–Ш –≤—Б—П–Ї–Є–є –Є–Ј –љ–∞—Б, –Ї—В–Њ –њ—А–µ–і–њ–Њ–ї–∞–≥–∞–µ—В, —З—В–Њ –Љ–Њ–ґ–µ—В —А—Г–Ї–Њ–≤–Њ–і–Є—В—М –і—А—Г–≥–Є–Љ–Є, –і–Њ–ї–ґ–µ–љ –њ–Њ—Б—В–Њ—П–љ–љ–Њ –Є –љ–∞–њ—А—П–ґ–µ–љ–љ–Њ —Г—З–Є—В—М—Б—П. (–Р. –Т. –Ы—Г–љ–∞—З–∞—А—Б–Ї–Є–є)

 ќЌ“–ќЋ№Ќџ… Ћ»—“

¬ теории отмечают разные типы аудитов:

  • аудиты первой, второй, третьей сторон,
  • аудит адекватности,
  • аудит соответстви€ (внедрени€),
  • аудит продукта (процесса, проекта),
  • горизонтальный аудит и т. д.

¬ данной же статье речь пойдет о внутреннем аудите, который проводитс€ дл€ анализа руководством своей собственной системы на основании собранной информации, ее результативности и эффективности, степени действительного выполнени€ политики в области качества.

ѕо результатам внутреннего аудита принимаютс€ решени€ об изменени€х в управлении, корректирующих действи€х, а также о возможности усовершенствовать систему управлени€ предпри€тием.

“аким образом, внутренний аудит необходим дл€ того, чтобы:

  • руководитель мог быть уверен в бездефектном производстве продукции (или мог получить полную картину производственного процесса);
  • можно было своевременно обнаруживать и контролировать производственные проблемы;
  • обеспечивать обратную св€зь дл€ корректирующих действий и совершенствовани€ системы управлени€ на предпри€тии.

√овор€ о качественном проведении аудита, особое внимание необходимо уделить составлению и использованию контрольных листов.

ѕод контрольным листом будем понимать инструмент (своеобразную пам€тку), позвол€ющий аудитору помнить об информации, которую он должен получить, и о том, что фактически должно быть проверено в ходе аудита.

—разу определимс€, что контрольный лист нельз€ использовать как список вопросов, которые задаютс€ аудируемому (провер€емому) персоналу, и в нем не делаютс€ отметки о полученных ответах.

ƒл€ демонстрации полезности контрольного листа рассмотрим пример.

Ќа производственном предпри€тии "ћолоток", имеющем систему менеджмента качества, соответствующую международному стандарту ISO 9001:2000, необходимо проверить процесс закупок. ƒанный процесс описываетс€ одной процедурой ѕ–.ћ.07/03 (см. CD-приложение).

ƒл€ подготовки аудита следует заполнить контрольный лист. —уществует много разных вариантов контрольного листа. ћы приводим образец этой формы.



ќтдел/подразделение/процесс_____________________________________________________________
ƒата "____"_________________2003 г. ќтчет є_____________

є п/п ѕункт ISO 9001:2000 ѕроцедура ¬опрос «амечани€ аудитора ¬рем€
           
           

јудитор _____________________________ (‘.».ќ.)
               (подпись)

 онтрольный лист используетс€ дл€ каждой конкретной, отдельно вз€той, ситуации.

 онтрольные листы должны готовитьс€ с использованием процедур и других специфических документов системы качества, чтобы аудитор мог с их помощью получить необходимую информацию и обратить внимание на контрольные точки.

¬ контрольных листах аудитором могут фиксироватьс€:

  • подробные данные интервьюируемого лица;
  • наименование и характеристика оборудовани€;
  • пункты стандарта;
  • документы, которые провер€ютс€, и т.д.

“аким образом, грамотно составленные и заполненные контрольные листы могут стать документальным дополнением к отчету об аудите.

≈ще одно важное преимущество контрольного листа - возможность правильно организовать врем€ проведени€ аудита. ѕри подготовке контрольного листа аудитор может предположить, сколько времени потребуетс€ на то, чтобы проанализировать различные проблемы. Ёто позвол€ет достаточно точно планировать аудит. ѕотом, при проведении самого аудита, можно управл€ть темпом проверки и вносить необходимые корректировки.

“еперь мы подошли вплотную к этапу проведени€ аудита и рассмотрим, с чем может столкнутьс€ аудитор.

¬о врем€ аудита возможны случаи обнаружени€ несоответствий (невыполнени€ требований (ISO 9000:2000)). ѕод несущественными несоответстви€ми понимаетс€ единичное небольшое отклонение от установленных требований, под существенными несоответстви€ми - невыполнение любого из пунктов стандарта ISO серии 9000 или других критериев аудита.  лассификаци€ несоответствий зависит от того, насколько систематическим было несоблюдение требований и как это несоблюдение вли€ет на качество. Ќапример, несколько небольших отклонений от требований, вы€вленных на предпри€тии, могут рассматриватьс€ как существенное несоответствие, и в этом случае будет оформлен один отчет о несоответствии, в частности - когда определена их обща€ причина.

