающих на предприятие и используемых в технологических процессах, а также о параметрах готовой продукции.
Простейшим, но в то же время наглядным и эффективным
инструментом статистической обработки данных о производстве
является диаграмма Парето[1].
В системе TechnologiCS диаграмма Парето используется следующим
образом: по оси ординат откладывается количество случаев брака,
зарегистрированного в модуле фактического изготовления,
а по оси
|
На рис. 1 показана диаграмма Парето по видам брака для операции механообработки. Столбцы диаграммы (каждый соответствует отдельному виду) ранжированы в порядке убывания интенсивности брака, что позволяет пользователю оперативно оценивать <вклад> соответствующего вида. На первом месте помещается наиболее <бракопроизводящий> фактор, процентный вклад этого фактора регистрируется по правой вертикальной оси диаграммы. На этой же диаграмме представлена кривая интегрального процента брака, которая в данном случае показывает, что 87,3% брака обусловлено тремя первыми видами. Такая диаграмма может быть построена по подразделениям, видам оборудования, работникам, разрядам работ, а также по любому другому интересующему пользователя фактору. Эта информация особенно важна для руководящего состава предприятия, которому предоставляется возможность отследить критические с точки зрения брака подразделения и даже отдельных исполнителей.
Для анализа количественных данных в стандартах ISO
предусмотрено несколько инструментов. Прежде всего это <Правила
определения и методы расчета статистических характеристик по
выборочным данным>
|
По
На рис. 3 и 4 приведены результаты расчета точечной и интервальной оценок среднего значения и дисперсии измеренного в технологическом процессе параметра. Такой расчет может быть необходим при определении центра настройки (μ) и разброса (σ) технологического процесса. Например, изготавливается изделие, на которое в технических условиях оговорено номинальное значение и допуск на него. Задав доверительную вероятность, пользователь с помощью этой процедуры может оценить, насколько настройка реального технологического процесса соответствует заданной в технических условиях. Результаты представлены в форме, регламентированной ГОСТ. Кроме точечной оценки настройки и разброса, приведены и интервальные оценки этих величин, указывающие, в каких интервалах и с какой вероятностью находятся данные величины.
|
Одним из наиболее важных инструментов статистического управления качеством являются контрольные карты (КК), предназначенные для оценки нахождения технологического процесса в статистически управляемом (устойчивом) состоянии. Впервые этот инструмент был предложен в 1924 году Уолтером Шухартом[2] (Shewhart), а к настоящему времени разработано большое количество контрольных карт, которые делятся на три вида: КК Шухарта, приемочные и адаптивные. КК представляют простой графический метод оценки управляемости процесса по результатам сравнения отдельных измерений с заданными контрольными границами.
Отклонения показателя качества могут быть классифицированы по двум видам: случайные отклонения, как правило, обусловленные большим количеством различных случайных факторов (вибрации, колебания питающих напряжений, температуры, влажности и т.п.) и неслучайные отклонения, вызванные особыми причинами (сдвиг шкалы измерительного прибора, станка, несоответствие сырья или комплектующих техническим условиям по номинальному значению). С помощью КК выявляются неслучайные отклонения и, следовательно, воздействие на ТП особых причин.
Инструмент КК применяется как для анализа количественных данных,
когда результаты измерений показателя качества выражаются
в числовой форме (например, измеряется диаметр вала), так
и для анализа <альтернативных> данных, когда информация об
объектах ограничена выводом типа <да>/<нет> (например, диаметр вала
измеряется с помощью двух калибров). В первом случае
применяются КК по количественному признаку,
Простейшей контрольной картой является КК Шухарта для управления
по количественному признаку
На КК по альтернативному признаку наносятся относительные доли бракованных изделий в выборках. Здесь так же, как и в первом случае, наносятся центральная линия и контрольные границы, но при выходе очередной точки за нижнюю границу следует определить особую причину улучшения ТП с целью зафиксировать его в этом новом состоянии.
На рис. 5 показана КК арифметического среднего, построенная
в соответствии
|
При поступлении на предприятие комплектующих и материалов
необходим контроль их качества по заданным в договоре или
технических условиях параметрам. Аналогичная задача решается при
выходном контроле готовой продукции, а также при внутренней
приемке. В целях экономии ресурсов при гарантии сохранения
качества вводятся процедуры выборочного контроля. Как пример
рассмотрим процедуру непрерывного приемочного контроля по
альтернативному признаку
|
Кроме перечисленных инструментов управления качеством, в TechnologiCS возможно применение следующих процедур:
|
|
Внедрение на предприятии перечисленных выше инструментов
позволяет сертифицировать производство по
[1] -- подробнее о Вильфредо Парето читайте здесь: [https://gallery.economicus.ru/cgi-ise/gallery/g_framen.pl?type=in&search=pareto]
[2] -- подробнее об Уолтере Шухарте читайте здесь: [https://deming.by.ru/Theorya/David_Hovard/David_Howard1.html]
Авторы: Петр Кудинов, Валерий Кушнир Опубликовано: 27 сентября 2002 |
Статья размещена на сайте https://cadmaster.ru/
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"