Авторитет власти должен в первую очередь опираться на власть авторитета (заповедь менеджера)

Концепция развития аудиторских стандартов

Наталья ЛОСЕВА

Концепция развития аудиторских стандартов в рыночной экономике России определяет основы построения системы и методологии разработки стандартов в условиях новой экономической среды, складывающейся в стране. Она основывается на последних достижениях науки и практики, ориентируется на модель социальной рыночной экономики, использует опыт стран с развитой рыночной экономикой, соответствует международным правилам и нормам.

Концепция как комплекс ключевых идей и положений дает целостное представление о дальнейших направлениях разработки аудиторских стандартов, способствует более глубокому их пониманию, определяет методологию и организацию практической деятельности.

Концепция развития аудиторских стандартов направлена на повышение качества аудиторских услуг и снижение информационного риска для заинтересованных пользователей бухгалтерской информации.

Концепция развития аудиторских стандартов призвана:

  • обеспечить разработку новых и пересмотр действующих стандартов;

  • быть основой принятия решений по вопросам, не урегулированным нормативными актами;

  • определить методологические принципы и подходы к разработке аудиторских стандартов;

  • определить модель регулирования аудиторской деятельности;

  • быть основой для разработки внутрифирменных стандартов и управления системой качества в аудиторской организации.

Целью разработки аудиторских стандартов является повышение надежности и качества аудиторских услуг, снижение аудиторского риска и создание дополнительного уровня гарантий результатов аудита для заинтересованных пользователей бухгалтерской информации.

Дальнейшая стандартизация деятельности по оказанию аудиторских услуг должна быть направлена на достижение оптимальной степени упорядочения аудиторской деятельности посредством установления положений и норм для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потенциальных задач.

Разработка аудиторских стандартов направлена на решение следующих задач:

1. Обеспечение взаимопонимания между исполнителем (аудиторской организацией, индивидуальным аудитором) и потребителем (клиентом) в процессе оказания аудиторских услуг;

2. Установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству аудиторских услуг;

3. Унификация аудиторских услуг на основе установления и применения

правил, положений и требований к их оказанию;

4. Гармонизация с международными правилами и нормами аудита;

5. Нормативное обеспечение контроля и качества аудиторских услуг;

6. Управление качеством аудиторских услуг.

Разработка аудиторских стандартов базируется на основополагающих концепциях аудита: независимость, профессиональное суждение и скептицизм, существенность, разумная уверенность, доказательность, достоверное представление.

Независимость как основополагающая концепция определяет аудит, с одной стороны, как независимый вневедомственный финансовый контроль, с другой - предполагает, что при формировании своего мнения у аудитора отсутствует финансовая, родственная или какая либо иная заинтересованность в делах проверяемого экономического субъекта, превышающая отношения по договору на осуществление аудиторских услуг, а также какая-либо заинтересованность от третьих лиц.

Требования к аудитору в части обеспечения независимости и критерии того, что аудитор не является зависимым, регламентируются документами по аудиторской деятельности, а также этическими кодексами аудиторов. Независимость аудитора должна обеспечиваться как по формальным признакам, так и с точки зрения фактических отношений.

Профессиональное суждение и скептицизм. Аудитор должен планировать и выполнять аудит с отношением профессионального скептицизма, сознавая, что могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение финансовой отчетности.

Отношение профессионального скептицизма означает, что аудитор критически и с сомнениями оценивает весомость полученных аудиторских доказательств и бдительно относится к аудиторским доказательствам, которые противоречат надежности документам или заявлениям руководства, либо ставят такие документы и заявления под вопрос.

Существенность как центральная концепция аудита, подразумевает значимость, материальность информации о финансово-хозяйственной деятельности организации. Информация считается существенной, если ее пропуск или искажение могут повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой отчетности. Существенность зависит от размера статьи или ошибки, оцениваемых в конкретных условиях пропуска или искажения. Таким образом, существенность скорее определяет пороговое значение или точку отсчета и не является качественной характеристикой, которой должна обладать информация для того, чтобы быть полезной.

Разумная уверенность - это концепция, относящаяся к накоплению аудиторских доказательств, необходимых для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой отчетности, рассматриваемой как единое целое. Концепция разумной уверенности применима ко всему процессу аудита.

