–†–∞–±–Њ—З–Є–є - —Н—В–Њ –Є—Б—В–Њ—З–љ–Є–Ї –Є–і–µ–є, –∞ –љ–µ –њ—А–Њ—Б—В–Њ –њ–∞—А–∞ –і–µ–є—Б—В–≤—Г—О—Й–Є—Е —А–∞–±–Њ—З–Є—Е —А—Г–Ї. (–Ш–Ј –Ј–∞–њ–Є—Б–Њ–Ї –Љ–µ–љ–µ–і–ґ–µ—А–Њ–≤)

јудит качества как один из движущих факторов успеха компании



     ћахмутова ¬енера Ўакировна

¬едущий инженер группы системы качества ќјќ "“атнефть" институт "“атЌ»ѕ»нефть"



“ему попробую раскрыть с точки зрени€ внутреннего аудитора качества.

«ачастую проблемы, возникающие у специалистов в процессе проектировани€, начина€ от обработки исходных данных и до выпуска готовой проектно-сметной документации, остаютс€ внутри подразделени€. ’орошо, если они решаютс€ в рабочем пор€дке. ј ведь иногда они просто не бывают услышаны. ќдной из задач аудита на месте, в беседе со специалистами и руководител€ми, €вл€етс€ обобщение услышанного, доведение проблемы  до высшего руководства. «десь не идет речь о задокументированных результатах аудита.   примеру, нашему заказчику обычно проект нужно выдать "здесь и сейчас", а "завтра" начать строительство. ќтсюда сжатые сроки проектировани€. ¬ынуждены приступать к работе над проектом при недостаточных, неполных исходных данных, дополн€€ в процессе работы недостающий материал. Ёто приводит к сбо€м поэтапного проектировани€, разрозненному выполнению частей проекта. ќтсюда переделки, внесение изменений, как следствие - корректировка графиков и даже срыв сроков.  рик души руководителей всех отделов: "Ќу как можно работать с такими скудными исходными данными? „то делать? —роки жесткие". Ќа аудитах просим их предоставить такие данные дл€ информировани€ членов высшего руководства. »х приводит это в изумление!!! ¬едь все они - бывшие исполнители, главные инженеры проектов, главные специалисты, спроектировавшие не одну сотню объектов и представл€ющие важность полноты исходных данных в самом начале проектировани€. Ќа заседании центральной рабочей группы принимаетс€ решение обсудить вопрос на очередном совместном совещании с заказчиками. Ќе указываем заказчикам, а объ€сн€ем, просим, убеждаем на примерах, что от них в немалой степени зависит в будущем качественное строительство и дальнейша€ безопасна€ эксплуатаци€ объектов. ”далось достучатьс€ до одного-двух-трех - тоже результат. ѕроблема в целом не решена, но с мертвой точки сдвинута. Ќескромно было бы приписывать такие победы только аудитам качества, но иногда мнение аудиторов бывает очень весомым при прин€тии важных управленческих решений.

¬ы€вление аудитом слабых мест позвол€ет воврем€ обратить внимание на недостатки в де€тельности, процессах, предотвратить сбои в системе. Ќедостаточно внимани€ удел€лось, например, проблемам изыскателей, а ведь от качества материалов инженерных изысканий зависит качество проектной документации. ѕосле первых же аудитов поставлен вопрос улучшени€ метрологического обеспечени€ изыскателей, упор€дочен и систематизирован процесс отслеживани€ и проведени€ поверок измерительного оборудовани€. «амечани€ к производственной среде и инфраструктуре ускорили расселение сотрудников в помещени€ с соответствующими рабочими услови€ми, замену устаревшего пользовательского оборудовани€. √оворить об этом можно бесконечно долго, и ценность аудита здесь бесспорна.

јудит документации позвол€ет непрерывно ее актуализировать и совершенствовать. √рамотно составленна€ документаци€, описывающа€ де€тельность и  процессы, может стать настольной книгой дл€ начинающих молодых специалистов. ќсобенно если вспомнить начало собственной работы в качестве инженера, когда куда полезнее было бы  на начальном этапе познакомитьс€ с предпри€тием и его де€тельностью, проштудировав, например, –уководство по качеству или процедуры, описывающие де€тельность. јудит вы€вил необходимость в разработке единых форм многих документов и записей по качеству.  акого труда стоило совсем недавно начинающему помощнику √»ѕа (главного инженера проекта) разобратьс€ в "закодированных" запис€х своего наставника. “еперь задача упростилась, прозрачность и прослеживаемость хода выполнени€ множества объектов обеспечены.

Ќет сомнени€, что анализ результатов аудитов приносит пользу дл€ руководителей всех уровней. ¬сегда присутствует живой интерес к результатам проверок в смежных отделах. ƒл€ этого попробовали раст€нуть проведение полного цикла аудитов на год, отчеты готовить по каждому провер€емому отделу и немедленно проводить рассылку дл€ их анализа. ¬вели в практику выработку предупреждающих меропри€тий в цел€х исключени€ повторени€ несоответствий в других подразделени€х.

