Тот, кто сможет дать потребителю лучшее качество по низшим ценам, непременно станет во главе индустрии, безразлично, какие бы товары он ни производил. Это непреложный закон. (Г. Форд)

Общие замечания

Перед составлением отчета о несоответствиях аудитор должен быть абсолютно уверен, что несоответствие действительно имеет место. Аудиторам не следует спешить с выводами и необходимо проявлять осторожность в своих суждениях. Аудитор часто может наблюдать ситуацию, которая на первый взгляд, выглядит как несоответствие. Аудиторы не должны делать выводы, исходя из первого впечатления. Обязанность аудитора - убедиться в наличии объективных доказательств соответствия или несоответствия. При возникновении сомнений аудитор должен определить направление дальнейшего изучения и контролировать выполнение работы в этом направлении.

Часто, отслеживая такое направление в работе, аудитор может выйти за рамки личной компетенции. В такой ситуации, аудитор должен передать эту информацию аудитору, работающему в данной области (всегда через ведущего аудитора группы) с тем, чтобы вопрос был тщательно изучен.

Независимо от того, самостоятельно аудитор может изучить вопрос или ему приходится передавать вопрос на рассмотрение другому аудитору группы, он должен зарегистрировать ситуацию для дальнейшего наблюдения за возникшей проблемой. По своему усмотрению, аудитор может самостоятельно проследить за ее решением или передать ответственность другому аудитору, предоставив ему достаточно информации. Следовательно, заметки должны иметь четкий, точный и всеобъемлющий характер.

Полезно составлять отчеты о несоответствиях во всех возможных случаях. По просьбе ведущего аудитора группы или согласно требованиям методик может возникнуть необходимость провести анализ всех несоответствий до составления отчетов. Этот момент подчеркивает важность ведения заметок в процессе работы аудитора.

Аудиторам нужно помнить, что для создания атмосферы взаимопонимания целей и преимуществ аудита, необходимо исключить «сюрпризы». Поэтому, независимо от момента составления отчета о несоответствии проверяемая сторона должна своевременно узнать об обнаруженных отклонениях, выразив согласие с выявленными фактами. В идеале, проверяемая сторона должна иметь возможность просмотреть составляемый отчет о несоответствиях.

Существует ряд причин, по которым рекомендуется составление отчетов в процессе работы. Это:

• Отсутствие «сюрпризов» при составлении итогового отчета.

• Проверяемая сторона может ознакомиться с отчетом. Это является прекрасной возможностью проверить, насколько хорошо составлен отчет. Если проверяемая сторона не сможет разобраться в отчете, то в нем не сможет разобраться никто.

• Подтверждение фактов проверяемой стороной, а в идеале получение подписи, заверяющей точность составленного отчета.

Матричный анализ несоответствий

Дополнительный инструмент, помогающий аудитору и ведущему аудитору группы в работе - это матричный или классификационный анализ. По завершении аудита отдела или компании отчеты о несоответствиях вносятся в матрицу, приведенную ниже.

Такой анализ позволяет аудитору получить полную картину системы и обратить внимание на участки, имеющие слабые и сильные стороны. Эта схема часто формирует часть окончательного отчет о проведении аудита.

Корректирующие действия

Аудитору следует помнить, что идентификация несоответствия - это не только указание на неверное применение требований, но прежде всего указание на необходимость проведения корректирующих действий.

Корректирующее действие определено в стандарте ИСО 9000 как:

«Действие, предпринятое для устранения причин обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации».

Примечание 1 У несоответствия может быть несколько причин.

Примечание 2 Корректирующее действие предпринимается для предотвращения повторного возникновения события, тогда как предупреждающее действие - для предотвращения возникновения события.

Примечание 3 Существует различие между «коррекцией» и «корректирующим действием».

Важно понять это определение с тем, чтобы не путать «корректирующее действие» с «коррекцией» или «мерами по исправлению». Устранение симптомов не предупреждает повторного их возникновения. Чтобы избежать повторения проблемы необходимо провести изучение причин несоответствий, определить ключевую причину возникновения и подходящее действие для ее устранения.

В задачу аудитора не входит определение корректирующего действия. Аудитор не должен участвовать в разработке плана действий; это бы приравнивалось к совету, исключающему объективность при последующем анализе внедрения и эффективности действия. Аудитор может оказать помощь организации посредством подготовки четкого и хорошо структурированного отчета о несоответствиях, дополненного разъяснением требования. Тем не менее, выявив несоответствие, аудитор должен постараться понять причины возникновения несоответствия с тем, чтобы оценить адекватность корректирующих действий, предлагаемых руководством проверяемой стороны.

В принятой практике сертификационного процесса по окончании изучения несоответствий руководство проверяемой стороны решает, какие корректирующие действия необходимо предпринять, и консультируется с аудитором на предмет их одобрения. Единственным критерием оценки адекватности корректирующего действия для аудитора является вероятность устранения причин несоответствия. Аудиторы не знают слов «лучше» или «хуже»!

Далее, аудиторы должны провести анализ согласованных корректирующих действий с тем, чтобы определить и зарегистрировать их выполнение и эффективность. Анализ можно провести посредством проведения повторного аудита на месте или анализа документированных доказательств, например, протоколов, поправок к методикам, фотографий, фотопленок и т.п.





Также на сайте:
Аудит систем менеджмента качества и экологии
Беспристрастность в оценке соответствия: методология ISO/PAS 17001:2005

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?