–•–Њ—А–Њ—И–Њ —Б–њ–ї–∞–љ–Є—А–Њ–≤–∞–љ–Њ - –љ–∞–њ–Њ–ї–Њ–≤–Є–љ—Г —Б–і–µ–ї–∞–љ–Њ. (–Ш–Ј –Ј–∞–њ–Є—Б–Њ–Ї –Љ–µ–љ–µ–і–ґ–µ—А–Њ–≤)

јудит, добавл€ющий ценность



ƒорогова ёли€

‘илософи€ управлени€ качеством требует, чтобы были устранены причины, которые привели к изготовлению некачественной продукции. ¬едь невозможно гарантировать высокое качество продукции, если после обнаружени€ недостатков не вы€влена и полностью не устранена причина их возникновени€. ¬ы€вить несоответстви€ в работе и причины их возникновени€ нам помогает механизм внутренних и внешних аудитов.

јудит качества - это форма существовани€ организации. —амо же слово "аудит" совершенно безобидно. ќно латинского происхождени€ и означает "слушание". “огда "аудитор" - "слушающий", а "аудитори€" - "место, где происходит слушание".  

ѕроблема комплексного обследовани€ предпри€ти€ возникает не только в св€зи с поисками инвесторов. ќна по€вл€етс€ вс€кий раз, когда предпри€тие стоит перед драматическим выбором, от которого зависит его судьба.

— точки зрени€ целей, аудиты естественно раздел€ютс€ на аудиты, проводимые дл€ получени€ начальных оценок, предназначенных дл€ прин€ти€ решений, как правило, стратегических, и на мониторинг текущего состо€ни€. ѕерва€ цель порождает проблемы, обусловленные новизной ситуации дл€ основных участников, втора€ - св€зана с главной задачей управлени€ организацией: с прин€тием оперативных решений на основе сбора информации и ее непрерывного анализа. Ёти решени€ должны систематически направл€тьс€ на снижение всех видов потерь и нерациональных затрат, чем и обеспечиваетс€ механизм функционировани€ системы качества организации.

“аким образом, бывает аудит внутренний и внешний. „асто организаци€ сознательно проводит оба аудита одновременно или с незначительным сдвигом во времени, чтобы получить возможность более полного описани€ фактического состо€ни€ дел. ≈сть проблемы, которые можно увидеть только изнутри, но есть проблемы, обнаруживаемые только снаружи. —оединение таких двух точек зрени€ позвол€ет организации увидеть себ€ в "истинном свете".

 онечный продукт конкретного аудита - это не только официальный отчет, но и план корректирующих воздействий. Ётот документ - плод совместного творчества команды аудита и организации, в которой он проводитс€. Ётика требует, чтобы аудиторы ограничивались только констатацией обнаруженных несоответствий ("находок аудита") и не давали советов, как лучше с ними боротьс€. ’от€, каждому опытному аудитору всегда есть, что сказать руководителю провер€емого подразделени€ и на что обратить его внимание. ѕровер€емые всегда надеютс€, что аудиторы подел€тс€ с ними какой-либо свежей информацией.   сожалению, последние зачастую пренебрегают таким общением. »скреннее внимание к проблемам собеседника, желание аудитора превратить аудит в диалог (не в митинг или дискуссию, ни в коем случае) пошло бы на пользу процессу аудита и установлению атмосферы довери€ между провер€ющим и провер€емыми.

Ќо после реализации намеченного плана снова возникает типична€ задача аудита: вы€снить, насколько успешными дл€ организации оказались предприн€тые усили€. “ак естественным путем возникает механизм обратной св€зи, погружающий организацию в непрерывное круговращение, регулируемое знаменитым циклом Ўухарта-ƒеминга: планируй - делай - провер€й (изучай) - действуй.

  јудит - эффективный инструмент, предоставл€ющий необходимую информацию дл€ улучшени€ менеджмента.

—ледует рассмотреть остро дискутируемый в насто€щее врем€ вопрос об эффективности аудитов: как сделать так, чтобы они приносили реальную пользу, а не просто фиксировали фактическое состо€ние.

    ≈сть справедливое мнение, что аудиторы должны обслуживать бизнес. ¬ этой св€зи профессионалы-аудиторы должны регул€рно анализировать, насколько предлагаемые и оказываемые ими услуги отвечают ожидани€м потребителей, т. е. организаций, прибегающих к их услугам. ≈сли аудиторы не принос€т выгоды, они станов€тс€ обузой, ненужной нагрузкой.