Доказательность. Аудитор должен получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства с целью формулирования разумных выводов, на которых основывается мнение аудитора. К аудиторским доказательствам относятся первичные документы и бухгалтерские записи, лежащие в основе финансовой отчетности, а также подтверждающая информация, полученная из других источников.

Достоверное представление. Аудиторское заключение содержит выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности финансовой отчетности организации и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Для оценки степени соответствия финансовой отчетности законодательству РФ аудитор должен установить максимально допустимые размеры отклонений путем определения существенности показателей бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии со стандартами аудита.

В основу разработки аудиторских стандартов должны быть положены следующие концептуальные положения.

1. Отчетность должна быть проверена. Публичность бухгалтерской отчетности требует ее опубликования в газетах, журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, а также передачу территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для представления заинтересованным пользователям.

Интересно, а нулевая отчетность доже должна "публиковаться в газетах, журналах..." (и так далее по тексту)? Ведь никакой содержательной информации она не несет для "заинтересованных пользователей"... Или нет?

Обязанности аудитора заключаются не только в удовлетворении потребностей отдельной аудируемой организации или работодателя. На профессиональные стандарты аудита значительное влияние оказывают интересы общества. Это налагает на аудиторов ответственность за соблюдение общественных интересов.

2. Профессиональная компетентность и этика поведения аудитора.

Аудитор предоставляет профессиональные услуги с должной тщательностью, компетентностью и старанием. В его обязанности входит постоянное поддержание профессиональных знаний и навыков на высоком уровне с тем, чтобы аудируемые организации или работодатели могли пользоваться преимуществами компетентных профессиональных услуг, основанных на новейших разработках в области науки и практики, законодательства и технологий.

3. Вероятное столкновение интересов. Периодически аудиторы могут попадать в ситуации, при которых возникает конфликт интересов. Такие ситуации могут быть самого разного характера: от относительно тривиальных до совершения уголовно-наказуемых деяний и незаконных действий. Однако в каждом конкретном случае заинтересованным сторонам следует анализировать все факты и обстоятельства.

4. Планирование объема аудита необходимое в данных обстоятельствах, исходя из приемлемого уровня существенности и аудиторского риска.

Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы, работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределить работу между членами группы специалистов, участвующих аудиторской проверке, а также координировать такую работу.

Процедуры, необходимые для проведения аудита, должны определяться аудитором с учетом федеральных стандартов аудиторской деятельности, внутренних стандартов, применяемых в профессиональных аудиторских объединениях, членом которых он является, а также стандартов аудиторской организации или индивидуального аудитора.

5. Удовлетворительная система внутреннего контроля устраняет возможность искажений.

Аудитору необходимо получить представление о системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, необходимые и достаточные для планирования аудита и разработки эффективного подхода к проведению аудита. Аудитору следует использовать свое профессиональное суждение, чтобы оценить аудиторский риск и разработать аудиторские процедуры необходимые для снижения данного риска до приемлемо низкого уровня.

Такой подход называют системоориентированным, он применим во всех ситуациях аудита, независимо от того, является ли организация частной или публичной. Системоориентированный подход является ядром рабочих стандартов аудитора, и применим в ситуациях, когда от аудитора требуется предоставление заключения в терминах верности и объективности.

6. Возможность проведения аудита на выборочной основе.

Аудиторская выборка включает в себя применение аудиторских процедур к менее чем 100% статей в пределах сальдо счета или класса операций таким образом, чтобы все элементы выборки имели возможность быть выбранными. Это дает возможность аудитору получить и оценить аудиторские доказательства относительно некоторых характеристик статей учета, отобранных для того, чтобы сформировать или помочь в формировании выводов, касающихся генеральной совокупности, из которой произведена выборка.

При определении объема выборки аудитор должен анализировать, снижен ли риск, связанный с использованием выборочного метода до приемлемо низкого уровня.

7. То, что справедливо для хозяйствующего субъекта в настоящем будет справедливо и в будущем, если нет доказательств обратного.

При повторяющихся на протяжении ряда лет аудиторских заданиях аудитор обновляет и оценивает информацию, собранную ранее, включая сведения из рабочей документации за предыдущие годы.

Аудитор также должен выполнить процедуры, позволяющие выявить значительные изменения в деятельности аудируемого лица, произошедшие за последние годы.

