–ѓ –Њ—З–µ–љ—М –≤–µ—А—О –≤ —Г–і–∞—З—Г. –Ш —З–µ–Љ –љ–∞–њ—А—П–ґ–µ–љ–љ–µ–є —П —А–∞–±–Њ—В–∞—О, —В–µ–Љ —Г–і–∞—З–ї–Є–≤–µ–µ —Б—В–∞–љ–Њ–≤–ї—О—Б—М. (–°—В–Є–≤–µ–љ –Ы–Є–Ї–Њ–Ї)

ќжидаема€ ценность от аудитов третьей стороны



      ар€кин –оман јлександрович

«аместитель √лавного директора ќќќ "»нтерсертифика-“ё‘ совместно с “ё‘ “юринген"



ќдной из важнейших задач любого аудита €вл€етс€ улучшение де€тельности организации или "добавление ценности". јудит системы менеджмента качества (—ћ ), проводимый независимым органом по сертификации (третьей стороной), не €вл€етс€ исключением. «а прошедшее врем€ руководители многих компаний существенным образом изменили свое отношение к аудиту третьей стороны. ¬се чаще руководители начинают формулировать и ставить перед аудиторами задачи, которые выход€т за рамки простой проверки степени соответстви€ требовани€м стандарта »—ќ 9001. ¬нешним аудиторам необходимо учитывать ожидани€ заказчиков в процессе аудита и поддерживать такой уровень компетентности, который позволит это сделать.  

— целью вы€снени€ ожиданий заказчиков от аудитов, проводимых третьей стороной в апреле 2006 г. был проведен опрос среди компаний, сертифицировавших свои —ћ  на соответствие требовани€м стандарта ƒ»Ќ ≈Ќ »—ќ 9001 в TŰV CERT через ќќќ "»нтерсертифика-“ё‘ совместно с “ё‘ “юринген".

¬ рамках опроса была разработана и разослана сертифицированным компани€м анкета, адресованна€ первому лицу компании, с просьбой заполнить ее лично. ¬ опросе прин€ло участие 114 компаний, при этом: 81 анкета (71%) была заполнена первым лицом компании, 26 анкет были заполнены заместител€ми первого лица компании (чаще всего выполн€ющими функции представител€ руководства), 7 анкет были заполнены руководител€ми служб качества.

img01

—реди респондентов преобладали (около 50% от общего числа респондентов) компании с численностью сотрудников от 100 до 1000 человек. ќт респондентов данной категории была получена наибольша€ дол€ анкет, заполненных первым лицом компании (77% против 71% по всей выборке).

img02

—реди компаний-респондентов преобладали компании, св€занные с выпуском продукции (79%), а не с оказанием услуг (21%).

ѕоскольку ожидани€ заказчиков от аудита третьей стороной во многом €вл€ютс€ производной от двух факторов - времени функционировани€ —ћ  и направлени€ совершенствовани€ системы менеджмента компании в целом - респондентам было предложены ответить на соответствующие вопросы.  

ќтветы о возрасте —ћ  распределились следующим образом:

img03

” подавл€ющего числа компаний-респондентов —ћ  функционирует свыше одного года. Ќесмотр€ на небольшое количество компаний, в которых —ћ  функционирует менее одного года, при проведении дальнейшего анализа будут сопоставл€тьс€ ответы респондентов всех трех групп.

¬ ходе опроса была предприн€та попытка вы€вить планируемые (или уже реализованные) направлени€ развити€ системы менеджмента компаний-респондентов, поскольку ожидани€ от аудита третьей стороной и, как следствие, ожидаема€ компетентность внешних аудиторов будут во многом зависеть от этого.

ѕолученные результаты в обобщенном виде представлены на диаграмме.

img04

Ќе было вы€влено св€зи между временем функционировани€ —ћ  и преобладанием того или иного направлени€ развити€ систем менеджмента в компани€х-респондентах. ќбща€ заинтересованность в повышении эффективности системы менеджмента может быть объ€снена схожими ожидани€ми акционеров и цел€ми, сто€щими перед высшим руководством сертифицированных компаний.

Ѕольша€ дол€ компаний, которые заинтересованы во внедрении требований технической спецификации »—ќ/“— 16949:2002, обусловлена преобладанием среди клиентов ќќќ "»нтерсертифика-“ё‘ совместно с “ё‘ “юринген", а следовательно, и среди компаний-респондентов организаций-производителей серийных или запасных частей дл€ автомобильной промышленности. —реди других отраслевых стандартов и спецификаций назывались √ќ—“ – 51705.1 (’ј——ѕ), VDA 6.3, TL-9000.

img05

—реди стандартов на другие системы менеджмента, которые планируетс€ внедр€ть (или которые уже внедрены), подавл€ющее большинство респондентов выделили стандарт »—ќ 14001. Ќесмотр€ на сравнительно юный возраст стандарта »—ќ/ћЁ  27001 в качестве международного стандарта (впервые опубликован 15 окт€бр€ 2005 г.), у компаний-респондентов уже наблюдаетс€ интерес к построению систем менеджмента информационной безопасностью, требовани€ к которой содержатс€ в данном стандарте.

img06

—реди "палитры" инструментов и методов, направленных на повышение эффективности системы менеджмента, компании-респонденты не стали отдавать предпочтение какому-либо одному инструменту или методу. —реди других инструментов также были названы самооценка и оценка по модели EFQM, внедрение рекомендаций »—ќ 9004, система 5S и программа "20 ключей".  

