–Ш–Ј–≤–µ—Б—В–љ—Л –њ—П—В—М —В–Є–њ–Њ–≤ –Ї–Њ–Љ–њ–∞–љ–Є–є: —В–µ, –Ї–Њ—В–Њ—А—Л–µ –≤–ї–Є—П—О—В –љ–∞ —Б–Њ–±—Л—В–Є—П; —В–µ, –Ї–Њ—В–Њ—А—Л–µ –і—Г–Љ–∞—О—В, —З—В–Њ –Њ–љ–Є –≤–ї–Є—П—О—В –љ–∞ —Б–Њ–±—Л—В–Є—П; —В–µ, –Ї–Њ—В–Њ—А—Л–µ –љ–∞–±–ї—О–і–∞—О—В –Ј–∞ —А–∞–Ј–≤–Є—В–Є–µ–Љ —Б–Њ–±—Л—В–Є–є; —В–µ, –Ї–Њ—В–Њ—А—Л–µ —Г–і–Є–≤–ї–µ–љ—Л —А–∞–Ј–≤–Є—В–Є–µ–Љ —Б–Њ–±—Л—В–Є–є; –Є —В–µ, –Ї—В–Њ –љ–Є—З–µ–≥–Њ –љ–µ –Ј–∞–Љ–µ—З–∞–µ—В. (–Э–µ–Є–Ј–≤–µ—Б—В–љ—Л–є –∞–≤—В–Њ—А)

ќ выборе поставщика сертификационных услуг



“урсунов ƒ.ј.

ќќќ "“ё‘ Ќорд ”краина"



”стойчивые темпы роста экономики и экспорта продукции увеличивают спрос предпри€тий на разработку, внедрение и сертификацию систем менеджмента качества, экологии и др., который рождает предложени€ многих зарубежных органов сертификации (ќ—).

  ќ—, работающим под всемирно известными брэндами - —∆—, “ё‘, Ѕюро ¬еритас, –егистр Ћлойд и др., присоедин€ютс€ другие ќ—, обещающие предпри€ти€м всЄ - от разработки до сертификации систем менеджмента за баснословно низкие цены. Ќо "дешевый сыр бывает только в мышеловке"

÷ель этой статьи предложить предпри€ти€м подход к оценке и выбору поставщика сертификационных услуг, применение которого, надеемс€, поможет им избежать "мышеловки" и выбрать партнера, который оправдает надежду на получение качественных услуг.

¬ начале хотелось бы обратить внимание на открытость, доступность и достаточность информации об ќ—. ќткрытость и доступность предполагают наличие информации в интернете, проспектах и коммерческих предложени€х ќ—, из которой можно получить достаточно данных дл€ объективной оценки ќ—.

  таким данным относ€тс€ сведени€ о полномочи€х ќ—. Ёто, прежде всего, наличие актуального аттестата аккредитации с указанием области аккредитации. Ќеобходимо, чтобы область аккредитации включала отрасль экономики, к которой относитс€ предпри€тие.

Ќемаловажную роль играет статус органа аккредитации (ќј), выдавшего аттестат аккредитации. Ќапример, нотифицирован ли он в ≈—, €вл€етс€ ли членом объединени€ ќј (например, IAF - международный форум по аккредитации). —татус ќј по формальному признаку определ€ет признание сертификата ќ— в ≈— и других странах мира. „лены IAF, к примеру, подписывают многостороннее соглашение о взаимном признании систем аккредитации, из чего автоматически следует взаимное признание сертификатов ќ—, аккредитованных членами IAF.

—ледует помнить, что сертификаци€ систем менеджмента относитс€ к сфере добровольной сертификации и не предполагает признани€ со стороны органов государственного управлени€. ѕоэтому о признании можно судить по количеству сертифицированных предпри€тий и распространенности сертификатов в разных регионах мира. ≈сли предпри€тие интересуют, например, страны ÷ентральной и ёжной јмерики, то  дл€ оценки признани€ сертификатов, достаточно убедитьс€, что сертификаты ќ— распространены в этих странах.

¬ажное значение имеют статистические данные о количестве сертификатов, выданных предпри€ти€м по каждой отрасли экономики. —равнив цифры по интересующей предпри€тие отрасли с общим числом выданных сертификатов, можно оценить отраслевой опыт ќ—.

„асто возникает вопрос от авторитете ќ— на рынке. ¬се известные органы сертификации были созданы в последние 10 лет ’’ века. ѕоэтому вр€д ли можно утверждать, что известность св€зана с их длительной работой на рынке. —корее на авторитет и известность ќ— вли€ет брэнд, под которым они работают. Ќапример, органы по сертификации “ё‘ —≈–“ и BVQI примен€ют брэнд надзорных обществ “ё‘ и Ѕюро ¬еритас, которые работают ~ 150 лет на рынке в сфере технического регулировани€ и нормативного обеспечени€ безопасности в промышленности и мореплавании. Ётим они обеспечили себе авторитет и признание. “еперь этим авторитетом пользуютс€ созданные ими ќ—.