8. Финансовая отчетность, выполненная в соответствии с принципами и методами бухгалтерского учета, правилами подготовки финансовой отчетности, позволяет иметь объективное представление о финансовом положении и результатах хозяйственной деятельности организации.

Федеральный закон "О бухгалтерском учете", Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, а также Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) утвержденные приказами Министерства финансов РФ определяют основы организации, принципы, порядок ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности.

Руководствуясь законодательством и нормативными положениями, аудитор должен выразить объективное мнение о состоянии организации бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности в организации.

9. Следование аудиторским стандартам позволяет выполнить аудит качественно. Необходима уверенность в том, что все услуги, предоставленные аудитором, соответствуют высшим стандартам качества. Правила (стандарты) аудиторской деятельности устанавливают единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих услуг. Правила (стандарты) аудиторской деятельности призваны обеспечить необходимый и достаточный уровень качества оказания аудиторских услуг.

10. Проверенная финансовая отчетность повышает степень доверия к ней. Аудиторы играют в обществе важную роль. Инвесторы, кредиторы, работодатели и другие члены делового сообщества, а также правительство и общественность в целом полагаются на аудиторов в вопросах получения компетентных рекомендаций по различным вопросам финансового учета и отчетности, финансового менеджмента, права и налогообложения. Отношение и поведение аудиторов в процессе предоставления таких услуг влияет на экономическое благосостояние общества и государства.

Аудиторы будут пользоваться доверием только при условии предоставления вышеназванных услуг на уровне, который доказывает, что общественное доверие обоснованно. Аудиторы во всем мире заинтересованы в информировании пользователей их услугами о том, что они выполняются в соответствии с этическими требованиями и стандартами качества, призванными обеспечить самый высокий профессиональный уровень.

Дальнейшую разработку федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности необходимо проводить, используя элементы классического подхода, которые сформулированы в Федеральном законе "О стандартизации" и ГОСТах.

Анализ специфических особенностей российских производителей и потребителей аудиторских услуг позволяет сделать вывод о первоочередной необходимости разработки федерального аудиторского стандарта вводного типа.

В подобном стандарте должна излагаться концептуальная основа стандартов, классификация стандартов и связь между ними, их использование на различных этапах аудиторской проверки, краткое изложение содержания основных из них, рассмотрение различных способов заключения договора между аудиторской организацией и экономическим субъектом как частного случая гражданского договора, краткое изложение процедуры привлечения экспертов.

Данный стандарт должен быть российским аналогом МСА 120 "Основные принципы Международных стандартов аудита", но расширенный, ввиду национальной специфики. При этом следует декларировать возможную частую смену версий этого правила (стандарта), вследствие изменения нормативной базы, модели регулирования аудита, тенденций развития экономики и т.п.

Важной частью общесистемной базы разработки федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности должен быть "Перечень терминов и определений" (глоссарий) как аналог МСА 110 и терминологическая основа для дальнейших разработок.

Ныне разрабатываемая версия федеральных стандартов не содержит основ аудита государственного сектора. Подобные документы должны быть направлены на развитие и гармонизацию финансовой отчетности, бухгалтерской и аудиторской практики в государственном секторе. Государственный сектор охватывает правительственные учреждения, федеральные и региональные органы власти, местные органы власти.

Финансовая отчетность правительственных организаций, государственных коммерческих и не коммерческих предприятий может содержать информацию, отличную или дополнительную по отношению к той, которая содержится в финансовой отчетности предприятий частного сектора. При таких обстоятельствах могут потребоваться надлежащие изменения, касающиеся характера, временных рамок и объема аудиторских процедур, а также аудиторского заключения.

Кроме того, правительственным организациям и государственным некоммерческим предприятиям, а также некоторым государственным коммерческим предприятиям наряду с достижением финансовых задач необходимо предоставлять услуги. Поэтому в годовой отчет таких субъектов необходимо, включать такие данные, как уровень производительности, качество и объем услуг, а также степень выполнения заданий по их представлению.

Учитывая роль профессиональных аудиторских объединений и функции саморегулирования аудиторской деятельности, которые на них возложены, можно сформулировать методологические подходы и принципы разработки внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Стандарты профессиональных аудиторских объединений должны быть реализованы как приложения к федеральным правилам (стандартам), и устанавливать в отношении к последним более жесткие нормы.

