Порой ничто так стремительно не движет к цели, как отсутствие средств. (Борис Крутиер)

Председатель комитета по проблемам качества Российского Союза НИО

Ю.А. Богомолов

Анализируя историю развития и становления качества, можно заметить, что качество прошло путь от его контроля до обеспечения и всеобщего использования.

На вопрос: «Что такое в наше время качество?" - можно получить весьма простой ответ: «Степень соответствия присущих характеристик требованиям» (ГОСТ РИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»). Вместе с тем, такого объяснения недостаточно для того, чтобы качество наполнило все стороны нашей жизни. Если искать объяснения сложившемуся положению дел, то надо рассмотреть многие аспекты.

Можно представить, что качество зиждется на трех китах.

Первопричиной развития качества можно считать культуру в широком понимании этого слова. Качество порождается запросами, преобразующимися в требования. Уровень и корректность, справедливость и этика требований определяются культурой, представляющей собой совокупность достигнутых материальных и духовных ценностей общества, способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, совокупность отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Культура также характеризует особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни.

Вторым китом можно назвать идеологию — систему взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, содержатся цели деятельности, направленной на закрепление и изменение (развитие) данных общественных отношений. В развитии идеологии имеет место преемственность, поскольку здесь накапливается определенный мыслительный материал. Идеология оказывает огромное обратное воздействие на общественное бытие, на всю общественную жизнь.

Третьим китом можно считать объединение науки, техники и менеджмента, что не требует никаких объяснений.

Более просто можно сказать: культура порождает требования; идеология создает систему взглядов и убежденность в достижении цели; наука, техника и менеджмент реализуют замыслы.

Добиваясь изменений в нашем отношении к качеству, было бы полезно понять, почему единые и общие подходы к качеству получили особое преломление в восточно-азиатском опыте. На эту тему написано много статей и книг, но интересно проанализировать применительно к качеству высказывание Всеволода Овчинникова о том, что: успешная деятельность «азиатских тигров» в рыночных отношениях, продемонстрированное «экономическое чудо» стали реальностью в обществе, где доминирует конфуцианская этика: «этот нравственный кодекс делает упор не на права человека, а на его ответственность перед другими людьми, на признание взаимных обязательств».

Наша перестройка поставила нас в очень жесткие рамки официальных отношений, в которых резко снизился уровень моральной ответственности, но возросло пренебрежение к общеобязательным правовым нормам, а наша всепрощенческая философия не содействует наведению порядка. Это еще одна причина философского отношения к качеству.

Чтобы представить на каком уровне понимания и развития находится большинство наших предприятий, полезно рассмотреть историографию качества.

Начало прошлого века характеризовало качество, как соответствие продукции требованиям стандартов. В промышленности активно внедрялась система Тейлора, и для поставки качественной продукции было достаточно приемочного контроля.

С развитием производства, ростом объемов выпускаемой продукции важным техническим и экономическим показателем становится процент брака. Поскольку цена брака переносится на качественную продукцию, то на рынке выигрывают фирмы с минимальным процентом брака. Учет, анализ, выводы и принимаемые меры приводят к активному использованию статистических методов. Вводится статистический приемочный контроль, в частности, строятся гистограммы, отражающие распределение объемов выпускаемой продукции по отношению к устанавливаемым браковочным признакам. Математический анализ гистограмм переводит их в дисперсионные кривые, в том числе характеризующие среднее квадратическое отклонение от номинального значения - а (сигма). При совпадении сигмы со значениями допуска брак составляет 32% (теоретический расчет для нормального распределения).

По мере совершенствования концепций качества новый уровень приобретал новые подходы, критерии оценки, методологии и т.п., но в развитии реализовывался накопительный принцип - не отказываться от ранее созданного. На сегодня, статистический метод оценки качества преобразовался в методологию 6а (шести сигм). Это, значит, что обеспечивается такая стабильность производства, в которой количество несоответствий возможно на уровне 34 от 10 000 000 (при выпуске десяти миллионов изделий из них бракованных может быть 34).

Статистические методы характеризовали определенную концепцию качества, в которой качество продукции устанавливалось через соответствие требованиям стандарта при определенной стабильности производственных процессов. Это было характерно для 20-х годов прошлого века.

В конце 40-х годов в разных странах возникают общественные движения, анализирующие приемы фирм, направленные на увеличение сбыта своей продукции, в частности - через рекламу. Выпускаются бюллетени, показывающие объективность и достоверность рекламной информации, критикуется недобросовестное использование рекламы. Потребители и честные производители поддерживают эти движения. Деятельность этих организаций развивается, появляются средства для экспериментального исследования качества изделий, формируется сертификация продукции. Концепция качества 50-х годов характеризуется комплексным управлением, использованием стандартов BS 5750, и сертификацией продукции.

На следующем этапе обращает на себя внимание тот факт, что один сертификат, выданный на партию продукции не дает высоких гарантий равного качества всех изделий партии. Гарантия качества для данного случая усматривается в стабилизации производственных процессов, обеспечивающих равное качество для всей продукции. Таким образом, международная мысль движется в сторону сертификации производств.

