Первая цель - качество, а прибыль сама придет.
Что такое процессная модель?
Наверное многим из нас, кто занимал или
занимает руководящие должности или организовывал новые фирмы, приходилось
рисовать на чистом листе "квадратики": организационную структуру компании,
отдела или цеха. "Тэк-с! Здесь наверху у нас Генеральный директор. Хорошо!
Здесь чуть пониже рисуем Главного Бухгалтера, а под ним еще ниже бухгалтерию с
финотделом. Угу! А вот тут у нас будет сидеть Коммерческий директор, а под ним
рисуем..." и т.д.
Из такой схемы всегда ясно, кто кому подчиняется, и кто вообще здесь главный. Некоторые трудности начинаются потом. Например, вызывает недоумение, почему никак не могут найти общий язык Директор по Производству и Коммерческий директор, друг другу формально не подчиняющиеся? Ведь делаем вроде бы одно дело и на конечный результат, а они как кошка с собакой! Тем более послушав каждого, еще больше запутываешься: каждый по-своему прав.
Не всегда, но очень часто проблема заключается в несовершенстве организационной структуры, отдающей предпочтение административному решению текущих вопросов. Собственно, я ничего не хочу сказать против этой системы, тем более, что в ряде случаев она приносила больше пользы, чем вреда. Например, в армии, в крупном производстве, на транспорте. Одним словом везде, где необходим был порядок и четкое соблюдение нормативов, стандартов, планов и проч.
Однако, чисто административная система имеет и большой недостаток, который становится заметным в рыночных отношениях: ригидность и сопротивление изменениям. Действительно, чтобы внедрить что-то новое, необходимость которого очевидна, приходится "засылать бумагу на самый верх", а потом долгий мучительный процесс ожидания принятия решения, изнуряющие споры с оппонентами и прочее... Причем единственный верный способ добиться желаемого: убедить в своей безусловной правоте самого главного человека в организации, но при этом нажить себе врагов.
А время не ждет! У конкурентов уже запущена в производство модель кухонного комбайна с вертикальным взлетом и посадкой IV поколения, а мы все еще модель II поколения этого комбайна (будь он не ладен: без тюнинга, эквалайзера да еще и на гужевой тяге!) разрабатываем! Что же делать? Так ведь из рынка вылететь не долго!
Ускорить, причем существенно, процесс принятия решений, повысить качество выпускаемой продукции или услуг, а также чутко и быстро реагировать на изменения потребностей рынка (а куда деваться!) может помочь процессная модель управления. В чем ее суть?
Разберемся для начала, что делает то или иное структурное подразделение. Например: "выписывает бланки и ордера", "изготавливает запчасти к кухонному комбайну", "продает товары" и проч. Тем самым мы определяем процессы, которые задействованы в нашей компании. Представим каждое структурное подразделение (процесс) в виде следующей схемы:
А теперь подробно опишем каждый процесс, используя понятия "Вход", "Выход", "Управляющие воздействия" и проч. После чего мы сразу увидим, какую информацию, продукты, услуги наш процесс потребляет на входе (и от кого) и какую информацию, услуги, продукты и проч. производит на выходе (и, соответсвенно, для кого).
Свяжем во едино все процессы, предположим, что у нас вышло что-то в таком роде:
Получившуюся схему назовем картой бизнес-процессов и начнем с ней работать. Что
важнее всего понять в первую очередь (и донести до всех, кто задействован в том
или ином процессе)? Что процессы должны взаимодействовать друг с другом по
принципу "клиент - исполнитель" ("заказчик - подрядчик") и т.п.
Помните набившую оскомину истину: "Клиент всегда прав!". Так давайте
вспомним о ней и сейчас. Представим, что мы сидим внутри какого-то процесса. И
не важно, что как-то соседний отдел (цех), который у нашего процесса на
выходе, называть "клиентом" не принято (мы же поставляем им свою
продукцию не за деньги!). Будем считать, как раз обратное. Соответственно,
если у них есть претензии к нашей работе или предложения по ее
совершенствованию, то это будет НАШЕЙ проблемой. Зато и мы вправе спросить по
всей строгости с наших "поставщиков" (процессов, читай структурных
подразделений, которые у нас на входе). В этом и заключается философия и логика процессного подхода к управлению
предприятием.
Как внедряется процессная модель управления
Теперь кратко коснемся технологий внедрения процессной модели управления. Существуют
два подхода к решению этой проблемы: революционный и эволюционный.
Революционный называется реинжинирингом (в
некоторых случаях инжинирингом) бизнес-процессов (BPR: Business Process Reingeneering).
Суть его в том, что карта бизнес процессов
рисуется "с чистого листа". Мы садимся за стол и рисуем карту
бизнес-процессов без всякой оглядки на существующую организационную структуру:
ТАК, КАК ДОЛЖНО БЫТЬ В ИДЕАЛЕ. А когда наша карта будет готова,
по-революционному внедряем ее на нашем предприятии, Согласен, что на это
требуется определенное мужество и железная воля, но если дела идут все хуже и
хуже, то спасти фирму могут только такие радикальные меры, иначе - неизбежное
вытеснение с рынка.
Более щадящий метод внедрения процессной модели управления называется постоянное совершенствование (CI: Continious Improvement). Мы рисуем существующую карту бизнес-процессов, а потом занимаемся "расшивкой" узких мест. Выбор между реинжинирингом и постоянным совершенствованием осуществляется на основании ряда критериев.
Обзор подготовлен по материалам https://ayu-consulting.narod.ru/
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"