Цель маркетинга - сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель - так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами. (П.Дракер)

Так много или мало выдано сертификатов?


Возвращаясь к напечатанному


Роман ОЗЕРАНСКИЙ


Сами цифры, без понимания того, как их использовать, ни о чем не говорят.
Измерения - всегда только верхушка айсберга.

Э. Деминг


Прочитав в журнале "Стандарты и качество" (2005, № 11) статью Виктора Белобрагина "Стандарты ИСО серий 9000 и 14000 в мировой экономике", было интересно узнать, что Международная организация по стандартизации (ИСО) ведет скрупулезный подсчет выданных по всему миру сертификатов. В своей реплике к данной статье я оппонирую не автору, а безликой практике российской сертификации.

Хотя через всю статью В. Белобрагина рефреном проходит мысль о малом числе выданных сертификатов на постсоветском пространстве, и молчаливый призыв к увеличению их числа, не думаю, что надо увеличивать прирост формально сертифицированных организаций: от их количества ни валовый национальный доход страны не увеличится, ни конкурентоспособность организаций не улучшится. В данном случае, думаю, надо говорить не о количестве выданных сертификатов, а об их качестве.

Не так давно я проводил "круглый стол" на одном из предприятий военно-промышленного комплекса. Давно зная эту организацию, по доброму относясь к ней, переживая за все ее удачи и падения, я был неприятно удивлен той атмосферой самоуспокоенности, нежеланием и неготовностью проводить какие-либо перемены в организации, постоянной ностальгией о "заслугах минувших дней", негативной реакцией на изменения, происходящие во внешнем мире. Корпоративная культура организации страдает замалчиванием наболевших вопросов и отсутствием их обсуждения, фильтрацией нежелательной информации, лицемерием. Да и процессы в действующей функциональной структуре выделены по "вертикальному" принципу, где главным потребителем является непосредственный начальник, а сотрудники не могут определить процессы это или просто функции по видам деятельности. И эта организация имеет сертификат на систему менеджмента качества, соответствующую требованиям ГОСТ Р ИСО 9001! Возможно, этот сертификат ИСО не посчитала, но сколько таких же "липовых" сертификатов посчитано? К сожалению, на этот вопрос нет ответа.

На том "круглом столе" присутствовал и аудитор, выдавший и ежегодно подтверждающий данный сертификат. Что характерно, аудитор и сотрудники организации (в основном из службы качества) на том "круглом столе" были одной командой: по оправданию и поддержке своего сертификата. На мой вопрос, не лучше ли не заниматься профанацией по поддержанию "бумажки на стенке", а непрерывно и постоянно улучшать свою деятельность, не оглядываясь на сертификат, не боясь приглашать клиентов в организацию и показывать им реальные достижения, аудитор заметил, что если клиент не будет верить сертификатам и начнет проверять наличие и результативность систем менеджмента, то он "стопчет ноги", обходя всех потенциальных подрядчиков. Такая вот забота о клиенте: просто верь нашему сертификату, и твой бизнес будет процветать. А фактически, это прямая дискредитация системы сертификации. Для полноты картины надо сказать еще о некоторых нюансах этой "сертифицированной организации": невыплата заработной платы в течение нескольких месяцев, текучесть кадров, переваливающая за 30%, постоянные сокращения по инициативе высшего менеджмента, низкая производительность, в расчете на одного человека. Цельная картина падения в пропасть, с флагом в руках, в виде сертификата. И таких организаций бесчисленное множество.

Великое дело Интернет! Там можно встретить массу интересных предложений о покупке сертификатов на соответствие систем менеджмента качества стандартам ИСО. Вот один из "образчиков" данного творчества:

"Стоимость ИСO сертификации составляет 350 у.е. Время оформления - 14-60 дней.

У нас вы можете получить сертификат соответствия, используя любые из перечисленных типов сертификации:

систем менеджмента качества по международным стандартам ИСO серии 9000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001);

производства;

продукции;

работ и услуг, в том числе строительно-монтажные работы".

Найден данный перл на сайте www.legalexpert.ru/licenzii/sertif.htm

А другой сайт органа по сертификации убеждает нас, что "Сертификат соответствия ИСО 9000 гарантирует вашим заказчикам, что они заключат договор со стабильно работающей организацией, которая располагает соответствующей материально-технической базой, высококвалифицированными специалистами и системой управления качеством, соответствующей международным стандартам".

Интересно получается, цена гарантии 350 у.е. Как верить подобной сертификации? Чтобы развеять иллюзии, будем всегда помнить: сертификация - это бизнес, и тогда все встает с головы на ноги. Я утверждаю, что наличие у организации сертификата на систему менеджмента, совершенно ни о чем не говорит. Если вам дорог собственный бизнес, надо 100 раз подумать, а то и лично посетить своего потенциального подрядчика и убедиться в его состоятельности. И тогда, придерживаясь слов классика "Лучше меньше, да лучше" (сертификатов), мы, наверняка, будем больше им верить.

Опубликовано в журнале "Стандарты и качество"





Также на сайте:
КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ
Международная сертификация. Вопросы и перспективы.

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?