¬скоре вы€вились недостатки такого планировани€ аудитов. —тремительное развитие предпри€ти€ в услови€х рынка, возникающие в св€зи с этим новые изменени€ снижают актуальность целей аудита, они постепенно свод€тс€ к проверке соответстви€ требовани€м стандарта, а этого дл€ развити€ и улучшени€ уже недостаточно. ¬ декабре возникал резонный вопрос: "ј чего же мы все-таки хотели и с чего начинали  в €нваре мес€це?" —ложно, к примеру, оказалось осуществить оценку результативности —ћ  в свете достижени€ конкретных целей или эффективности корректирующих меропри€тий, а также проводить разрозненно дополнительные аудиты, череду€ с плановыми. — головой зарылись в отчетной документации. ќтделы, провер€емые последними, не успевали провести корректирующие меропри€ти€ на конец отчетного периода. ј ведь порою они требуют вложени€ немалых ресурсов.

¬ насто€щее врем€ вернулись к планированию проведени€ аудита за один квартал вместо раст€гивани€ на весь год, что позволило анализировать несоответстви€ в комплексе и делать адекватные обобщенные выводы. Ќе предлагаем наше решение как догму, возможно, при трех- или п€тилетнем установлении целей такое планирование было бы целесообразно. », конечно, ни в коей мере не исключаем достаточного длительного этапа подготовки к аудиту и предварительной проверки документации. “аким образом, эффективное планирование аудита - залог его успешного проведени€, подведени€ итогов, анализа результатов, своевременного проведени€ меропри€тий по улучшению.

ќтношение к аудитам разное, в зависимости от различных типов людей. Ќо в одном солидарны все: он мобилизует, подт€гивает, дает импульс к улучшению. Ќикто ведь не хочет выгл€деть хуже других, стремитс€, наоборот, показать то лучшее, что отличает именно его от всех остальных. ѕарадокс, но почти каждый внутренний или внешний аудит в любом отделе без исключени€ начинаетс€ со слов его руководител€: "Ќаш отдел уникальный. –абота очень специфична:". „то ж, приверженность специализации пон€тна и только приветствуетс€. Ќо довольно часто озвучиваютс€ идеи, которые реально могут стать факторами улучшени€ и в других подразделени€х. ј вз€ть, к примеру, роль внештатных аудиторов в самосовершенствовании. Ќу чем не внутренний бенчмаркинг? —амое позитивное они принос€т в свой отдел, дел€тс€ с коллегами и пытаютс€ применить.

Ќа наш взгл€д, на начальном этапе внедрени€ —ћ  понимание сущности корректирующих меропри€тий приходит именно на основе анализа результатов аудитов. ќн учит вы€вл€ть поверхностные и глубинные причины несоответствий, вы€вленных аудитом. ј уже затем, "по привычке", такой подход переноситс€ на анализ, вы€вление причины и устранение любых других несоответствий, будь то несоответствующа€ продукци€, либо сбой процесса, либо недостижение запланированной цели и т. д. ѕолезна€ привычка, не правда ли?

Ќапример, анализ причин несоответствий по процессу "”правление проектным производством" вы€вил необходимость организации экспертизы (согласовани€) проектов  собственными силами,.  то, как не автор проекта, может лучше защитить его? Ёто совпало с голосом заказчика. » теперь в унисон с ними проблема эта решаетс€, т€жело, в гору, вместе. «ато скатыватьс€, в хорошем смысле слова, получа€ обоюдную выгоду и удовлетворение, куда легче. «аказчик в восторге!

ј вот интересный момент. Ќе так уж много в нашем структурном объединении предпри€тий, внедривших систему менеджмента качества. —лухами земл€ полнитс€. “есно сотруднича€ с заказчиками, иногда встречаемс€ с ними на месте во врем€ проведени€ внутреннего аудита. ѕровер€ем самих себ€? ¬ызывает уважение и неподдельный интерес. —лучались ситуации, когда они присоедин€лись к аудитируемым и пытались "защитить" их от "надоедливых" аудиторов, вз€ть на себ€ часть их проблем и даже подсказать решение. ¬от так.

јудит стыков процессов, безусловно, особенно полезен и актуален дл€ любого предпри€ти€. ќн может существенно вли€ть на улучшение финансовых показателей. “ака€ задача (аудит стыков) подразумеваетс€ во врем€ любого аудита. Ќо, не закрепл€€ ее как цель аудита, недостаточно внимани€ удел€етс€ моментам перехода от процесса к процессу и передачи ответственности. —леду€ также и рекомендаци€м внешних экспертов, планируем такой аудит провести. ¬от уж где потенциал дл€ улучшени€! “ем более, когда аудит будет преследовать только такую цель.

