Мы давно пришли к убеждению, что когда скорость изменений внутри организации становится меньше скорости изменений вне ее, конец уже виден. Вопрос только времени, когда он наступит. (Джек Уэлч)

Ожидаемая ценность от аудитов третьей стороны



     Карякин Роман Александрович

Заместитель Главного директора ООО "Интерсертифика-ТЮФ совместно с ТЮФ Тюринген"



Одной из важнейших задач любого аудита является улучшение деятельности организации или "добавление ценности". Аудит системы менеджмента качества (СМК), проводимый независимым органом по сертификации (третьей стороной), не является исключением. За прошедшее время руководители многих компаний существенным образом изменили свое отношение к аудиту третьей стороны. Все чаще руководители начинают формулировать и ставить перед аудиторами задачи, которые выходят за рамки простой проверки степени соответствия требованиям стандарта ИСО 9001. Внешним аудиторам необходимо учитывать ожидания заказчиков в процессе аудита и поддерживать такой уровень компетентности, который позволит это сделать.  

С целью выяснения ожиданий заказчиков от аудитов, проводимых третьей стороной в апреле 2006 г. был проведен опрос среди компаний, сертифицировавших свои СМК на соответствие требованиям стандарта ДИН ЕН ИСО 9001 в TŰV CERT через ООО "Интерсертифика-ТЮФ совместно с ТЮФ Тюринген".

В рамках опроса была разработана и разослана сертифицированным компаниям анкета, адресованная первому лицу компании, с просьбой заполнить ее лично. В опросе приняло участие 114 компаний, при этом: 81 анкета (71%) была заполнена первым лицом компании, 26 анкет были заполнены заместителями первого лица компании (чаще всего выполняющими функции представителя руководства), 7 анкет были заполнены руководителями служб качества.

img01

Среди респондентов преобладали (около 50% от общего числа респондентов) компании с численностью сотрудников от 100 до 1000 человек. От респондентов данной категории была получена наибольшая доля анкет, заполненных первым лицом компании (77% против 71% по всей выборке).

img02

Среди компаний-респондентов преобладали компании, связанные с выпуском продукции (79%), а не с оказанием услуг (21%).

Поскольку ожидания заказчиков от аудита третьей стороной во многом являются производной от двух факторов - времени функционирования СМК и направления совершенствования системы менеджмента компании в целом - респондентам было предложены ответить на соответствующие вопросы.  

Ответы о возрасте СМК распределились следующим образом:

img03

У подавляющего числа компаний-респондентов СМК функционирует свыше одного года. Несмотря на небольшое количество компаний, в которых СМК функционирует менее одного года, при проведении дальнейшего анализа будут сопоставляться ответы респондентов всех трех групп.

В ходе опроса была предпринята попытка выявить планируемые (или уже реализованные) направления развития системы менеджмента компаний-респондентов, поскольку ожидания от аудита третьей стороной и, как следствие, ожидаемая компетентность внешних аудиторов будут во многом зависеть от этого.

Полученные результаты в обобщенном виде представлены на диаграмме.

img04

Не было выявлено связи между временем функционирования СМК и преобладанием того или иного направления развития систем менеджмента в компаниях-респондентах. Общая заинтересованность в повышении эффективности системы менеджмента может быть объяснена схожими ожиданиями акционеров и целями, стоящими перед высшим руководством сертифицированных компаний.

Большая доля компаний, которые заинтересованы во внедрении требований технической спецификации ИСО/ТС 16949:2002, обусловлена преобладанием среди клиентов ООО "Интерсертифика-ТЮФ совместно с ТЮФ Тюринген", а следовательно, и среди компаний-респондентов организаций-производителей серийных или запасных частей для автомобильной промышленности. Среди других отраслевых стандартов и спецификаций назывались ГОСТ Р 51705.1 (ХАССП), VDA 6.3, TL-9000.

img05

Среди стандартов на другие системы менеджмента, которые планируется внедрять (или которые уже внедрены), подавляющее большинство респондентов выделили стандарт ИСО 14001. Несмотря на сравнительно юный возраст стандарта ИСО/МЭК 27001 в качестве международного стандарта (впервые опубликован 15 октября 2005 г.), у компаний-респондентов уже наблюдается интерес к построению систем менеджмента информационной безопасностью, требования к которой содержатся в данном стандарте.

img06

Среди "палитры" инструментов и методов, направленных на повышение эффективности системы менеджмента, компании-респонденты не стали отдавать предпочтение какому-либо одному инструменту или методу. Среди других инструментов также были названы самооценка и оценка по модели EFQM, внедрение рекомендаций ИСО 9004, система 5S и программа "20 ключей".  

