Если Вы руководите организацией, предоставляющей услуги, на основе принципов "командую и проверяю", то Ваши затраты будут расти пропорционально разнообразию требований потребителей. (Закон Седдона)

Стандартизация и менеджмент качества (часть 2)

1. Правовые основы стандартизации

Правовые основы стандартизации в России, обязательные для всех государственных органов управления, общественных объединений, предприятий и предпринимателей, а также меры государственной защиты потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации устанавливает Закон РФ "О стандартизации".

Закон вводит понятие стандартизации как деятельности по установлению норм, правил и характеристик (требований) в целях обеспечения:

  • безопасности продукции, работ, услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
  • качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;
  • технической, информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции;
  • единства измерений;
  • экономии всех видов ресурсов;
  • безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
  • обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Закон не регулирует отношения, связанные с государственными образовательными стандартами, устанавливает приоритет международных договоров в области правил стандартизации и применения нормативных документов по стандартизации.


1.1. Организация работ по стандартизации

Государственное управление стандартизацией в Российской Федерации, включая координацию деятельности государственных органов управления, взаимодействие с органами власти, техническими комитетами по стандартизации, субъектами хозяйственной деятельности осуществляет Госстандарт России.

Госстандарт России устанавливает в государственных стандартах Государственной системы стандартизации (ГСС) Российской Федерации общие организационно-технические правила проведения работ по стандартизации, формы и методы взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности друг с другом, с государственными органами управления. Другие государственные органы управления участвуют в работах по стандартизации в пределах их компетенции.

Субъекты хозяйственной деятельности организуют и проводят работы по стандартизации в соответствии с Законом РФ <О стандартизации>.

В целях международного сотрудничества в области стандартизации, Госстандарт России вправе представлять Российскую Федерацию в международных (региональных) организациях, осуществляющих деятельность по стандартизации. Однако эта правовая норма не ограничивает общественные объединения, предприятия и предпринимателей от неправительственного взаимодействия с национальными и международными организациями по стандартизации, аккредитации, сертификации и законодательной метрологии.


1.2. Нормативные документы по стандартизации

К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории Российской Федерации, относятся:

  • государственные стандарты;
  • международные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации;
  • общероссийские классификаторы технико-экономической информации;
  • стандарты отраслей [примечание];
  • стандарты предприятий;
  • стандарты научно-технических, инженерных обществ и общественных объединений.

Требования, устанавливаемые нормативными документами по стандартизации, должны учитывать условия использования продукции, выполнения работ и оказания услуг, условия и режимы труда и не должны нарушать правовых норм Российской Федерации. Нормативные документы по стандартизации на продукцию и услуги, подлежащие в соответствии с законодательством обязательной сертификации, должны содержать требования, по которым осуществляется обязательная сертификация, методы контроля на соответствие этим требованиям, правила маркировки продукции и услуг, требования к информации о сертификации, включаемой в сопроводительную документацию.

Стандарты отраслей и государственные не являются объектом авторского права. Стандарты предприятий, объединений могут являться объектом авторских и смежных прав, т.е. являются нематериальными активами и объектами интеллектуальной собственности.


1.3. Государственные стандарты и общероссийские классификаторы

Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение, должны содержать:

  • требования к продукции, работам, услугам по их безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья, имущества, требования пожарной безопасности, техники безопасности и производственной санитарии;
  • требования по технической, информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции;
  • основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции, методы их контроля, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению, применению и утилизации продукции;
  • правила и нормы, обеспечивающие техническое и информационное единство при разработке, производстве, использовании (эксплуатации) продукции, выполнении работ и оказании услуг, в том числе правила оформления технической документации, допуски и посадки, общие правила обеспечения качества продукции, работ и услуг, сохранения и рационального использования всех видов ресурсов, термины и их определения, условные обозначения, метрологические и другие общетехнические и организационно-технические правила и нормы.

Содержание требований государственных стандартов, области их распространения, сферы их действия и даты их введения определяются государственными органами управления, которые их принимают. В частности, можно выделить самостоятельные группы:

  • Государственные стандарты РФ;
  • Нормы и правила ГСИ;
  • Противопожарные нормы и правила РФ;
  • Строительные нормы и правила РФ;
  • Санитарные нормы и правила РФ;
  • Фармакопейные статьи РФ.

