Потребитель должен получить то, что он хочет, когда он этого хочет и в той форме, в какой он этого хочет. Компания должна не только удовлетворить желания Потребителя. Это самое малое из того, что она должна сделать. (Уильям Эдвардс Деминг)
Микульчик А.А., Мичасов В.А.
В современных условиях внедрение АСУ
документооборотом на предприятиях, работающих в условиях конверсии и
двойных технологий, имеет неоценимое значение. Специализированная
АСУ является главным инструментом управления базами данных и
потоками информации при создании, внедрении, функционировании и
совершенствовании системы качества (СК) предприятия.
На основе
практического опыта установлено, что есть определенный предел
количества документации с формализованными процедурами, которое
предприятие может обработать. С учетом того, что принятая система
качества функционирует по 40 стандартам предприятия, 20-25
методическим инструкциям СК, а также технологическим регламентам и
рабочим инструкциям, дальнейшая формализация постепенно ведет к
возникновению у работников службы качества неуверенности в том, что
они владеют всеми правилами, точно их выполняют. Отмечается также,
что предприятиям с числом работающих более 800 человек принципиально
невозможно обойтись без информационной поддержки при внедрении и
функционировании системы качества.
Для крупных оборонно-конверсионных предприятий характерной чертой является диверсификация тематических направлений, расширение видов деятельности и продукции. Попытка расширять систему менеджмента качества, увеличивая зону охвата деятельности различными системами качества, приводит к неуправляемому или трудно управляемому потоку документов и информации. Последнее порождает внутренние проблемы СК, связанные с качеством ее функционирования, что явно демонстрирует переход количества в качество (в данном случае - его ухудшение) из-за значительной смысловой и текстовой взаимосвязанности совокупности документированных процедур, роста массива статистических данных, объема хранящихся в архивах документов.
Безусловно, структура предприятия, специализация, его размеры, номенклатура научно-технической и производственной продукции и другие факторы существенно влияют на структуру и объем документированной системы качества, на ее вариабильность. Для каждого предприятия конкретная реализация структуры и объема средств, на которых строится АСУ документооборотом СК (АСУ Д СК), по-своему уникальна, проблема состоит в том, чтобы сделать правильный выбор. Однако на ряде однотипных предприятий АСУ Д СК будет иметь много общих черт. Поэтому приводимый в настоящей статье подход к созданию АСУ Д СК и ее структура могут оказаться полезными в практическом и методическом плане.
Для оценки границ применимости системы приведем характеристику того, что вложено в понятие "крупного научно-производственного комплекса" на примере НИИ измерительных систем.
Конверсионное предприятие специализируется в области разработки и производства радиоэлектронной аппаратуры, программно-технических средств автоматизации технологических процессов, радиосвязных и радиотелеметрических систем на основе так называемых двойных технологий. Содержит в своем составе около 80 самостоятельных подразделений: научные, конструкторские и технологические, цеха опытного производства, вычислительный и испытательный центры. Численность сотрудников составляет около 3000 человек.
Объем документации, определенной СК, характеризуется следующими показателями:
- по конверсионной тематике на основе МС ИСО 9001 - 44 стандарта предприятия (СТП) объемом 1500 листов (гражданская тематика);
- по оборонной тематике на основе ГОСТ Р ИСО 9001 - 46 СТП объемом 1600 листов (оборонная тематика);
- по тематике автомобильной электроники дополнительно на основе СК/QS 9000 - 23 СТП объемом 1150 листов;
- по тематике микроэлектроники - 36 СТП объемом 1100 листов;
- начата разработка документации по версии 2000 года.
Эта документация постоянно разрабатывается, совершенствуется, корректируется. Последнее связано с обеспечением высокой степени безошибочности при выработке изменяемых редакций.
