Системный подход к менеджменту. Определение, понимание и руководство системой взаимосвязанных процессов для данной цели способствует результативности и эффективности организации.

Первые шаги к сертификации. Опыт украинского предприятия

В. Федулова, НПП «МАДЕК», г. Киев

Летом 2002 г. наше производственное предприятие (г. Киев) получило сертификат на систему управления качеством согласно требованиям стандарта ДСТУ ИСО 9001 версии 2001 г. (украинский аналог стандарта ИСО 9001:2000). Мой опыт менеджера по качеству позволяет предложить следующую последовательность действий тем предприятиям, которые хотят разработать собственную систему управления качеством, внедрить ее и в дальнейшем сертифицировать на соответствие требованиям стандарта ИСО 9001:2000.

Надеюсь, мои простые советы помогут вам в вашей работе.

1. На каждом предприятии, вне зависимости от сегмента рынка, на котором оно работает, существуют процессы, благодаря которым данное предприятие существует.

К таким процессам можно отнести: финансовые операции, закупку комплектующих, работу с клиентами и субподрядчиками, обмен информацией между сотрудниками внутри предприятия (внутреннее информирование), поиск новых технологический решений, управление персоналом, распределение ресурсов, маркетинговые исследование, анализ контракта, управление отделами, департаментами и службами, прием на работу новых сотрудников и т. д.

Проще говоря, любая активность и деятельность внутри любого предприятия, независимо от численности его сотрудников, - это какой-либо из процессов: основной (крупный) или вспомогательный (мелкий).

2. Конечно, всем нам знакомы такие неприятные ситуации, как срыв сроков контракта, неоперативная работа сотрудников из-за не полученной вовремя информации, «случайный» прием на работу неподходящего человека и т. п.

Чтобы этого не происходило, чтобы предприятие успешно развивалось, каждое действие внутри предприятия должно быть четко определено, систематизировано и иметь свое структурное место в последовательности процессов.

Принимая решение о разработке системы управления качеством, ориентированной на процессы (процессный подход), главное четко определиться, что вы ожидаете от системы управления качеством. Вам важен сам сертификат (красивая стильная бумажка под стеклом на самом видном месте в вашем офисе) или же вы готовы вступить на непростой путь совершенствования и роста вашего предприятия?

Как любит повторять проф. В. Н. Новиков из Государственного комитета Украины по стандартизации, метрологии и сертификации: «Что вы хотите: купить права (это про сертификат) или научиться ездить (про разработку системы)?»

Моя статья адресована тем, кто хочет ощутимо повысить профессионализм и качество своей деятельности, преимущество перед конкурентами и во много раз увеличить число заказчиков. Причем получение сертификата соответствия требованиям ИСО 9001:2000 даст вам возможность сотрудничества с иностранными предприятиями, которые сегодня требуют от партнеров предоставления такого сертификата.

3. Приняв решение о разработке методов управления процессами, руководитель вашего предприятия должен назначить ответственного за выполнение этой задачи. Желательно, чтобы он был сотрудником вашего предприятия, так как в этом случае ему будет значительно проще взаимодействовать с остальными работниками и не потребуются затраты времени на знакомство с предприятием. Такого ответственного называют представителем руководства по качеству (ПРК).

4. ПРК обязательно должен пройти базовые курсы по изучению стандарта ИСО 9001:2001, о которых можно узнать в органе по сертификации. На Украине сегодня существуют немало аккредитованных органов по сертификации, как государственных, так и частных. Курсы позволяют получить базовые знания, а также проконсультироваться у квалифицированных специалистов в ходе разработки и внедрения собственной системы управления качеством и проведения внутренних аудитов.

5. ПРК разрабатывает «Руководство по качеству» - документ, в котором регламентируется система управления качеством вашего предприятия.

6. При участии высшего руководства, руководителей департаментов и начальников служб определяются методики ликвидации несоответствий, под которыми понимается невыполнение установленных требований. Проще говоря, - то, что мешает выполнять работу должным образом. Разрабатываются также рабочие и должностные инструкции. Четко систематизируется работа каждого департамента.

Важное замечание: на начальном этапе внедрения системы управления качеством будьте готовы к невообразимо большому количеству документации - всевозможных инструкций, предписаний, алгоритмов действий в различных ситуациях, журналов:

«Несоответствия», «Учет посещений клиентами офиса», «Неудовлетворенный спрос», «Поставщики», «Результаты продаж» и т. п. Каждый документ должен быть занесен в реестр документов с указаниями сроков его актуализации (переиздания), архивации.

Назначаются ответственные за ведение того или иного журнала. Здесь нужно грамотно определить, какие документы действительно необходимы и их следует оставить в системе, а какие - ликвидировать из документооборота за их неэффективностью и ненадобностью.

7. Перед сертификацией полезно проконсультироваться в органе по сертификации или на тех курсах, где вы обучались.

8. В органе по сертификации, который в случае успешного прохождения сертификации выдаст вам сертификат на вашу систему управления качеством, ПРК должен предварительно познакомиться с программой сертификационной проверки: перечень вопросов, сроки проведения, состав аудиторской группы, которая будет проверять ваше предприятие и в конце выдаст заключение о результатах проверки.

9. Выявленные в ходе сертификационной проверки несоответствия должны быть ликвидированы в установленный аудиторами срок.

ПРК также разрабатывает и утверждает у руководства план проведения ежегодного внутреннего аудита, цель которого - выявление несоответствий и определение методов, позволяющих предотвратить появление таких же несоответствий снова.

10. После получения сертификата соответствия ваше предприятие будет ежегодно (минимум) проходить техническую проверку системы управления качеством со стороны органа, выдавшего сертификат.

Вот такие они - первые шаги в управлении качеством!

Главное - постоянно следить за функционированием вашей системы, оперативно бороться с несоответствиями и не бояться перемен, потому что грамотно разработанная система обязательно поможет вашему предприятию вырасти в мощного «бизнес-гиганта» мирового масштаба.





Также на сайте:
Аудит качества как один из движущих факторов успеха компании
Аудит, добавляющий ценность

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?