Требования, устанавливаемые государственными стандартами для обеспечения безопасности продукции, работ, услуг для окружающей среды, жизни, здоровья, имущества, для обеспечения технической, информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля, единства маркировки, а также иные требования, установленные законодательством РФ, являются обязательными для соблюдения государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности. Соответствие продукции и услуг указанным требованиям государственных стандартов определяется в порядке, установленном законодательством РФ об обязательной сертификации продукции и услуг.

Иные требования государственных стандартов к продукции, работам, услугам подлежат обязательному соблюдению субъектами хозяйственной деятельности в силу договора либо в том случае, если об этом указывается в технической документации изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ или услуг. При этом соответствие продукции и услуг этим требованиям государственных стандартов может определяться в порядке, установленном законодательством РФ о добровольной сертификации продукции и услуг.

Государственные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической информации принимает Госстандарт России. Государственные стандарты вводятся в действие после их государственной регистрации в Госстандарте России. Порядок разработки, принятия, введения в действие, применения и ведения общероссийских классификаторов технико-экономической информации устанавливает Госстандарт России.


1.4. Стандарты отраслей, объединений, предприятий

Стандарты отраслей (идентификатор - ОСТ) могут разрабатываться, приниматься государственными органами управления в пределах их компетенции и применительно к продукции, работам, услугам отраслевого значения [примечание], не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов. Порядок разработки, принятия, учетной регистрации, применения, контроля соблюдения обязательных требований, изменения и отмены стандартов отраслей устанавливается государственными стандартами ГСС.

Стандарты предприятий (идентификатор - СТП) могут разрабатываться в целях совершенствования организации и управления производством, обеспечения безопасности и качества продукции, работ, услуг, единства измерений, технической, информационной совместимости и взаимозаменяемости, экономии ресурсов, безопасности хозяйственных объектов, мобилизационной готовности и утверждаться предприятиями самостоятельно. Требования стандартов предприятий подлежат обязательному соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности, если в договоре на разработку, производство и поставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на эти стандарты.

Стандарты научно-технических, инженерных обществ и общественных объединений (идентификатор - СТО) разрабатываются и принимаются этими общественными объединениями для динамичного распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований и разработок. Необходимость применения этих стандартов субъекты хозяйственной деятельности определяют самостоятельно.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов субъектов хозяйственной деятельности устанавливается ими самостоятельно в соответствии с правовыми основами стандартизации в Российской Федерации. Стандарты субъектов хозяйственной деятельности не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов. Информация о принятых стандартах отраслей, стандартах научно-технических, инженерных обществ и общественных объединений направляется в органы Госстандарта России.


1.5. Применение нормативных документов по стандартизации

Нормативные документы по стандартизации должны применяться государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, при выполнении работ и оказании услуг, при разработке технической документации (конструкторской, технологической, проектной), в том числе технических условий, каталожных листов на поставляемую продукцию (оказываемые услуги). Заказчик и исполнитель обязаны включать в договор условие о соответствии продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг обязательным требованиям государственных стандартов.

Необходимость применения нормативных документов по стандартизации в отношении продукции (услуг), производимой (оказываемых) на территории РФ с целью вывоза с ее территории определяется контрактом (договором), за исключением случаев, установленных законодательством РФ. Ввоз продукции и услуг на таможенную территорию РФ, а также подтверждение их соответствия обязательным требованиям государственных стандартов осуществляются в порядке, установленном законодательством РФ.

Официальная информация о разрабатываемых и принятых государственных стандартах, общероссийских классификаторах технико-экономической информации, а также сами эти государственные стандарты и общероссийские классификаторы должны быть доступны для пользователей, в той части, в которой они не составляют государственной тайны. Госстандарт России организует публикацию официальной информации о государственных стандартах, общероссийских классификаторах, международных стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, национальных стандартах других государств, а также информации о международных договорах в области стандартизации и правилах их применения; создает и ведет федеральный фонд государственных стандартов, общероссийских классификаторов, международных стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран.

Государственные органы управления, принявшие в пределах своей компетенции нормативные документы по стандартизации, субъекты хозяйственной деятельности, утвердившие нормативные документы по стандартизации, формируют и ведут информационные фонды этих документов, а также обеспечивают пользователей информацией о них и самими документами на договорной основе.

Исключительное право официального опубликования государственных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической информации принадлежит государственным органам управления, принявшим эти нормативные документы по стандартизации. Исключительное право официального опубликования сведений, содержащихся в Общероссийском каталоге продукции и услуг, внесенных в Государственный реестр продукции и услуг, маркированных знаком соответствия государственным стандартам, принадлежит Госстандарту России.


