Потребитель должен получить то, что он хочет, когда он этого хочет и в той форме, в какой он этого хочет. Компания должна не только удовлетворить желания Потребителя. Это самое малое из того, что она должна сделать. (Уильям Эдвардс Деминг)

Диагноз органов по сертификации


Леонид Дворкин



Для проведения сравнительной оценки и осознанного выбора органов по сертификации систем менеджмента автором статьи сформулированы их диагностические признаки.


Оценкой соответствия систем менеджмента занимаются в России уже почти две сотни организаций. Как их выбирать? Этот вопрос возникает и в самом начале созидательной работы, когда нужен надежный и квалифицированный партнер, и на завершающем этапе внедрения системы, когда возникает приятное ощущение преодоления премудростей стандартов. Кроме того, организация осознает свое право выбора органа по сертификации/органа по регистрации (certificator/registrator) [1] для аудита уже готовой системы и вручения красивого сертификата. Проведение сравнительной оценки поставщика услуг, в том числе сертификационных, является необходимым условием заключения контракта. К термину <орган> уместно подходит диагноз - распознавание, определение, описание основных признаков, характеризующих систематическую группу [2]. Сформулируем основные диагностические признаки органов по сертификации.

АККРЕДИТАЦИЯ

Это процедура, посредством которой авторитетный орган официально признает, что орган или лицо компетентно выполнит конкретные работы [1]. В России авторитетом является государство, поэтому по состоянию на 01.01.2004 в Государственном реестре Госстандарта России (Ростехрегулирование) зарегистрировано 1217 организаций, аккредитованных в качестве органов по сертификации. Сюда включены все органы в 17 системах обязательной сертификации и 207 добровольной, занимающиеся сертификацией продукции, услуг и систем менеджмента, таких около 150.

Эти органы функционируют в различных системах сертификации систем менеджмента, из которых наиболее популярной и, по сути, самовольно взявшей на себя статус национальной, является система ГОСТ Р. Кроме того, в России представлено более трех десятков зарубежных органов по сертификации. Все они действуют как коммерческие организации по своим процедурам, правилам свободного рынка и российским законам. Общего реестра на них нет, но имена многих достаточно известны благодаря рекламе. Большинство имеет долгую историю, достойную репутацию, офисы-представительства во многих странах, а теперь и в России, и, что наиболее ценно, их сертификаты признаются за рубежом. Это обусловлено тем, что практически все зарубежные органы по сертификации аккредитованы национальными органами по аккредитации.

Все органы по аккредитации соблюдают строгие требования [3, 4] и, будучи членами ЕА (European Accreditation - Европейское сотрудничество по аккредитации), IAF (International Accreditation Forum - Международный форум по аккредитации) и других объединений, обеспечивают признание результатов аккредитации и сертификации. Каждый орган по аккредитации имеет свое <лого> - стилизованный знак идентификации системы аккредитации. Признание органом по аккредитации органа по сертификации (причем по каждому стандарту отдельно!) дает право на использование знака и для клиентов - сертифицированных организаций.

Есть органы по сертификации, которые проходят аккредитацию в разных странах и заслуженно гордятся наличием нескольких или многих знаков аккредитаций. Другие во избежание лишних хлопот и затрат не стали набирать аккредитации разных стран, зато договорились о взаимном признании результатов друг друга в сообществе IQNet, европейской сети органов по сертификации. Два российских органа уже получили право выдавать сертификат, в котором перечислены все члены этой сети в дополнение к российскому. Несколько российских органов, не дожидаясь создания признаваемого органа по аккредитации в России и вхождения в IAF, получают аккредитацию за рубежом, чтобы иметь право выдачи сертификатов по результатам единой проверки, по правилам и российской, и зарубежной аккредитаций. Некоторые для этого просто заключили договоры о совместной деятельности с зарубежными органами по сертификации.

Таким образом, понятие <международная сертификация> весьма условно, поскольку единой или универсальной международной сертификации просто нет, но есть единые правила, принятые на основе консенсуса, и соответственно результаты сертификации/регистрации могут признаваться в любой стране, признающей эти правила. Безусловно, в России в ближайшее время появится авторитетный национальный орган по аккредитации.