ѕоскольку дол€ компаний, которые планируют внедр€ть (или уже внедрили) перечисленные инструменты и методы, достаточно велика (~ 49%), то можно утверждать, что их знание стало об€зательным не только дл€ консультантов, но и дл€ аудиторов третьей стороны. ѕричем уровень знаний аудиторами вышеперечисленных инструментов и подходов должен быть достаточен дл€ оценки результативности их применени€ в контексте требований »—ќ 9001.

img07

ѕри проведении дальнейшего анализа будут сопоставлены ответы компаний-респондентов с различным возрастом —ћ  (до 1 года/от 2-х до 3-х лет/свыше 3-х лет). Ёто позволит вы€вить изменени€ в ожидании ценности от аудитов третьей стороны и ожидаемую заказчиками аудита компетентность внешних аудиторов.

√руппой по практике аудитировани€ »—ќ 9001 (неформальна€ группа экспертов, аудиторов и практиков по —ћ , сформированна€ из членов “ехнического комитета 176 "ћенеджмент качества и гарантирование качества" (ISO/TC 176) и ћеждународного форума по аккредитации (IAF)) было разработано руководство по добавлению ценности в процессе аудита. ¬ данном руководстве были сформулированы типичные ожидани€ заказчиков от аудита.

»спользу€ данный подход в качестве основы дл€ вопросов анкеты, компани€м-респондентам было предложено сформулировать, какую ценность, помимо оценки степени соответстви€ »—ќ 9001 и выдачи сертификата, они ожидают от аудитов третьей стороны.

ќрганизации, в которых —ћ  функционирует менее 1 года, прежде всего интересует разъ€снение причин вы€вленных несоответствий и разъ€снение св€занных с ним требований стандарта »—ќ 9001. ƒл€ компаний, где —ћ  работает свыше двух лет, это также представл€ет интерес, однако не настолько большой.

–екомендации по оптимизации объема документации, а также устранению внутренних противоречий в ней будут востребованы любой сертифицированной компанией независимо от времени работы —ћ .

“акже вне зависимости от периода функционировани€ —ћ  высшее руководство компаний интересует информаци€ о современных инструментах эффективного менеджмента и указание на возможность их применени€.

’арактерно, что в оценке результативности внедренных инструментов эффективного менеджмента в значительно большей степени оказываютс€ заинтересованы компании, в которых —ћ  функционирует свыше 3-х лет. Ёто свидетельствует о том, что понимание необходимости совершенствовани€ системы менеджмента в направлении повышени€ ее эффективности и св€занное с этим применение разнообразных инструментов эффективного менеджмента приход€тс€ на 2-й и 3-й год функционировани€ —ћ .

¬ысшее руководство всех компаний-респондентов отметило заинтересованность в вы€влении возможностей дл€ улучшени€ компании в соответствии с ее стратегическими цел€ми и/или ожидани€ми высшего руководства. „тобы реализовать данное ожидание внешнему аудитору при аудите высшего руководства следует вы€снить видение будущего организации, ее стратегические цели и ожидани€ руководства от —ћ  и постаратьс€ включить их в критерии аудита наравне с требовани€ми стандарта »—ќ 9001.

img08

„ем более совершенной становитс€ система менеджмента компании, чем больше инструментов, направленных на повышение эффективности системы менеджмента, реализуетс€ в компании, тем критичней компани€ начинает оценивать ценность, которую приносит ей аудит третьей стороной.  

–ост доли заказчиков, чьи ожидани€ от аудитов —ћ  на соответствие ƒ»Ќ ≈Ќ »—ќ 9001 оправдываетс€ лишь частично, нагл€дно свидетельствует об этом.


img09

 аким же критери€м должна соответствовать компетентность аудитора органа по сертификации, чтобы добавл€ть ценность компани€м с развитой системой менеджмента?

img10

Ќагл€дно видно, что компании с более развитой системой менеджмента предъ€вл€ют более высокие требовани€ к компетентности аудиторов. ѕри проведении аудита в таких компани€х аудитор должен ориентироватьс€ не просто на оценку степени соответстви€ —ћ  требовани€м »—ќ 9001, но и на оценку результативности применени€ разнообразных инструментов эффективного менеджмента и учитывать стратегические цели (или видение руководства) компании. Ѕезусловно, знание отраслевой специфики и св€занных с ней подходов к менеджменту качества крайне важно. ¬месте с тем без знаний в других област€х аудиторы не смогут добавить ценность системе менеджмента заказчика.  ќчевидно, что общих рекомендаций относительно компетентности аудиторов в части обладани€ специфическими знани€ми в области менеджмента качества, сформулированных в стандарте »—ќ 19011 (п. 7.3.3), оказываетс€ совершенно недостаточно.

Ќаиболее востребованными оказываютс€ знани€ современных методов мотивации персонала, подходов к управлению рисками, основ стратегического менеджмента и сбалансированной системы показателей, а также основ бюджетировани€, функционально-стоимостного анализа и управлени€ затратами на качество.

ќчевидно, что без знаний разнообразных инструментов и методов эффективного менеджмента услуги аудиторов по —ћ  будут востребованы только компани€ми, заинтересованными в формальном получении и поддержании сертификата на соответствие требовани€м »—ќ 9001, или компани€ми, которые только приступают к совершенствованию своих систем менеджмента, начина€ с системы менеджмента качества.

“олько поддержанием и непрерывным повышением квалификации своих аудиторов в указанных направлени€х —истемы сертификации смогут обеспечить проведение аудитов, добавл€ющих ценность заказчикам.





“акже на сайте:
ќбщие замечани€
јудит систем менеджмента качества и экологии

ѕодготовлено при поддержке:

ќ проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посв€щенных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Ќам более 7 лет, и все это врем€ ресурс пополн€етс€ новыми и новыми материалами, почти ежедневно. ≈сли вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

 роме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

ƒобавить в "»збранное"

–екомендуем

Ќаш новый проект:
¬се о качестве менеджмента
»збранные книги

–еклама на сайте





 ак сюда попасть?