    ¬ чем же ценность работы аудитора? ≈сли только в установлении соответстви€ требовани€м стандартов, то этого на современном этапе развити€ рынка уже мало. ”слуги сертификационного аудита, подготовка внутренних аудиторов, проведение самих аудитов требуют определенных финансовых и людских ресурсов, а также времени. –уководители организаций вправе рассчитывать на то, что эти затраты окуп€тс€ наиболее эффективным образом.

    —егодн€ руководители и владельцы предпри€тий более заинтересованы не в аудитах, подтверждающих соответствие нормативным документам, а в аудитах, которые могут добавить какую-то ценность их бизнесу, вы€вить непродуктивные расходы.

     аким образом аудиторы могут принести пользу?

    јудиты чаще всего отвечают на вопросы, что происходит, что идет не так, но не почему это случилось или почему что-то идет хорошо. ”казание аудитора на первопричину по€влени€ несоответстви€ позволило бы быстрее и целенаправленнее определить пути решени€ возникших проблем.

    Ёто возможно именно потому, что когда аудитор наблюдает, он находитс€ в нужном месте в нужное врем€ и часто требуетс€ совсем немного усилий дл€ того, чтобы "копнуть поглубже" и получить действительно полезную информацию.

«ачастую провер€емые считают, что результатами многих аудитов €вл€етс€ перечень придирок, т. е. недостатков, реально не снижающих уровень качества. ≈сли какое-то несоответствие не €вл€етс€ существенным, то это и должно быть отражено соответствующим образом. јудитор все врем€ должен задавать себе вопрос: насколько важно вы€вленное несоответствие? ≈стественно, он должен учитывать при этом мнение провер€емых, поскольку они, скорее всего, лучше осведомлены о реальном вли€нии вы€вленного несоответстви€ на качество конечной продукции.

√овор€ об аудите качества, нельз€ не коснутьс€ острых проблем, возникающих в св€зи с взаимодействием команды аудита и персонала провер€емой организации. ќт характера этих взаимодействий целиком и полностью зависит успех аудита. —ложность обусловлена тем, что вмешательство "посторонних" людей в наши внутренние дела всегда вызывает реакцию отторжени€.

ѕри желании, обмануть аудитора не так уж и сложно, только кому же это будет выгодно? ќшибочные решени€, которые будут прин€ты на основе ложной информации, весьма веро€тно, приведут к рыночному краху, поскольку с рынком не договоришьс€ - он беспощаден. ¬ставить о нечистоплотности органов по сертификации, о формальном подходе к аудиту.

Ќеобходима специальна€ подготовка аудиторов. јудитору необходимо вникнуть в процесс. ќн должен разбиратьс€ в теории и практике менеджмента, владеть хот€ бы простейшими статистическими методами, грамотно анализировать документацию на этапе подготовки к аудиту, а кроме того, обладать серьезной психологической подготовкой. “ака€ подготовка аудиторов потребует, прежде всего, дополнительного времени. ≈го стоит потратить. ƒело в том, что аудиты, проводимые в конвейерном режиме, бессмысленны и формальны. ƒополнительное врем€, затраченное на подготовку к аудиту, полностью окупитс€ надежными результатами, ценными предложени€ми по улучшению де€тельности предпри€ти€ и формированием уважени€ к личности аудитора и его работе.

    ¬клад в посто€нное улучшение процессов менеджмента качества - главна€ задача аудита. ¬се наши предложени€, так или иначе, служат именно этой цели. ѕосто€нное улучшение €вл€етс€ неизменной целью организации и средством успешного функционировани€ на рынке. јудиторы не могут оставатьс€ в стороне от этой де€тельности и должны понимать, что их работа рассматриваетс€ именно через призму получени€ выгоды организацией, руководство которой будет использовать предоставленные отчеты дл€ последующего анализа системы.

    »так, современный взгл€д на проведение аудита сводитс€ к установлению тесных, взаимовыгодных св€зей аудиторов и провер€емой организации.





“акже на сайте:
QUALITY - менеджмент качества и ISO 9000
¬недрение и сертификаци€ системы менеджмента качества

ѕодготовлено при поддержке:

ќ проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посв€щенных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Ќам более 7 лет, и все это врем€ ресурс пополн€етс€ новыми и новыми материалами, почти ежедневно. ≈сли вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

 роме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

ƒобавить в "»збранное"

–екомендуем

Ќаш новый проект:
¬се о качестве менеджмента
»збранные книги

–еклама на сайте





 ак сюда попасть?