В любом случае каждый орган каждый конкретный аудит проводит в соответствии с правилами конкретной аккредитации, поэтому следует знать заранее, какие красивые знаки будут присутствовать на сертификате соответствия. Интересны также условия получения в том же органе знаков других аккредитаций, если это возможно, что бывает необходимо по условиям тендера или пожеланиям клиента. Следует также понять, нужны ли для этого дополнительные проверки и регистрационные сборы.

Диагностический признак - перечень аккредитаций.

ЦЕНА

Как известно, это присвоенная характеристика услуги [5]. Основным фактором при расчете цены сертификации является <размер> организации, а точнее, системы менеджмента, которая определяется числом вовлеченных сотрудников. Таблица расчета продолжительности аудита, которую используют органы по сертификации при калькуляции цены, рекомендована ИСО [4]. Дополнительные факторы, влияющие на стоимость - количество офисов или рабочих площадок, число смен, а также наличие исключений из требований стандарта, например, раздела <Проектирование> в стандарте ИСО 9001. Оценка по другим стандартам - ИСО 14001 или OHSAS 18001 - тоже требует специфичных подходов. При аудитах интегрированных систем менеджмента обычно стремятся к снижению их суммарной продолжительности. Общее количество дней, необходимое для аудита, умножается на цену дня работы сертификационной компании. Разброс цен на услуги по сертификации составляет сегодня порядка 25%, заметна тенденция к снижению благодаря возрастающей конкуренции и требовательности клиентов. При сравнении цен следует учитывать общие затраты на сертификацию в течение срока действия сертификата (три года), которые могут включать: стоимость начального сертификационного и регулярных инспекционных аудитов, сборы регистрационный и ежегодный, а также транспортные расходы аудиторов. При ресертификации через три года может предоставляться скидка на новый срок действия сертификата.

Диагностический признак - цена услуги.

АУДИТОРЫ И ЭКСПЕРТЫ

Аудитор [5] является ключевой фигурой, допущенной в ходе сертификации к вершинам менеджмента предприятия. Компетентность аудитора подтверждается кодом соответствующей области деятельности. Если в команде аудитора нет подходящего специалиста, правила разрешают привлекать технического эксперта [5], имеющего нужную компетенцию. Организация, выбирающая орган по сертификации, вправе запросить данные о квалификации и опыте планируемых аудиторов и экспертов, а также их местонахождении, выразить свое согласие или несогласие. В последнем случае орган вправе дополнительно указать количество предложений, которое можно отклонить.

Аудитор, действующий по поручению органа по сертификации, не является контролером или инспектором, облеченным властными полномочиями, его скромная роль - добыча данных о соответствии системы требованиям заявленного стандарта, выявление расхождений с этими требованиями. Аудитор не имеет права отступать от требований стандарта, ведь применение стандарта - право самого предприятия. Поэтому так важна компетентность аудитора, его способность быстро вникнуть в специфику системы менеджмента и принять решение о соответствии требованиям стандарта. Для регистрации интегрированных систем менеджмента в целях экономии времени и средств обычно привлекают аудиторов, компетентных сразу в нескольких стандартах. Работа аудиторов завершается отчетом, который передается и руководству организации, прошедшей аудит, и в орган по сертификации. Зачастую полноценный и объективный отчет, предъявляемый партнерам, клиентам, тендерной комиссии и т.п. является не менее важным документом, чем сам сертификат.

Диагностический признак - информация об аудиторах и экспертах.

ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Все органы по сертификации аккредитованы для определенных видов деятельности, которые классифицированы по <отраслям народного хозяйства> (к примеру, в классификаторе Европейской Аккредитации таких позиций 39). Хотя большая часть органов всеядна или многопрофильна, все же каждый орган специализируется больше в тех или иных отраслях.

Отдельные виды деятельности находятся под надзором специальных организаций, которые устанавливают дополнительные требования. В перечни (реестры) клиентов каждого органа по сертификации занесены компании, известные в своем профессиональном кругу или в своей стране, а многие - гораздо шире. Реестр, в который будет включена организация в результате регистрации, доступен для всеобщего обозрения на веб-сайте органа. Как говорится, родственников дарит нам судьба - какое счастье, что друзей мы выбираем сами.

