Будущее - за сильной ценностной позицией, за системой брэнда, за уникальностью. Нельзя упускать драгоценное время. Станьте уникальны Теперь: или никогда. (Йеспер Кунде)

Сертификация производства по ИСО серии 9000:2000



  Виля ВЕРСАН, доктор экономических наук, профессор, директор ВНИИ сертификации Госстандарта РФ

В России введена в действие новая версия стандартов ИСО серии 9000. Закончился период их разработки, согласования и утверждения, начался этап внедрения. Он будет непростым, поскольку по сравнению с предыдущей версией (1994 г.) эти стандарты претерпели серьезные изменения и работа с ними потребует переосмысления подходов к менеджменту качества. Наряду с безусловной прогрессивностью стандартов ИСО серии 9000, особенно новой версии, в них заложена потенциальная опасность формального внедрения. Причины этой опасности надо знать и сделать максимум возможного для их исключения в практической работе.
При внедрении стандартов ИСО серии 9000:2000 возникают сложные проблемы, обусловленные необходимостью методического обеспечения реализации положений и требований этих обновленных стандартов, подготовки специалистов и экспертов, а также неготовностью многих органов по сертификации к работе по определению соответствия систем качества новым требованиям. Безусловно, эти проблемы надо решать, причем решать оперативно. Сегодня, судя по всему, самый важный вопрос - как избежать формального введения в действие стандартов, поскольку формальный подход к этому делу чреват потерей времени и средств.
И действительно, при определенных условиях стандарты ИСО серии 9000:2000 могут не только оказаться бесполезными, но и принести вред: при формальном подходе к их внедрению они только отвлекут специалистов от существа работы по качеству.
По оценкам специалистов и руководителей организаций, до 80% предприятий, сертифицировавших системы качества по требованиям стандартов ИСО серии 9000:1994, не получили ожидаемого эффекта. Не повторится ли это и со стандартами ИСО серии 9000:2000? Этот вопрос вызывает беспокойство, как у отечественных, так и у зарубежных специалистов.
Освоение стандартов в нашей стране, где остро ощущается необходимость в создании конкурентоспособной продукции, безусловно повысит эффективность работы предприятий в целом. Вместе с тем, и на это следует обратить особое внимание, отмеченные особенности и преимущества новой версии стандартов ИСО серии 9000 обеспечиваются подходами, изложенными, в основном, на уровне принципов. Механизм же реализации этих принципов полностью не сформулирован, соответствующий опыт не обобщен и не систематизирован. Это еще предстоит сделать.
А теперь - о потенциальных опасностях, подводных камнях внедрения стандартов.
Главная опасность - непонимание того, что может и чего не может дать система качества, разрабатываемая на основе требований и рекомендаций стандартов ИСО серии 9000:2000. Они устанавливают процедуры, требования к составу входной и выходной информации, необходимость анализа и т.д. Вместе с тем рациональность и обоснованность решений, связанных с улучшением процессов и качества продукции, стандартами не устанавливаются, да и не могут быть установлены. Эти решения - результат творческого процесса.
Поэтому степень достижения целей, эффективность принятых мер зависят от знания, опыта и интуиции тех, кто принимает решения, от их аналитических способностей. По оценкам ряда специалистов, успех внедрения стандартов ИСО серии 9000 на 90% зависит именно от этих факторов. Систему качества следует воспринимать лишь как средство, создающее условия для решения комплекса проблем в области качества.
Полагаясь только на формализованные элементы (хотя они и очень важны), руководители и специалисты предприятия будут ждать от системы качества то, чего она обеспечить не может. Суть работы по качеству может остаться в стороне, останутся в стороне и специалисты, принимающие технические, экономические и управленческие решения.
Сказанное касается как стандарта ИСО 9001, так и стандарта ИСО 9004, хотя последний содержит больше потенциальных возможностей для создания результативной и эффективной системы качества за счет дополнительной информации о методах, более детальной проработки отдельных ее элементов и функций, разъяснения содержательной части процессов, требований к входной и выходной информации, анализу. Но и этот стандарт - только скелет, арматура, на которую надо "нанизывать" конкретные творческие решения. Результативность системы качества зависит именно от целесообразности и прогрессивности этих решений. А это, как уже говорилось, обеспечивается знаниями, опытом и профессионализмом руководителей и специалистов, арсеналом методов менеджмента качества, которыми они владеют.