„асто несоответстви€ рассматриваютс€ как что-то отрицательное, однако важно довести до аудируемых, что найденные проблемы €вл€етс€ уже половиной решени€ и потенциалом дл€ улучшени€ системы с помощью применени€ корректирующих и предупреждающих действий.

»нформаци€ о несоответстви€х, занесенных в ќтчет о несоответствии (другие названи€ - «апрос на корректирующие действи€, «апрос на совершенствование качества), а также об отмеченных аудитором положительных моментах сообщаетс€ руководителю провер€емого подразделени€. Ќо прежде чем аудитор составит отчет о несоответстви€х, он должен быть абсолютно уверен, что несоблюдение действительно имело место.

ќбычно предпри€ти€ используют определенную форму ќтчета о несоответствии, приводимую в процедуре о внутреннем аудите. ≈сть случаи, когда не используют никаких определенных форм, и несоответстви€ просто регистрируютс€ в рамках полного отчета об аудите вместе с запис€ми всех других наблюдений аудита.

» хот€ нет четких правил создани€ формы ќтчета о несоответствии, можно выделить элементы, которые стоит предусмотреть при ее составлении:

  • отличительный номер;
  • поле дл€ записей аудитором деталей обнаруженного несоответстви€;
  • поле дл€ записей корректирующих действий (желательно, когда это поле заполн€етс€ самим аудируемым или руководителем провер€емого подразделени€);
  • поле дл€ подтверждени€ аудитором того, что действие выполнено воврем€.

ѕредположим, что в процессе аудита было обнаружено несоответствие. Ќаша задача - написать отчет. ќбразец формы ќтчета о несоответствии помещен на CD приложении.

ѕри заполнении пол€ дл€ несоответстви€ нужно опиратьс€ на четкое и точное описание того, в чем состоит нарушение. ќтчет должен быть основан на объективном доказательстве за счет соответствующих ссылок (номер работы, номер продукта, номер чертежа, номер бирки, номер заказа, ссылка на отгрузку и т.д.).

ќбъективным доказательством может быть, например:

  • основанна€ на фактах демонстраци€ различий между –уководством по качеству и св€занными процедурами;
  • основанна€ на фактах демонстраци€ различий между процедурами и реальным выполнением процесса и т.п.

¬ зависимости от конкретного случа€ необходимо будет указывать или объ€сн€ть требование стандарта или приводить критерии аудита, которые были нарушены.

ќпытные аудиторы советуют готовить отчет о несоответствии на местах. Ёто позвол€ет:

  • своевременно сообщить аудируемому о результатах проверки, избежать расхождени€ во мнени€х относительно обнаруженных несоответствий, согласовать факты;
  • проанализировать дл€ аудируемого отчет и обозначить корректирующие действи€.

ќб€занность аудитора во врем€ проведени€ аудита - удостоверитьс€ в том, что полное объективное доказательство соответстви€ или несоблюдени€ было установлено.

ѕосле вы€влени€ несоответствий и назначени€ корректирующих действий важно проконтролировать выполнение корректирующих действий (действий дл€ устранени€ причины обнаруженного несоответстви€ или другой нежелательной ситуации; корректирующее действие выполн€етс€, чтобы предотвратить повторение, тогда как предупреждающее действие выполн€етс€ дл€ того, чтобы предотвратить возникновение (ISO 9000:2000)).

јудитор не должен помогать разрабатывать конкретные корректирующие действи€. ќднако он должен помочь в определении вы€влени€ причины возникшего несоответстви€.

—огласованные и внедренные корректирующие действи€ анализируютс€ аудитором, который должен определить их эффективность и сделать соответствующую запись об их внедрении и эффективности в ќтчете о несоответствии.

»так, мы вы€снили, что в процессе аудита могут быть обнаружены случаи невыполнени€ запланированных меропри€тий. » аудитору нужно следить за тем, чтобы в ќтчете о несоответстви€х правильно излагалась суть несоответствий с вы€влением их коренных причин и обеспечивалось внедрение соответствующих корректирующих действий

ќпубликовано в —овременный капитал





“акже на сайте:
ћеждународна€ сертификаци€. ¬опросы и перспективы.
Ќужна ли вашей компании сертификаци€ по качеству? Ќужен ли вам сертификат?

ѕодготовлено при поддержке:

ќ проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посв€щенных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Ќам более 7 лет, и все это врем€ ресурс пополн€етс€ новыми и новыми материалами, почти ежедневно. ≈сли вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

 роме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

ƒобавить в "»збранное"

–екомендуем

Ќаш новый проект:
¬се о качестве менеджмента
»збранные книги

–еклама на сайте





 ак сюда попасть?