Диагностический признак - количество сертификации по требуемому виду деятельности в России и в мире, известные клиенты.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ АУДИТ

Все органы по сертификации предлагают предварительный аудит, который, в зависимости от стандарта, является добровольным и неофициальным либо рекомендуемым или даже обязательным. Этот аудит необходим, чтобы исключить критические несоответствия в ходе официального сертификационного аудита и дать возможность и аудиторам, и сотрудникам организации осознать степень соответствия многочисленным требованиям стандарта(ов) и их интерпретации обеими сторонами. Дополнительные затраты зависят от взаимосогласованного количества дней. Период между предварительным и сертификационным аудитом должен быть достаточен для исправления несоответствий, препятствующих регистрации, но не слишком долгим для завершения регистрации системы.

Диагностический признак - необходимость и стоимость предварительного аудита, период исправления несоответствий.

СРОК ВЫДАЧИ СЕРТИФИКАТА

Решение о выдаче сертификата, как правило, принимает сертификационный совет органа на основании отчета аудиторов. До получения сертификата организация не имеет права представлять себя как сертифицированную. Подготовить и передать в совет все материалы, необходимые для принятия решения, а потом оформить сертификат - обязанность оперативной службы, с которой более всего взаимодействуют и клиенты, и сами аудиторы. Зарубежные органы, как правило, печатают сертификаты в центральном офисе.

Диагностический признак - период оформления сертификата после положительного вывода аудиторов.

Необходим для поддержания регистрации, поэтому надо знать, через какой период времени после сертификационного аудита будет проводиться следующий неизбежный инспекционный аудит. Общепринятый период - год, в отдельных органах практикуется полгода. Впрочем, предприятие вправе заказывать аудиты и чаще. Если предприятие отказывается от регистрации, орган оповещает об этом публично. Познакомьтесь также с порядком проведения ресертификации через три года.

Диагностический признак - примерный график инспекционных аудитов.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Кроме самой сертификации органы предлагают дополнительные услуги для разных уровней становления предприятий, направленные на поддержку, развитие и улучшение систем менеджмента, расширение области деятельности, внедрение новых стандартов, моделей и модулей, применение статистических инструментов, методов самооценки, оценку рисков, систематизирование измеряемых показателей, а также включение в торговый реестр страны аккредитации, оценку в системе рейтинга качества, рекламные акции. Органы приглашают на свои семинары, и желательно, чтобы они были регулярными, а оповещение заблаговременным. Некоторые устраивают специальные информационные дни для презентации, знакомства с аудиторами и ответов на вопросы. Это помогает лучше понять стандарт и подход органа по сертификации к оценке и регистрации системы менеджмента. Анализ предлагаемых дополнительных услуг нужен для создания сбалансированного партнерства службы качества организации, консалтинговой компании и органа по сертификации.

Диагностический признак - перечень и цена дополнительных услуг.

ПРЕСТИЖ ОРГАНА ПО СЕРТИФИКАЦИИ

Многолетняя безупречная деятельность организаций, занимающихся испытаниями, надзором, инспекциями и сертификацией, достойна уважения. Но лидеры этого бизнеса рады каждому клиенту, а в реестре даже малоизвестного (пока!) органа/регистратора есть широко известные и уважаемые компании. Стандарты дают равные условия всем, и система менеджмента ценна и привлекательна независимо от происхождения и регистрации. Имидж органов по сертификации систем менеджмента и их представительств особенно значим, поскольку необходимо поддерживать высокий уровень соответствия своего собственного менеджмента тем требованиям, которые предлагаются клиентам в качестве услуги.

Диагностический признак - отзывы, оценки, рейтинги.

Орган по сертификации, помимо двоичной оценки <соответствует - не соответствует> на строгом и торжественном экзамене, обязан привнести еще и нечто полезное для организации и системы менеджмента. Это достигается на основе постоянного совершенствования собственной системы менеджмента, повышения профессионального мастерства аудиторов и, конечно же, предвосхищения ожиданий своих клиентов. В условиях высокой конкуренции органы по сертификации вынуждены быть изобретательными и зачастую действительно предлагают уникальные методы.

Диагностический признак - предложения органа по сертификации.


Предложенный набор диагностических признаков для сравнительной оценки и выбора поставщика сертификационных услуг является, конечно, примерным. Достойная и хорошо воспитанная система менеджмента может позволить себе быть взыскательной и гордой (но не капризной!). Совершенствование систем менеджмента организаций должно сопровождаться совершенствованием сертификационных услуг.


Опубликовано в "Стандарты и Качество"





Также на сайте:
Удивительный это бизнес - сертификация по ИСО-9001!
ДОКУМЕНТЫ ПРОЦЕССА СЕРТИФИКАЦИИ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте



Как сюда попасть?