Поскольку доля компаний, которые планируют внедрять (или уже внедрили) перечисленные инструменты и методы, достаточно велика (~ 49%), то можно утверждать, что их знание стало обязательным не только для консультантов, но и для аудиторов третьей стороны. Причем уровень знаний аудиторами вышеперечисленных инструментов и подходов должен быть достаточен для оценки результативности их применения в контексте требований ИСО 9001.

img07

При проведении дальнейшего анализа будут сопоставлены ответы компаний-респондентов с различным возрастом СМК (до 1 года/от 2-х до 3-х лет/свыше 3-х лет). Это позволит выявить изменения в ожидании ценности от аудитов третьей стороны и ожидаемую заказчиками аудита компетентность внешних аудиторов.

Группой по практике аудитирования ИСО 9001 (неформальная группа экспертов, аудиторов и практиков по СМК, сформированная из членов Технического комитета 176 "Менеджмент качества и гарантирование качества" (ISO/TC 176) и Международного форума по аккредитации (IAF)) было разработано руководство по добавлению ценности в процессе аудита. В данном руководстве были сформулированы типичные ожидания заказчиков от аудита.

Используя данный подход в качестве основы для вопросов анкеты, компаниям-респондентам было предложено сформулировать, какую ценность, помимо оценки степени соответствия ИСО 9001 и выдачи сертификата, они ожидают от аудитов третьей стороны.

Организации, в которых СМК функционирует менее 1 года, прежде всего интересует разъяснение причин выявленных несоответствий и разъяснение связанных с ним требований стандарта ИСО 9001. Для компаний, где СМК работает свыше двух лет, это также представляет интерес, однако не настолько большой.

Рекомендации по оптимизации объема документации, а также устранению внутренних противоречий в ней будут востребованы любой сертифицированной компанией независимо от времени работы СМК.

Также вне зависимости от периода функционирования СМК высшее руководство компаний интересует информация о современных инструментах эффективного менеджмента и указание на возможность их применения.

Характерно, что в оценке результативности внедренных инструментов эффективного менеджмента в значительно большей степени оказываются заинтересованы компании, в которых СМК функционирует свыше 3-х лет. Это свидетельствует о том, что понимание необходимости совершенствования системы менеджмента в направлении повышения ее эффективности и связанное с этим применение разнообразных инструментов эффективного менеджмента приходятся на 2-й и 3-й год функционирования СМК.

Высшее руководство всех компаний-респондентов отметило заинтересованность в выявлении возможностей для улучшения компании в соответствии с ее стратегическими целями и/или ожиданиями высшего руководства. Чтобы реализовать данное ожидание внешнему аудитору при аудите высшего руководства следует выяснить видение будущего организации, ее стратегические цели и ожидания руководства от СМК и постараться включить их в критерии аудита наравне с требованиями стандарта ИСО 9001.

img08

Чем более совершенной становится система менеджмента компании, чем больше инструментов, направленных на повышение эффективности системы менеджмента, реализуется в компании, тем критичней компания начинает оценивать ценность, которую приносит ей аудит третьей стороной.  

Рост доли заказчиков, чьи ожидания от аудитов СМК на соответствие ДИН ЕН ИСО 9001 оправдывается лишь частично, наглядно свидетельствует об этом.


img09

Каким же критериям должна соответствовать компетентность аудитора органа по сертификации, чтобы добавлять ценность компаниям с развитой системой менеджмента?

img10

Наглядно видно, что компании с более развитой системой менеджмента предъявляют более высокие требования к компетентности аудиторов. При проведении аудита в таких компаниях аудитор должен ориентироваться не просто на оценку степени соответствия СМК требованиям ИСО 9001, но и на оценку результативности применения разнообразных инструментов эффективного менеджмента и учитывать стратегические цели (или видение руководства) компании. Безусловно, знание отраслевой специфики и связанных с ней подходов к менеджменту качества крайне важно. Вместе с тем без знаний в других областях аудиторы не смогут добавить ценность системе менеджмента заказчика.  Очевидно, что общих рекомендаций относительно компетентности аудиторов в части обладания специфическими знаниями в области менеджмента качества, сформулированных в стандарте ИСО 19011 (п. 7.3.3), оказывается совершенно недостаточно.

Наиболее востребованными оказываются знания современных методов мотивации персонала, подходов к управлению рисками, основ стратегического менеджмента и сбалансированной системы показателей, а также основ бюджетирования, функционально-стоимостного анализа и управления затратами на качество.

Очевидно, что без знаний разнообразных инструментов и методов эффективного менеджмента услуги аудиторов по СМК будут востребованы только компаниями, заинтересованными в формальном получении и поддержании сертификата на соответствие требованиям ИСО 9001, или компаниями, которые только приступают к совершенствованию своих систем менеджмента, начиная с системы менеджмента качества.

Только поддержанием и непрерывным повышением квалификации своих аудиторов в указанных направлениях Системы сертификации смогут обеспечить проведение аудитов, добавляющих ценность заказчикам.





Также на сайте:
Общие замечания
Аудит систем менеджмента качества и экологии

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?