... не товары, а процессы их создания приносят компаниям долгосрочный успех" (М.Хаммер, Д.Чампи)
Федор Петренко
Данная методология составлена на основе стандартов серии ISO9000 и доказала свою эффективность, позволяя получать четкое и легкое для восприятия изображение бизнес-процессов. Методология рекомендована к использованию для Технических заданий и Конфигурации комплексных информационных систем.
Диаграмма отображает процесс в привязке к организационной структуре.
1. | Начало процесса. | |
2. | Конец процесса. | |
3. | ![]() |
Ручной процесс. |
4. | ![]() |
Автоматизированный процесс. Блок этого типа должен обязательно иметь связь с блоком типа 7 с указанием соответствующей подсистемы и т. д. |
5. | ![]() |
Бумажный документ. В
каждом блоке этого типа, помимо названия, должен
быть обязательно указан код печатного документа.
В отдельной таблице, прилагаемой к диаграмме, по
коду должны восстанавливаться шаблон и
процедуры заполнения печатной формы. При правильном документообороте все бумажные документы в том или ином виде архивируются. |
6. | ![]() |
Ручной (с клавиатуры, сканера) ввод данных в автоматизированную систему. Блок этого типа должен обязательно иметь связь с блоком типа 7 с указанием соответствующей подсистемы и т. д. |
7. | ![]() |
Автоматизированная система, электронное хранилище данных. В тексте блока такого типа обязательно должно быть указано название Модуля, Подсистемы, Системы и т. д. |
8. | ![]() |
Решение (выбор). Текст в этом блоке должен предполагать ответы <Да> или <Нет>. Отступление допускается, если при этом вопрос и варианты ответов становятся более понятными (например, возможен вопрос: <Как клиент оплачивает заказ?> - и варианты ответа: <Наличными>, <Через банк>). |
9. | ![]() |
Архив. Значок размещается в том подразделении, где ведется архив. |
10. | ![]() |
Соединитель страниц. Если символ находится в конце страницы, он должен содержать номер следующей страницы. Если значок расположен в начале - указывается номер предыдущей страницы. |
11. | ![]() |
Соединитель с другим процессом. Должен содержать код процесса (указывается в заголовке диаграммы перед именем процесса). |
Заголовок диаграммы размещается в верхней части диаграммы, посередине, и формируется согласно следующей структуре:
<XYY>. <Функция - Область - Метод - Е>.
Образец заголовка: S12. Sales Ц gases Ц centralized delivery Ц depots.
Диаграмма должна иметь следующие реквизиты:
Рекомендуемое ПО: Optima! Express 2.0 или Visio 2000.
Нижеследующея диаграмма не является диаграммой реального процесса на работающем предприятии, но позволяет лучше понять описанные выше методы и приемы.
Описанная методика составления диаграмм позволяет легко контролировать правильность отражения процессов. Например:
Известно, что при оптовой продаже товаров выписывается накладная и счет-фактура клиенту. Для проверки, на любой диаграмме, отражающей продажу товаров оптом, достаточно найти печатные формы, расположенные в подразделении <Клиент>. Если там нет накладной и счета-фактуры, значит где-то в описании процесса допущена ошибка.
Федор Петренко - заместитель начальника отдела системного анализа группы компаний НЭКС, автор проекта по комплексной автоматизации российских предприятий шведского газового концерна АГА, ведет активную практику в области управленческого консультирования и внедрения КИС, e-mail: fpetrenko@rbcmail.ru.
Подготовлено по материалам CONSULTING.ru
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"