Характеристика объема работ по документообороту в СК
Вид работ, тип документации | Объем документации в оригиналах | Объем работ по выпуску, коррекции и хранению |
Документированная система качества по направлениям: | ![]() |
Создание 1500 листов в год Коррекция: Хранение копий в архивах: |
ИСО 9001-94 (ГТ) | 44 СТП (1500 листов) | |
ГОСТ Р ИСО 9001-96 (ОТ) | 46 СТП (1600 листов) | |
СК по микроэлектронике (ГТ и ОТ) | 17 СТП по ГТ (500 листов) 19 СТП по ОТ (600 листов) | |
QS 9001 | 23 СТП (1150 листов) | |
ИСО 9001-2000 (ГТ) | 30 СТП (1500 листов), в плане разработки | |
Работы по внутренним проверкам: - планирование и проведение - выпуск отчетов - корректирующие мероприятия |
80 подразделений по ГТ 60 подразделений по ОТ (15 листов на 1 проверку) |
2100 листов в год |
Работы по картам анализа неисправностей
(КАН): - учет и регистрация - отчет о выполнении - анализ и корректирующие мероприятия |
60 КАН в год (по 6 листов на 1 проверку) |
![]() |
Статистические методы | Сбор и обработка статистики (200 листов) |
200 листов в год |
Организационная работа: - ОРД и протоколы Дней качества (ДК) - отчеты |
12 ДК у руководства (по 10 листов) 80 подразделений по ГТ 60 подразделений по ОТ (по 4 листа в квартал на каждое подразделение) |
2300 листов в год |
Разработка, внедрение, опытная эксплуатация, администрирование АСУ | ТЗ, руководящие документы (500 листов) |
500 листов в год |
Услуги пользователям (инструкции и протоколы) | Рабочие инструкции и протоколы (500 листов) |
100 листов в год |
Общее количество документации:
15000 листов копий СТП при выпуске 178000 листов копий СТП хранятся в архивах 178000 листов коррекции копий СТП при хранении (1 год) |
В таблице приводится характеристика объемов работ по документообороту, из которой следует, что ежегодно работникам службы качества приходится выпускать около 15 тыс. листов документов (объем до 45 мегабайт), а в постоянном действии находится до 7 тыс. листов (21 мегабайт) оригиналов документированных процедур (СТП).
В этих условиях создание, постоянное поддержание в работоспособном состоянии обязательных документированных процедур и гарантированный доступ к документации характеризуется наличием трех проблем:
1. С учетом периодической смены версий стандартов СК и следующей за этим полной переработки комплектов документированных процедур, их расширения объем обрабатываемой документации составляет около 14700 листов.
2. Жесткое перекрестная взаимосвязанность СТП в пределах одной СК делает сложной задачу постоянного поддержания в актуализированном состоянии всей системы СТП даже при единичных изменениях.
3. Объем копий СТП, находящихся на абонентном учете и хранении в архивах и обеспечивающих пользовательский режим, составляет 4450 единиц (178 тысяч листов). Это создает серьезную проблему с размножением, учетом и коррекцией копий.
Оценка показывает, что общая трудоемкость создания и обработки документации (без учета творческой части создания документов и их согласования и утверждения) требует постоянного задействования дополнительно около 15 человек.
Приведенные расчеты и соображения могут оказаться полезными для предприятий, планирующих создание и внедрение документированной системы качества. Но кроме того они являются обоснованием необходимости и экономической целесообразности создания АСУ документооборотом СК подобного предприятия. Концепция АСУ документооборота при этом содержит три ключевых момента:
1. Организация автоматизированных рабочих мест (АРМ) на основе персональных компьютеров, лицензионного программного обеспечения и специализированных пакетов прикладного программного обеспечения собственной разработки (или адаптированных).
2. Создание и внедрение системы пользовательских инструкций для сотрудников службы СК, эксплуатирующих указанные АРМы, и пользователей в производственных подразделениях.
3. Включение ПК подразделений-пользователей в единую с АРМами локальную сеть под управлением выделенного сервера.
Включение на втором этапе пользователей в локальную сеть обеспечит безбумажную технологию пользования документированной системой. Максимально необходимый объем копий стандартов, хранящийся в архивах, составит уже 800 единиц (32000 листов) с соответствующим снижением трудозатрат на их коррекцию (до 128 листов в день).
Общее снижение численности работников, связанных с обеспечением документооборота (или предотвращение роста численности на обслуживание возрастающего с внедрением СК документооборота), составит 15-20 человек, даст экономию около 3 млн руб. в год и окупится в течение первого же года полномасштабной эксплуатации АСУ Д, поскольку общие затраты на создание, внедрение и эксплуатацию системы документооборота составляют около 2 млн руб. в ценах 2001 года.
Таким образом, рассмотренная структура и функции элементов автоматизированной системы управления документооборотом СК позволяют:
- отказаться от увеличения в 2 раза штата отдела качества предприятия;
- исключить изготовление и сопровождение дополнительных 50 комплектов копий СТП объемом до 70 тыс. листов;
- сократить сроки на планирование и отчетность по внутренним проверкам качества предприятия в 2-2,5 раза;
- обеспечить одновременный доступ к документам СК 150 пользователям предприятия;
- осуществлять простой переход к интеграции в единую АСУ
предприятием.
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"