Подобные выводы можно сделать относительно каждого из элементов системы качества. В качестве примера, подтверждающего сказанное, приведем п. 5.6 "Анализ со стороны руководства" стандарта ИСО 9001 и стандарта ИСО 9004, поскольку структура построения обоих документов одинакова.
В системе качества устанавливаются входные данные (обратная связь от потребителей, результаты аудитов, рекомендации по улучшению) и выходные, т.е. решения и действия, направленные на повышение результативности и эффективности системы, улучшение качества продукции и др. Результативность же анализа со стороны руководства, данные выхода этого процесса будут зависеть в конечном итоге от уровня принятых по входным данным решений, от их обоснованности и целесообразности, т.е. от творческого потенциала руководителей предприятия. На схеме это представлено в виде блока "рациональность и обоснованность действий" (знание, опыт, интуиция, аналитические способности, применяемые методы анализа и принятия решений и т.д.).
Такой же анализ можно провести и по другим элементам системы, например, таким, как п. 7.3 "Проектирование и разработка", п. 8.5 "Улучшение" и др. Во всех случаях успех зависит от того, насколько четко работники понимают суть процессов, насколько целесообразны принимаемые ими решения, от их профессионализма и применения современных методов менеджмента. Что же касается предусмотренной стандартами возможности исправлять последствия решений, приведших к неверным результатам, то следует учитывать, что скорректировать можно далеко не все. К тому же исправление допущенных ошибок - это дополнительные и иногда очень большие затраты средств, потеря времени и снижение оперативности выполнения работ.
Таким образом, если предприятие не учитывает вышеизложенное, то должного эффекта от системы качества ждать не следует. Документальное подтверждение того, что все ее элементы функционируют так, как записано в стандартах, может создать иллюзию хорошей работы по качеству, а на самом деле эффект будет незначительным.
Ситуация с формально внедряемой системой качества аналогична той, которая возникает, когда врач вроде бы выполнил все необходимые действия (измерил температуру у больного, выслушал его, попросил открыть рот и сказать "а"), но диагноз поставил неверный и потому не только не помог, но и, возможно, навредил больному.
Исходя из сказанного, крайне важной является подготовка специалистов предприятий, обучение их умению анализировать ситуации, организовывать производственные процессы и т.д. Знакомство же с программами подготовки специалистов, которым предстоит внедрять стандарты ИСО серии 9000:2000, позволяет сделать вывод, что этим вопросам уделяется недостаточно внимания. Например, часто специалистов предприятий знакомят со статистическими методами таким образом, что остается непонятным, как их применять в конкретных производственных ситуациях. К тому же имеется много других методов менеджмента, которые не известны работникам и не применяются на предприятиях. Поэтому программы подготовки специалистов по проблемам менеджмента качества надо корректировать, вводить в них новые разделы, насыщать методами в соответствии с принципами ТQМ. Совершенствовать следует и программы подготовки экспертов.
Выводы:
В стандартах ИСО серии 9000:2000 заложена опасность формального внедрения. В связи с этим сертификация вполне может обернуться очередной провальной акцией в большом масштабе.
Успех внедрения стандартов ИСО на 90% зависит от знаний, опыта и аналитических способностей топ-менеджеров, принимающих решение. Таким образом, эти стандарты - не панацея и даже не ключ к решению комплекса проблем качества, а лишь одно из возможных средств для его достижения.
Без высокого уровня менеджмента внедренная система качества эффекта не принесет.






Также на сайте:
Cтруктура процессов сертификации.
Сертификация систем менеджмента качества - мода или необходимость?

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?