»менно всемирно известные брэнды позвол€ют ќ—, работающими под ними, говорить о международном признании их сертификатов.

ѕри оценке зарубежных ќ— следует обращать внимание на доступность их услуг. ќна характеризуетс€ такими данными как €зык аудита (требуетс€ ли переводчик), наличие в ”краине представительств, дочерних предпри€тий. Ќеобходимо убедитьс€, что им предоставлено право заключени€ договоров, проведени€ аудитов, имеютс€ аудиторы с соответствующей отраслевой квалификацией.

≈сли предпри€тие ищет зарубежный ќ—, то очевидно оно имеет намерение распростран€ть свой бизнес в зарубежные страны. —ертификат на систему менеджмента только необходима€ предпосылка дл€ выхода на рынок со своей продукцией. ƒл€ продвижени€ продукции на рынки может дополнительно потребоватьс€ сертификаци€ продукции, например, на соответствие требовани€м европейских директив, европейских норм, аттестаци€ сварщиков и сварочных процессов по евронормам, техническа€ инспекци€, приемка продукции  и т.д.

¬ажно, чтобы у предпри€ти€ был один партнер по сертификации, который мог бы оказывать ему упом€нутые и другие услуги. Ќапример, информационные, по обучению, техническим переводам и т.д. ѕоэтому способность ќ— оказывать дополнительные услуги также должна примен€тьс€ в качестве одного из критериев оценки ќ—.

ѕравила сертификации систем менеджмента, изложенные в международных стандартах, запрещают ќ— оказывать консультации предпри€ти€м по разработке систем менеджмента.  ¬ системе “ё‘ —≈–“ ќ— запрещено проводить сертификацию систем менеджмента, котора€ разрабатывалась родственными ќ— предпри€ти€ми.   родственным относ€тс€ предпри€ти€, которые созданы одним с ќ— учредителем. ќдним из показателей наличи€ родственных св€зей €вл€етс€, например, общий брэнд, под которым работают ќ— и предпри€тие - консультант. —облюдение этих правил €вл€етс€ одним из показателей, по которому суд€т о независимости, нейтральности и объективности проверки и оценки соответстви€ системы менеджмента со стороны ќ—. ѕоэтому, когда ќ— предлагает свои услуги в  пакете "разработка + сертификаци€", есть риск, что система менеджмента не будет в целом соответствовать требовани€м, а еЄ оценка ќ— не будет объективной.

», наконец, о стоимости сертификации. ћеждународные стандарты устанавливают жесткие требовани€ к минимальным трудозатратам на сертификацию систем менеджмента и проведение полугодовых или ежегодных надзорных аудитов в дн€х. –асчет стоимости очень прост: стоимость 1чел.-дн. х число дн. + командировочные расходы аудиторов + стоимость регистрационного взноса за пользование сертификатом. –азница в стоимости обуславливаетс€ различной стоимостью 1 чел.-дн. и регистрационного взноса у разных ќ—.  ак правило, эти колебани€ укладываютс€ в 15-20%. Ќо если ¬ам предлагают стоимость сертификации ниже на 40% и более, чем конкурентов, это €вл€етс€ поводом дл€ опасений и дл€ более тщательного анализа. Ќеобходимо убедитьс€ в том, что в стоимости учтены все расходы, в т.ч. командировочные аудиторов, регистрационный взнос за пользование сертификатом в течение всего срока его действи€, Ќƒ—. јнализу должны подлежать расходы предпри€ти€ за весь срок действи€ сертификата, т.е. с учетом расходов на проведение надзорных аудитов. ƒело в том, что иногда ќ— искусственно занижают стоимость сертификации, чтобы выиграть тендер, а затем восполн€ют убыток за счет увеличени€ стоимости и периодичности надзорных аудитов. “аким образом, обща€ стоимость работ за весь период действи€ сертификата может быть даже выше стоимости, предложенной конкурентами.

¬ заключение хотелось бы отметить, если ќ— не предлагает сопутствующие услуги, о которых говорилось выше, то это служит признаком того, что в ”краине присутствует его "крыша", под прикрытием которой действуют "гастролеры" с целью "чЄса" рынка сертификационных услуг. ƒл€ них важно не качество сертификационных услуг, а заработок. ќни могут поступитьс€ в стоимости, чтобы восполнить этот пробел количеством клиентов.

Ќо это уже выбор предпри€ти€ - оно хочет купить сертификат или построить эффективную систему менеджмента и получить объективную оценку еЄ соответстви€ требовани€м международных стандартов.


ќпубликовано в QUALITY - менеджмент качества и ISO 9000





“акже на сайте:
јудит, добавл€ющий ценность
QUALITY - менеджмент качества и ISO 9000

ѕодготовлено при поддержке:

ќ проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посв€щенных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Ќам более 7 лет, и все это врем€ ресурс пополн€етс€ новыми и новыми материалами, почти ежедневно. ≈сли вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

 роме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

ƒобавить в "»збранное"

–екомендуем

Ќаш новый проект:
¬се о качестве менеджмента
»збранные книги

–еклама на сайте





 ак сюда попасть?