В конце 70-х годов в СССР формируется движение производителей за «бездефектное изготовление продукции» (Саратовский авиационный завод). Это движение получило международный резонанс - «Zero defects». Весьма интересную роль на международной арене сыграла «Львовская комплексная система управления качеством продукции» (КСУКП). Внедренная на ряде предприятий при поддержке ВНИИ Госстандарта СССР, эта система охватывала все стадии жизненного цикла продукции, документально оформляла регламенты этапов производства. Одновременно с КСУКП действовала Государственная система аттестации продукции. Председатель Госстандарта СССР Василий Васильевич Бойцов предлагает на Генеральной Ассамблее Международной организации по стандартизации (ИСО), проходившей в Токио, использовать советский опыт в других странах. Мир настолько активно принимает предложение, что В.В. Бойцов избирается Президентом ИСО, создается Международная рабочая группа, в итоге деятельности которой разрабатываются, принимаются и рекомендуются всем странам Мира Международные стандарты ИСО серии 9000 (система качества).

Стандарты ИСО серии 9000 сформировали концепцию «универсального управления качеством», отличительной особенностью которой стала сертификация производств.

Дальнейшее совершенствование понимания, оценки, обеспечения и гарантирования качества шло по пути расширения масштабов работ, повышения безопасности производств для окружающей среды, учета специализации различных областей деятельности и предоставления результатов качества всему обществу, всем направлениям жизнедеятельности. В 90-е годы оформляется «всеобщее (тотальное) управление качеством - Total Quality Management (TQM). Четкой и однозначной формулировки этой концепции не существует, но можно привести характерные признаки TQM:

1. использование норм стандартов ИСО серии 9000 новой версии 2000 года (процессный подход) и сертификация на их основе систем менеджмента качества;

2. обеспечение соответствия стандартам ИСО серии 14000 (охрана окружающей среды);

3. активное использование стандартов QS 9000 (специализация);

4. оценка результатов с использованием механизмов международных и национальных премий по качеству.

Таким образом, качество прошло путь от приемочного контроля продукции (начало прошлого века), через ее сертификацию (50-е гг.), сертификацию производств (80-е гг.) к сертификации систем менеджмента качества в концепции TQM (с 90-х гг. прошлого века), т.е. от контроля к обеспечению.

Развитие качества тесно связано с совершенствованием метрологического обеспечения измерений в производстве.

В основе автоматизации производств традиционно используются средства измерений (термопары и датчики давления, манометры и термометры, расходомеры, и т.п.). Измерительная информация обрабатывается по определенным законам в компьютерных средствах АСУ ТП и используется для автоматического управления исполнительными механизмами. Средства измерений для технологических процессов в соответствии с принятыми у нас правилами выбираются по точности, исходя из соотношения 3 - 5 по отношению к технологическому допуску. Класс точности СИ по сложившейся традиции устанавливается при доверительном интервале, соответствующем, как правило, 3-м сигма. Такое положение дел позволяет у нас организовать производство на уровне технологической стабильности менее 4 сигма, что соответствует примерно 1 % брака. При этом еще присутствуют, так называемые ошибки 1-го и 2-го рода, связанные с погрешностями средств измерений.

Разработка высоких технологий, обеспечивающих стабильность качества на уровне 6 сигм предъявляет новые требования к средствам измерений. Принятое соотношение абсолютной погрешности и технологического допуска должно быть увеличено, как и доверительный интервал для установки класса точности СИ. Использование сложившегося у нас традиционного подхода приведет к браку на уроне ошибок 1-го и 2-го рода и практически сведет на нет достижения высокой технологии. Таким образом, приемочный контроль перестает отбраковывать несоответствующую продукцию, а создает ее из качественных результатов труда.

В настоящее время внести радикальные изменения в установление метрологических характеристик СИ не представляется возможным, а это в свою очередь создает непреодолимые препятствия к резкому снижению брака. И, тем не менее, некоторые рекомендации могут быть выданы:

1. Целесообразно оценку качества результатов измерений проводить не на основе отечественной школы интервальных оценок, а переходить к понятиям неопределенности.

2. Переходить от 100% приемочного контроля к выборочному (по установленной закономерности) контролю и минимизировать затраты на этот контроль.

3. Стремиться к интеграции метрологического обеспечения и собственной измерений с технологией.

4. При отработке высоких технологий использовать СИ с метрологическими характеристиками, соответствующими показателям качества технологического процесса (в частности СИ эталонной точности), а в рабочих процессах этих технологий использовать СИ не для контроля, а - обеспечения качества.

Изложенное ставит новые задачи для совершенствования метрологического обеспечения измерений в высоких технологиях. Остается пожелать, чтобы к их решению активно подключилась инженерная и научная общественность, не отягощенная реакционностью традиционных подходов.

МИСиС - МЕТАЛЛСЕРТНФИКАТ

УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР ГОССТАНДАРТА РОССИИ • УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР ВСЕРОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАЧЕСТВА

Семинар 29-31 октября 2003 г. __________ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА - ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВУ В БИЗНЕСЕ__________

 



CONTENT; $text = $sape_context->replace_in_text_segment($text); echo $text; ?>


Также на сайте:
Первые шаги к сертификации. Опыт украинского предприятия
Аудит качества как один из движущих факторов успеха компании

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?