Внутренние стандарты должны иметь как минимум две функции:

Во-первых, исправление в рамках своего объединения недостатков государственных нормативных актов.

Во-вторых, усиление вполне рациональных положений государственных нормативных актов, например, по линии контроля над качеством аудиторских услуг, профессиональной этики, страхования гражданской ответственности своих членов.

При разработке внутренних стандартов аудиторской деятельности необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Взаимное стремление всех заинтересованных сторон, оказывающих и потребляющих аудиторские услуги, к достижению согласия с учетом мнения каждой из сторон по управлению качеством аудиторских услуг, экономичности, применимости, совместимости и взаимозаменяемости;

2. Целесообразность разработки внутренних стандартов следует оценивать с точки зрения их социально-экономической необходимости и применимости;

3. При разработке внутренних аудиторских стандартов необходимо

обеспечить:

  • соответствие требованиям внешних стандартов, нормам законодательства по бухгалтерскому учету и аудиту, гражданскому, трудовому и др.;

  • комплексность стандартизации, взаимосвязь внешних и внутренних стандартов;

  • оптимальность требований, включаемых в стандарты.

4. Стандарты должны периодически и своевременно обновляться для обеспечения их соответствия современным достижениям науки, уровню социально - экономического развития, передового отечественного и зарубежного опыта.

5. Стандарты должны устанавливать требования к основным свойствам объекта стандартизации, которые могут быть объективно проверены, включая требования, обеспечивающие безопасность окружающей среды, жизни, здоровья, имущества.

Внутрифирменные стандарты аудита формируют документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией для обеспечения эффективности практической работы, ее адекватности требованиям внешних правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Целью разработки внутрифирменных стандартов является унификация принципов и подходов аудиторской фирмы и аудиторов, работающих самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей, к порядку организации оказания аудиторских и сопутствующих услуг, организации и применению внутрифирменного контроля качества аудита в соответствии с федеральными и международными стандартами.

Аудиторская организация должна сформировать пакет внутрифирменных стандартов, отражающих ее собственный подход к проводимым проверкам и составляемым заключениям, исходя из общеустановленных принципов организации и проведения аудита.

Таким образом, интеграция теории и практики аудита должна обеспечить должное качество аудиторских услуг и достигаться системой стандартов, включающей внешние и внутренние стандарты аудиторской деятельности.

Система стандартов позволяет регулировать аудиторскую деятельность с учетом:

  • тенденций ее развития и опыта в масштабах международного аудиторского сообщества;

  • экономики, специфики учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, нормативно-правового регулирования хозяйственной деятельности и аудита отдельной страны;

  • собственного подхода каждой аудиторской организации к проводимым проверкам и составляемым заключениям.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Федеральный закон РФ "Об аудиторской деятельности" от 7.08.2001, № 119-ФЗ.

2. Федеральный закон РФ "О стандартизации" от 27.12.1995, № 211-ФЗ.

3. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002, № 696.

4. Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций". Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20.10.1999, Протокол № 6.

5. ГОСТ Р 1.0-92. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения.

6. Гутцайт Е.М. Аудит: концепция, проблемы, эффективность, стандарты. - М., ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 400 с.

7. Кодекс этики профессиональных бухгалтеров и Международные стандарты аудита, 2001г. - М., МЦРСБУ, 2002. - 804 с.

8. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Одобрена приказом Министра финансов РФ от 1.07.2004,  № 180

9. Письменная Д.Н. Формирование пакета внутрифирменных стандартов аудита // Аудиторские ведомости № 6, 2001.

10. Робертсон Джек К. Аудит. - М., KPMG, Контакт, - 1993. - 496 с.

11. Словарь - справочник менеджера / Под ред. М.Г. Лапусты. - М., ИНФРА-М, 1996. - 608 с.

12. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит. Учебник. 3-издание. - М., ИНФРА-М, 2002. - 360 с.



Наталья ЛОСЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Московского государственного университета сервиса (г. Москва)


Статья любезно предоставлена редакцией Стандарты и качество





Также на сайте:
Слухи о смерти ГОСТов СИЛЬНО ПРЕУВЕЛИЧЕНЫ
Квалиметрия в стандартизации

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?