1.6. Государственный контроль и надзор

Государственный контроль и надзор за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов осуществляется на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг.

Порядок осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов устанавливает Госстандарт России. Должностные лица субъектов хозяйственной деятельности обязаны создавать все условия, необходимые для осуществления государственного контроля и надзора.

Органами, осуществляющими государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, являются Госстандарт России, иные специально уполномоченные государственные органы управления в пределах их компетенции.

Осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов проводится должностными лицами государственных органов управления в пределах их компетенции. Непосредственное осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов от имени Госстандарта России проводится его должностными лицами - государственными инспекторами.

Государственные инспекторы, осуществляющие государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, являются представителями государственных органов управления и находятся под защитой государства. Государственный инспектор имеет право:

  • свободного доступа в служебные и производственные помещения субъекта хозяйственной деятельности;
  • получать от субъекта хозяйственной деятельности документы и сведения, необходимые для проведения государственного контроля и надзора;
  • использовать технические средства и специалистов субъекта хозяйственной деятельности при проведении государственного контроля и надзора;
  • проводить в соответствии с действующими нормативными документами по стандартизации отбор проб и образцов продукции и услуг для контроля их соответствия обязательным требованиям государственных стандартов с отнесением стоимости израсходованных образцов и затрат на проведение испытаний (анализов, измерений) на издержки производства проверяемых субъектов хозяйственной деятельности;
  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований государственных стандартов на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг;
  • выдавать предписания о запрете или приостановке реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации) проверенной продукции, а также выполнения работ и оказания услуг в случаях несоответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям государственных стандартов;
  • запрещать реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг в случае уклонения субъекта хозяйственной деятельности от предъявления продукции, работ и услуг для проверки.

Главный государственный инспектор РФ по надзору за государственными стандартами, главные государственные инспекторы республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов по надзору за государственными стандартами также имеют право:

  • принимать постановления о применении к субъектам хозяйственной деятельности штрафов за нарушения обязательных требований государственных стандартов;
  • запрещать реализацию импортной продукции и оказание импортных услуг, не соответствующих обязательным требованиям государственных стандартов и не прошедших государственную регистрацию в соответствии с законодательством РФ.

За нарушение предписаний государственных инспекторов о запрете или приостановке реализации (поставки, продажи) продукции, выполнения работ и оказания услуг субъекты хозяйственной деятельности уплачивают штраф в размере стоимости реализованной продукции, выполненных работ и оказанных услуг или в размере до 10 миллионов рублей, в случае если стоимость реализованной продукции, выполненных работ и оказанных услуг определить невозможно или необходимая отчетная документация не представлена.

Государственные инспекторы при осуществлении возложенных на них обязанностей должны защищать интересы потребителей, субъектов хозяйственной деятельности и государства, руководствуясь законодательством. Государственные инспекторы в случае невыполнения выданных ими предписаний и постановлений субъектами хозяйственной деятельности направляют необходимые материалы в арбитражный суд, органы прокуратуры или суд для принятия мер, установленных законодательством РФ.


1.7. Ответственность

Юридические, физические лица и органы государственного управления, виновные в нарушении правовых норм Закона <О стандартизации>, несут уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.


1.8. Стимулирование стандартизации

Государственному финансированию подлежат:

  • разработка государственных стандартов, устанавливающих обязательные требования, общероссийских классификаторов технико-экономической информаци8, подготовка и издание официальной информации о них;
  • разработка и (или) участие в разработке международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации;
  • разработка проектов актов законодательства РФ по конкретным объектам стандартизации, а также разработка и обеспечение функционирования основополагающих организационно-технических и общетехнических комплексов стандартов;
  • проведение научно-исследовательских и иных работ по стандартизации, имеющих общегосударственное значение, а также проведение государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;
  • формирование и ведение федерального фонда государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, международных стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов других стран, а также Государственного реестра продукции и услуг, маркированных знаком соответствия государственным стандартам;
  • работы по государственной стандартизации, определяемые Правительством РФ.

Государство гарантирует экономическую поддержку и стимулирование субъектов хозяйственной деятельности, которые производят продукцию (оказывают услуги), маркированную знаком соответствия государственным стандартам. Меры экономической поддержки и стимулирования субъектов хозяйственной деятельности определяются в порядке и на условиях, установленных законодательными актами РФ.


Опубликовано в Библиотека СДОС НВП "ИНЭК"





Также на сайте:
О стандартизации, воровстве и управлении
Cистема нормативных документов по стандартизации

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?