ќтличие проектной продукции заключаетс€ в ее многоступенчатом контроле, определенном законодательством. Ќикто не упрекнет проектировщиков в наличии многочисленных проверок. ¬едь проектирование объектов строительства должно обеспечивать их безопасную эксплуатацию.  аждый специалист на своем уровне несет ответственность за определЄнные этапы работ и объем проверки, что описано в ƒолжностных инструкци€х и документированных процедурах. ¬ы€вленные в результате проверок несоответстви€ фиксируютс€ в ∆урналах контрол€ качества. ѕодписи в штампах основной надписи чертежей став€тс€ только после устранени€ несоответствий. ¬се верно, требовани€ соблюдены.

–егул€рно, согласно плану технической учебы, проводитс€ анализ ошибок: в чем же причины их по€влени€? ѕри проверке нельз€ сбрасывать со счетов высокую степень загрузки исполнителей, св€занную с увеличением заказов продукции института нефти; нельз€ не учитывать использование предыдущих аналогов как шаблонов; человеческие факторы, которые всегда присутствуют из-за специфики выполнени€ проектных работ. Ќа каком этапе можно исключить или уменьшить негативное вли€ние этих факторов?

«адумались над этим вопросом и в одном из отделов, где статистика констатировала факт увеличени€ ошибок, вы€вленных нормоконтролем. √лавный специалист обратил внимание на недостаточно четкое разграничение меры ответственности специалистов разного уровн€ при проверке качества проектно-сметной документации и, как следствие, зат€нутость процедуры устранени€ замечаний. ƒело в том, что и провер€ющий работу исполнител€ (начальник группы), и технический контролер (главный специалист), и начальник отдела наход€т и фиксируют ошибки, часто относ€щиес€ к одной и той же категории значимости. ј ведь первый отвечает, к примеру, за обеспечение ув€зки частей проекта между собой, второй - за правильный выбор принципиальных технологических и технических решений, третий - за соответствие разработанной документации техническому заданию. ¬озник вопрос: дл€ чего в таком случае нужна многоступенчата€ проверка, если каждый провер€ет одно и то же? ¬о врем€ проведени€ аудита качества главный специалист ознакомил аудиторов со своими корректирующими действи€ми по предотвращению или уменьшению ошибок. ќн разработал подробную пам€тку дл€ исполнителей и провер€ющих, в которой четко, в соответствии со спецификой де€тельности отдела, разграничил область проверки. Ќе заметил исполнитель в процессе самоконтрол€ ошибки, вход€щие в его компетентность, провер€ющий не фиксирует их, а просто возвращает проект электроснабжени€ и просит проверить внимательнее, в соответствии с инструкцией. » так на каждом этапе. ѕервоначально были возражени€ со стороны инженеров - исполнителей и даже руководителей, ведь это же все-таки не конвейер, но попробовали и не пожалели.  ак результат, сэкономили врем€, затрачиваемое на проверку проекта и его исправление, улучшили показатели качества. Ётот очень простой, но эффективный метод обсуждалс€ на аудите в других проектных отделах, в наиболее восприимчивых к изменени€м в насто€щее врем€ нашел отклик. ¬озможен пересмотр документированной процедуры верификации проекта.

ѕример демонстрирует ценность аудита не только в плане перенимани€ положительного опыта, но и вы€влени€ инициаторов улучшений, которых невозможно разгл€деть или услышать в повседневной производственной работе. јналогичных примеров множество.

јудит предполагает честную и совместную работу в цел€х достижени€ поставленных задач. –оль аудитора давно не сводитс€ только к проверке соответстви€ требовани€м, ведь он призван быть не диктатором, а мотиватором улучшени€. Ёто задекларировано в нашем  одексе этики внутренних аудитов еще 5 лет назад, когда понимание тезиса еще не было прочувствовано. ¬ противном случае давно было бы утрачено уважение к нашей работе. ƒа и отношение к аудиту как к обычной проверке, подразумевающей осуждение, порицание или наказание, давно помен€лось. Ћовим себ€ на том, что пример€ем полученные знани€ и опыт работы на себ€ и членов семьи как объектов дл€ непрерывного совершенствовани€. —огласитесь, тоже ценно!





“акже на сайте:
јудит, добавл€ющий ценность
ќсобенности проведени€ аудита "второй стороны" в системе управлени€ качеством на основе стандарта ISO 9001:2000 (√ќ—“ – »—ќ 9001-2001) в строительных организаци€х

ќ проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посв€щенных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Ќам более 7 лет, и все это врем€ ресурс пополн€етс€ новыми и новыми материалами, почти ежедневно. ≈сли вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

 роме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

ƒобавить в "»збранное"

–екомендуем

Ќаш новый проект:
¬се о качестве менеджмента
»збранные книги

–еклама на сайте





 ак сюда попасть?