Когда вдохновение не приходит ко мне, я прохожу полпути, чтобы встретить его. (Зигмунд Фрейд)

Особенности внедрения и сертификации систем качества предприятий древесных плит, фанеры и мебели

В.А.Бардонов, к.т.н.

     С 01 октября 2000 года введены в действие ГОСТ Р ИСО/МЭК 62-2000 "Общие требования к органам, осуществляющим оценку и сертификацию систем качества" и ГОСТ Р 40.003-2000 "Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок проведения сертификации систем качества и сертификации производств". Эти документы учитывают опыт разработки, внедрения и сертификации систем обеспечения качества зарубежных фирм и отечественных предприятий на основе требований международных стандартов ИСО серии 9000. Поэтому предприятиям древесных плит и мебели перед разработкой систем качества необходимо обратиться к этому опыту, т.к. для того, чтобы выпускать продукцию конкурентоспособную на внешнем рынке, необходимо, чтобы и организация работ по качеству на предприятии соответствовала современному международному уровню.

     Учитывая опыт ЗАО "ВНИИДРЕВ" по оказанию научно-методической помощи Княжпогостскому заводу ДВП, Сыктывкарскому фанерному заводу, ОАО "Фанплит", ОАО "Юг", ЗАО "Пермский фанерный комбинат" в разработке и внедрении систем качества, которые затем получили сертификаты соответствия в Центре "ЛЕССЕРТИКА", можно выделить некоторые особенности выполнения этапов работ:

     1. Обучение руководства и управленческого персонала требованиям международных стандартов ИСО серии 9000. Обучение проводят эксперты Центра "ЛЕССЕРТИКА", по результатам обучения выдаётся свидетельство на право проведения внутреннего аудита системы качества. Очередной семинар запланирован во ВНИИДРЕВ в марте 2003 года.

     2. Создание Совета по качеству, формирование службы качества, разработка плана-графика создания системы качества.

     3. Определение процессов системы менеджмента качества с учётом специфики разработки и постановки на производство древесных плит, фанеры и мебели согласно международного стандарта ИСО 9001-2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001).Разработка процессного ландшафта.

     4. Разработка организационной схемы реализации работ по системе менеджмента качества. Оптимальной, на наш взгляд, схемой является схема приведённая ниже. При этом названия и число подразделений должно определяться конкретным предприятием в зависимости от состава задач, решаемых на данном этапе.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СХЕМА

реализации работ по системе менеджмента качества предприятия

древесных плит, фанеры и мебели согласно ГОСТ Р ИСО 9001-2001

(МС ИСО 9001-2000)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СХЕМА
      ______________     административная подчинённость
      - - - - - - - - - - - -    функциональная подчинённость
      - . - . - . - . - . - . -     работа по хоздоговорам

     5. Построение структурно-функциональной схемы системы менеджмента качества, представляющей собой таблицу, содержащую: наименование процессов согласно МС ИСО 9001-2000 (ГОСТ Р ИСО 9001:2001) наименование задач, решаемых по процессам; наименование владельца процесса, подразделений-исполнителей и соисполнителей по процессам; наименование нормативных и организационно-методических документов, регламентирующих выполнение работ по процессам системы менеджмента качества.

     6. Определение состава и вида документов по системе менеджмента качества. Для предприятий древесных плит, фанеры и мебели нами рекомендуется три уровня документов: руководство по качеству (содержит описание системы в соответствии с политикой в области качества и МС ИСО 9002-94); карты процессов; методологические инструкции (содержат описание деятельности функциональных подразделений, необходимой для внедрения элементов системы качества) в т.ч. ответы на вопросы:

    Почему необходим данный вид деятельности и что при этом достигается?
    Когда, где, как и кем выполняются эти работы?
    Каким образом выполненная работа проконтролирована и зарегистрирована?;
инструкции, стандарты предприятия (содержат следующие пункты: область применения; исполнитель; оборудование; материал; порядок выполнения работ; отчётность; оценка качества работы). Построение и оформление методических документов системы качества должно соответствовать методологической инструкции по управлению документацией или требованиям стандартов ЕСКД, а оформление стандартов предприятия - ГОСТ Р 1.5.
     Количество документов системы менеджмента качества для конкретного предприятия определяется в процессе создания, внедрения и обеспечения эффективного функционирования системы.

     7. Разработка и внедрение документов системы качества осуществляется согласно плана-графика, приказов, распоряжений с использованием опыта смежных предприятий.

     8. Организация функционирования системы качества и её поддержание путём проведения внутренних проверок на основе Методологической инструкции, разработанной и внедренной на конкретном предприятии. Опыт работы предприятий древесных плит, фанеры и мебели по внедрению систем менеджмента качества подтверждает осознанное желание руководства этих предприятий быть уверенным в соответствии условий производства плит, фанеры и мебели и управления деятельностью предприятия требованиям международных стандартов и возможности надёжно закрепиться на внешнем рынке.



Также на сайте:
IQNET - Опыт и инновации: ключевые факторы успеха сертификации систем менеджмента
ИСО 9000. ПОДГОТОВКА К СЕРТИФИКАЦИИ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?